Когда лучше отдавать ребёнка в детский сад? В детский сад без регистрации и смс Что нужно чтобы отдать ребенка в сад

Устроить ребёнка в детский сад - не такая простая задача, как может показаться на первый взгляд. Многие мамочки, собираясь выходить из декретного отпуска, с удивлением узнают, что мест нет, и детский сад может принять малыша только в следующем году. Можно отдать ребёнка в частное дошкольное учреждение и выйти на работу, однако стоимость услуг таких организаций довольно высока. На самом деле, пристроить малыша в государственный детсад не так уж и сложно. Главное, позаботиться об этом заранее и знать тонкости процедуры оформления.

Что говорит закон

Если рассматривать вопрос оформления малыша в детский садик в юридическом аспекте, то процедура поступления строго контролируется государством, и здесь действует определённый регламент. Основные положения можно узнать из следующих нормативно-правовых актов:

  1. Федеральный закон об образовании - № ;
  2. Федеральный закон, регулирующий предоставление муниципальных и государственных услуг - № ;
  3. Административные акты, которые устанавливаются на региональном уровне органами муниципальной власти.
Скачать для просмотра и печати:

Тонкости процедуры распределения


Для повышения качества оказываемых услуг, распределение малышей в детсады проводится электронной системой, что заметно упрощает обработку поступающих заявлений. Такой порядок действует во всех регионах страны.

Согласно общепринятым правилам, всех детей, поступающих в ДОУ, система делит на 2 основные категории:

  1. Поступающие на общих основаниях.

По этому принципу формируется порядок очерёдности предоставления мест в детских садах для детей всех возрастных групп.

Важно! Внутри льготной категории детей существует отдельная очередь. В частности, приоритетным правом зачисления пользуются малыши и родители, которым положены Федеральные льготы. После них идут детки, которым полагаются льготы муниципального уровня.

Сроки подачи заявлений

Здесь действует довольно жёсткий регламент, с поправкой на региональные особенности муниципалитетов. В большинстве случаев, приём заявлений начинается 1-го июня и заканчивается 1 сентября. При этом закон не запрещает принимать детей в ДОУ в течение учебного года, если появляются свободные места.

Особенности приёма заявлений в регионах

Сроки приёма заявлений о поступлении в ДОУ находятся в ведении муниципалитетов, поэтому могут различаться в зависимости от региона проживания. В частности, родители, проживающие в Красноярском крае, могут подавать заявки с 1 июня до 1 сентября. Для , приём заявлений заканчивается 1 июня, а подавать заявки можно с 1 марта. В Петрозаводске, решения о зачислении детей принимаются в течение учебного года, поэтому мамы могут подавать заявления в период с февраля по апрель.

Несмотря на такие различия, общий принцип зачисления малышей в детсады остаётся неизменным для всех регионов:

  • комплектование групп производится в отведённый период;
  • распределение происходит в порядке живой очереди по мере освобождения мест;
  • приоритетным правом зачисления пользуются льготные категории граждан.
Важно! Благодаря внедрению электронной системы, родители могут выбирать ДОУ и указывать очерёдность для зачисления ребёнка при появлении свободного места в группе.

Как стать очередником в детсад


Правом записать малыша в сад наделены родители и законные представители, имеющие на иждивении ребёнка дошкольного возраста. При этом предусмотрена чёткая иерархия для зачисления.

Внеочередным правом поступления пользуются дети:

  • участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
  • сотрудников подразделений особого риска, включая потерявших кормильца;
  • судей и работников прокуратуры;
  • сотрудников Следственного Комитета.

Первоочередное право поступления распространяется на детей:

  • из многодетных семей;
  • детей-инвалидов, а также находящихся на иждивении родителя-инвалида;
  • военнослужащих;
  • сотрудников полиции, включая погибших при исполнении долга либо умерших вследствие обретённого на службе заболевания;
  • сотрудников органов внутренних дел;
  • матерей-одиночек.
Важно! Помимо перечисленных категорий, приоритетными правами при поступлении в детсад пользуются дети, чьи родители наделены льготами на муниципальном уровне.

Подача заявлений через МФЦ


Чтобы воспользоваться этим способом, нужно явиться в отделение многофункционального центра по месту проживания и получить талончик в терминале. После этого необходимо дождаться своей очереди и написать заявление, представив сотруднику МФЦ следующий пакет документов:

  • паспорт;
  • свидетельство о рождении;
  • справку об имеющихся льготах;
  • медсправку, если малышу необходима группа коррекционного развития.

К дополнительным документам можно отнести справку, дающую право представлять законные интересы ребёнка, если заявление пишется не одним из родителей. Кроме этого, если малыш поступает в садик, расположенный в другом районе, не по месту прописки, придётся подтвердить факт своего проживания в этом муниципальном образовании, например, присовокупить к общему пакету договор об аренде квартиры или показать штамп временной регистрации.

После подачи документов, справку о можно получить через 3-10 дней. Отслеживать появление свободных мест можно на портале Госуслуг.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Жителям Москвы и Санкт-Петербурга


Родители, проживающие в Москве, могут подать заявление через сайт https://www.mos.ru . Для этого нужно найти на стартовой странице раздел «УСЛУГИ», далее выбрать подкатегории «ОБРАЗОВАНИЕ», «ДОШКОЛЬНОЕ» и «ЗАПИСЬ В ДЕТСКИЙ САД».

После подачи заявки, ребёнку присваивается номер очереди, а родители могут через сайт отслеживать её продвижение, а при необходимости корректировать заявление.

Для жителей Северной столицы действует похожий сайт, попасть на который можно перейдя по ссылке https://gu.spb.ru . Здесь также осуществляется приём заявлений в электронном формате, присутствует возможность следить за продвижением очереди.

Сроки, стоимость, причины отказа и компенсации


Кратко пройдёмся по основным вопросам, интересующим родителей:

  • сроки оказания услуги - в течение 3 дней с момента приёма документов ребёнка обязаны поставить в очередь, если родители обращаются в МФЦ не по месту постоянного проживания, срок обработки запроса увеличивается до 10 дней;
  • стоимость услуги - за подачу документов для оформления ребёнка в детсад, госпошлина и какая-либо другая оплата не взимается;
  • кому могут отказать - в записи обычно отказывают в случае непредставления документов, а также детям, в возрасте младше 2 месяцев и старше 7 лет;
  • - на Федеральном уровне, никаких финансовых возмещений за непредоставление места в детсаду не предусмотрено, хотя в некоторых регионах такая практика работает на муниципальном уровне.
Важно! Если при отсутствии мест в указанном для поступления детском саду родителям предлагают другое дошкольное учреждение, случай не считается отказом в оказании услуги.

Пошаговая инструкция для оформления ребёнка в детсад

Чтобы малыш гарантированно пошёл в детский сад с группой своего возраста, озаботиться его поступлением нужно сразу после рождения. Даже если предполагается, что малыш будет находиться дома с бабушкой, заявление о постановке ребёнка в очередь рекомендуется подать в любом случае. Жизнь переменчива, а пристроить малыша в садик в случае возникновения острой необходимости будет весьма проблематично.

Рассмотрим в деталях всю процедуру оформления.

Собираем документы


Оптимальный вариант: обратиться в МФЦ, где оформление нужных бумаг производится в режиме «одного окна», следовательно, занимает минимум времени.

Если в городе отсутствует многофункциональный центр, придётся обращаться в следующие организации:

  • ЗАГС - свидетельство о рождении;
  • УФМС - справка о постоянной регистрации;
  • Соцзащита - справка о льготах для внеочередного или первоочередного зачисления малыша в сад.

Средний срок изготовления необходимых документов составляет 14 дней, если обращение происходит по месту фактического проживания. Оригиналы необходимых для оформления ребёнка в детсад документов подаются в МФЦ или Департамент дошкольного образования при администрации города. Заявление о постановке малыша в очередь пишется по месту обращения.

Создаём учётную запись на портале Госуслуг


Благодаря этому ресурсу можно отслеживать статус поданной заявки и получать другую полезную информацию. В целом, процедура регистрации пользователей на портале проводится по упрощённой схеме, и предусматривает следующие этапы:

  • переход по ссылке https://www.gosuslugi.ru/ , далее, раздел создания «Личного кабинета», пункт «РЕГИСТРАЦИЯ»;
  • заполнение формы, где указывается фамилия и имя, номер мобильного телефона, электронная почта;
  • получение на указанный номер кода подтверждения, который вводится в открывшемся разделе сайта;
  • создание уникального пароля и логина для авторизованного входа в систему;
  • заполнение персональных данных: паспорт, СНИЛС.

Небольшую сложность доставляет факт, что для получения некоторых услуг на сайте, пользователю потребуется подтвердить указанные при регистрации данные. Это можно сделать следующими способами:

  • при посещении центра обслуживания;
  • электронной подписью;
  • заказным письмом.

Для подавляющего большинства граждан предпочтительнее выглядит первый вариант. Чтобы им воспользоваться, нужно найти на встроенной карте ближайший центр, и посетить его, не забыв прихватить с собой паспорт и СНИЛС.

Оформить карту Сбербанка


Этот платёжный инструмент потребуется для оплаты детского сада или получения компенсации, если ребёнок не сможет поступить в детский сад ввиду отсутствия свободных мест. Получить карточку можно в любом отделении Сбербанка, при себе нужно иметь паспорт. После получения, не лишним будет сразу запросить у сотрудника реквизиты лицевого счёта.

«Как устроить ребенка в детский сад в Москве?» - один из самых животрепещущих вопросов для жителей столицы. Также этот вопрос волнует и иностранных граждан, прибывших в столицу работать вместе с семьей.

В Москве, как и в других городах России, есть государственные детские сады, куда можно определить ребенка за незначительную ежемесячную плату. Все бы ничего, но, чтобы попасть в государственный сад нужно дождаться своей очереди.

Как отдать ребенка в государственный детский сад в Москве?

Для того чтобы отдать ребенка в государственный детский сад Москвы, необходимо вставать в очередь, что могут и имеют полное право сделать все зарегистрированные в столице родители. Для этого существуют Окружные службы информационной поддержки, иначе говоря, ОСИП. Вы можете обратиться в ОСИП, по вашему месту регистрации, где сотрудники службы помогут вам заполнить заявку и примут необходимые документы. Адреса ОСИП и их контактные данные можно посмотреть по ссылке .

В какой государственный детский сад определят вашего ребенка, зависит от вашей регистрации. В Москве 11 административных округов, в каждом из них расположены десятки детских садов, адреса которых вы можете посмотреть на этом сайте .

На сайте выберите административный район, где вы зарегистрированы, ближайшую станцию метро, укажите, что вы ищете «государственный сад» и система выведет адреса по вашему запросу.

О том, какие документы необходимы для подачи заявления в ОСИП, мы писали в предыдущем .

С недавних пор, также работает онлайн запись в детский сад на портале городских услуг Москвы. При записи вам понадобятся следующие данные:

  • ФИО заявителя,
  • страховой номер пенсионного свидетельства (СНИЛС),
  • адрес электронной почты,
  • номер телефона (домашнего или мобильного).
Также:
  • ФИО ребенка,
  • данные свидетельства о рождении ребенка,
  • адрес регистрации ребенка по месту проживания или пребывания,
  • желаемый год поступления в детское учреждение,
  • от одного до трёх детских садов, куда вы хотите оформить своего ребенка.
В случае возникновения сложностей с загруженными на сайт документами, ОСИП направит вам письмо, в ваш личный кабинет с просьбой предоставить документы в организацию.
В государственных детских садах ежемесячная оплата составляет в среднем 3000 руб., тогда как, частные садики предлагают свои услуги в среднем за 30 000 руб. в месяц.

Какие частные детские сады есть в Москве?

Конечно же, у частных детских садов есть свои преимущества, главное из которых – ждать долго своей очереди не придется. Необходимо обратиться в ближайший детский сад по вашему месту жительству, сдать документы, внести оплату, и ваш ребенок будет устроен в садик.

Нужно ли ребенку ходить в детский сад? Говорят, «домашние» дети очень трудно адаптируются в школе, потому что не привыкли находиться в коллективе.

До недавних пор считалось, что детский сад является по-настоящему необходимым звеном в развитии каждого ребенка. И действительно, «домашние» детишки часто с трудом приспосабливались к школьным правилам, к правилам общения, принятым в группе сверстников. Пожалуй, эти трудности объяснялись прежде всего тем, что таких детей было очень мало, подавляющее большинство составляли именно «садиковые» дети. Зачастую дети переходили целыми группами из «дворового» детского сада в такую же «дворовую» (то есть по микрорайону) школу. И если в этот же класс попадал ребенок, который первые семь лет жизни провел под маминым и бабушкиным крылом, ему, конечно, приходилось несладко.

Сегодня ситуация иная. Дети, никогда не посещавшие детского сада, перестали быть исключением. Кроме того, и само понятие «детский сад» в наши дни не так однозначно, как прежде. Помимо стандартного государственного детского сада, существует целый ряд других вариантов «трудоустройства» дошколенка. Так что в первый класс дети приходят с самым разнообразным «багажом»: кто-то ходил в обычный садик, кто-то - в какой-нибудь Центр развития, а кто-то и дома с няней сидел.

И вот стали слышны поначалу робкие, но набирающие силу голоса тех, кто взял на себя смелость утверждать: «домашние» дети ничуть не хуже «садиковых». Конечно, везде есть свои исключения, но, в общем и целом ребенок, воспитанный дома, а не в «учреждении», вполне может быть таким же развитым, самостоятельным, инициативным и общительным, как и воспитанник детского сада. Другое дело, что для этого родители должны не просто «хранить» драгоценное чадо дома, а работать над развитием в нем всех этих качеств.

Что же именно дает посещение детского сада ребенку? Прежде всего - возможность общения со сверстниками, включенность в группу. Вы можете быть убежденными индивидуалистами, замкнутыми и необщительными, но необходимо помнить: примерно начиная с трех лет (а уж с четырех - совершенно точно!) ребенок нуждается в общении с другими детьми. И эту возможность вы обязательно должны ему предоставить.

Разумеется, в детском саду ребенок учится общаться не только с другими детьми, но и со взрослыми. До начала школьного возраста родители, конечно, остаются единственными по-настоящему авторитетными взрослыми в жизни ребенка. Но опыт общения с воспитателями в детском саду помогает ребенку в дальнейшем избежать трудностей в установлении отношений со школьными учителями. Малыш узнает, что помимо мамы есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться, а иногда и просто подчиняться.

С этим моментом естественным образом связан и другой: в детском саду ребенок знакомится с определенными правилами поведения и учится соблюдать их. Слово «дисциплина» у многих из нас вызывает достаточно негативное отношение, поскольку ассоциируется с «уравнительной» муштрой, принятой и в садиках, и в школах советской эпохи. Но если отвлечься от этих ассоциаций и понимать под словом «дисциплина» всего-навсего умение придерживаться необходимых правил человеческого общежития, то следует признать: эти навыки ребенку необходимы.

Наконец, в детском саду ребенок получает возможности для интеллектуального и физического развития. Строго говоря, стандартные образовательные программы, принятые в государственных детских садах, оставляют желать лучшего: во многих обычных садиках занятий маловато, да и проводятся они далеко не на высшем уровне. Одного лишь «садикового» образования ребенку недостаточно. В любом случае родители должны заниматься с малышом сами. Но если «домашний» ребенок целые дни проводит исключительно перед экраном телевизора, то в детском саду он, конечно, получит несравненно больше. Рисование, лепка, конструирование, развитие речи, музыкальные занятия и физкультура - этот минимальный «джентльменский набор» обеспечит и самый простенький государственный садик. Если же вам повезет, и вы найдете по-настоящему хороший детский сад (таковыми бывают и государственные) с хорошей, обширной программой, можно рассчитывать, что вашему малышу будет там по-настоящему интересно.

Могу ли я дома обеспечить ребенку все условия, необходимые для его гармоничного развития, не отдавая его в детский сад?

В принципе это возможно. Но лишь в том случае, если вы действительно готовы к этой очень и очень серьезной работе. Самое сложное в домашнем воспитании - это, пожалуй, не интеллектуальное или физическое развитие ребенка. Как раз в этих направлениях заботливая и образованная мама может дать ребенку намного больше, чем занятия в детском саду. Значительно труднее создать малышу все необходимые условия для социального развития.

Выше мы уже говорили о главных плюсах детского сада: ребенок получает возможность общаться со сверстниками и с другими, помимо родителей, взрослыми, учится вести себя «в обществе», соблюдать правила. И если вы не хотите отдавать малыша в садик, вам нужно хорошенько продумать, каким именно образом вы предоставите ребенку эти возможности.

«Домашний» ребенок должен проводить много времени на детских площадках, играя с другими детьми. Кроме того, очень желательно обеспечить ему какого-то постоянного друга-ровесника - а лучше, нескольких друзей. Нужно возить его в гости и приглашать других детей к себе домой.

Эта задача вполне осуществима. Но нельзя забывать и о другом важном моменте - общении ребенка со взрослыми. Не секрет, что женщины, предпочитающие сидеть дома с детьми до тех пор, пока не наступит пора идти в школу, часто отличаются повышенным чувством родительского долга и стремлением непременно быть идеальными мамами. Из этого похвального стремления вытекают некоторые довольно неблагоприятные последствия: такие мамы почти всегда бывают убеждены, что попросту не имеют права доверить своего драгоценного малыша кому-то постороннему (причем в категорию «посторонних» нередко попадают вообще все другие люди - в том числе и ближайшие подруги, и бабушки с дедушками).

Если вы не отдаете ребенка в садик потому, что не доверяете воспитателям и считаете, что никто, кроме вас, не сумеет правильно обращаться с ребенком, находить нужный подход к нему, - вам нужно срочно менять эту точку зрения! Конечно, ребенка нельзя отдать в первые попавшиеся руки. Но и ограничивать его мир лишь своей собственной персоной нельзя тоже. Вам нужно понять, что ребенку необходим опыт общения с другими взрослыми, помимо мамы - пусть даже эта мама действительно лучшая в мире!

Не хотите отправлять ненаглядное чадо в детский садик - отдайте его в какой-нибудь кружок, секцию, игровую группу. Договоритесь с кем-нибудь из своих подруг, что время от времени ваш ребенок будет проводить денек у нее. Самое лучшее - если среди ваших знакомых есть такие же молодые мамы, как и вы. Вы можете составить «график посещений», по очереди принимая у себя других детишек. Пусть ваш частный «детский сад» «работает» всего лишь несколько часов в день, хотя бы пару раз в неделю: это уже принесет малышам большую пользу. Они и друг с другом научатся общаться, и понемножку будут привыкать к тому, что слушаться порой приходится не только маму.

Подходящий возраст: имеет ли смысл отдавать ребенка в ясли?

Самый оптимальный возраст для выхода «в свет» - четыре года. Да-да, не меньше! И пожалуйста, постарайтесь не слушать настойчивых советов опытных бабушек, которые всегда готовы объяснить нам, что «чем раньше, тем лучше - быстрей привыкнет»! Потому что это неправда.

Годовалый карапуз, конечно, может «привыкнуть» к тому, что любимую мамочку почему-то заменили на чужую, не слишком ласковую тетеньку. Привыкнуть - это значит смириться и молча страдать, реагируя на стресс «всего лишь» частыми простудами и другими болезнями, плохим настроением, снижением интереса к окружающему миру. Такое пассивное сопротивление - далеко не пустяк, оно очень негативно отражается на дальнейшем эмоциональном, интеллектуальном и физическом развитии малыша.

Сегодня в большинство яслей принимают детишек лишь с полутора лет. Но и это - чрезвычайно рано! Полтора года - возраст, когда только-только начинает ослабевать так называемая сепарационная тревога. Попросту говоря, малыш еще слишком сильно привязан к матери и очень болезненно реагирует на ее отсутствие, а равным образом и на появление чужих людей, особенно если они пытаются подойти к нему слишком близко.

Ни для кого не секрет, что лучше всего в яслях адаптируются «неблагополучные» детки, то есть те, кому не слишком хорошо живется дома. Об этом прекрасно знают воспитатели детских садов. Они с грустью рассказывают о том, что в каждой группе найдется один-два малыша, которые не хотят уходить из детского сада по вечерам: родители приходят, зовут с порога группы, а ребенок... поворачивается спиной, прячется за полкой с игрушками. И дело тут совсем не в том, что малыш «заигрался», слишком увлекся какими - то своими важными малышовыми делами.

Для полуторагодовалого карапуза встреча с мамой, возможность уцепиться за нее покрепче и никуда не отпускать - самое важное дело, по определению, в силу возрастных особенностей. Начиная с этого возраста страх перед незнакомыми взрослыми постепенно сглаживается, но до конца не исчезает еще довольно долго (хотя разные детишки в этом сильно отличаются друг от друга). Интерес к другим детям просыпается в малышах только к трем годам. При этом сначала они тянутся к товарищам постарше себя, потом начинают интересоваться теми, кто помладше, и только в последнюю очередь обращают внимание на своих сверстников.

Итак, ясли в полтора года могут быть оправданы только самой крайней необходимостью. Прежде чем решаться отдавать ребенка в ясли, нужно перебрать все возможные варианты, позволяющие оставить малыша дома. Поищите надомную работу, попробуйте договориться со знакомыми мамами о том, что будете по очереди «пасти» ваших детишек. Поверьте, безвыходных ситуаций не бывает и при желании всегда можно найти какую-то альтернативу яслям.

Двухлетнему ребенку к яслям привыкнуть немножко проще. Общее правило остается тем же - рано! Но из этого правила уже есть довольно много исключений. К двум годам малыш может быть действительно очень общительным, и если садик (прежде всего воспитатели!) будет хорош, возможно, ребенку там понравится. Во всяком случае, вы можете попробовать отвести ребенка в ясли, если уже убедились в том, что он не испытывает страха перед другими детьми и взрослыми, обладает необходимыми навыками самообслуживания (умеет пользоваться горшком, может самостоятельно есть), без особых страданий переживает ваше отсутствие.

При этом вы обязательно должны наблюдать за поведением, настроением малыша, состоянием его здоровья. Если вы увидите, что ваш двухлетка трудно адаптируется к яслям, - ни в коем случае не настаивайте, не упорствуйте в своем намерении приучить его к «учреждению» прямо сейчас. Поговорка «стерпится - слюбится» в данном случае не срабатывает! Негативный опыт посещения яслей скажется в дальнейшем: через год-другой, когда в группу придут «домашние» детки и адаптируются к садику без особых проблем, ваш малыш по-прежнему будет воспринимать детский сад как место заточения, будет часто болеть, плакать по утрам и вечерам.

В нашем случае применима такая народная мудрость: «Скупой платит дважды». Отправив в ясли двухлетнего малыша, который к этому не готов, вы ничего не выиграете. Выход на работу обернется регулярными больничными. Гораздо разумнее потратить время с толком: постепенно, без спешки, но настойчиво и последовательно готовьте малыша к детскому саду. Такое «вложение» вашего времени, вашей заботы окупится в полной мере. Пусть это прозвучит банально, но все-таки: что может быть дороже здоровья любимого ребенка - как физического, так и психологического?

Некоторые мамы отдают двухлетних малышей в ясли не потому, что очень нужно выходить на работу, а из «педагогических» соображений: мол, в группе ребенка приучат быть самостоятельным, он будет быстрее развиваться и т. д. Да, общаясь целый день с чужими тетями и будучи лишь одним из пятнадцати-двадцати таких же карапузов, ваш ребенок, наверное, научится держать ложку и натягивать штанишки быстрее, чем его «домашние» сверстники. Но так ли это важно само по себе? Дома он тоже учится самостоятельности, осваивает все эти необходимые бытовые навыки - а как же иначе? Это, конечно, требует вашего внимания, вашей работы и вашего терпения.

Давайте говорить честно. Приводя малыша в ясли, мы не можем даже мечтать о каком-то индивидуальном подходе, уважении личности ребенка и т. д. С детскими садами дела обстоят получше, а вот ясли никак не могут считаться местом, полезным для ребенка.

И возрастные особенности двухлетнего ребенка, и качество наших яслей, в общем-то, приводят к такому выводу: подождите, не торопитесь! Доказано, что воспитанники яслей нередко впоследствии отличаются меньшей инициативностью в принятии решений, поскольку активность и эмоциональность во многом закладываются именно в первые годы жизни.

Маме на заметку

Ребенок, плохо привыкающий к яслям или садику, не обязательно демонстрирует это явным образом. Он может вести себя достаточно послушно и даже покорно, выражая свои переживания каким-то косвенным путем. Самая распространенная форма пассивного сопротивления ясельных малышей - частые простудные заболевания.

Но есть и другие моменты, на которые обязательно нужно обращать внимание. Это сон, аппетит, поведение ребенка дома по вечерам, после садика. В первое время после начала посещения яслей или садика такие «прелести», как снижение аппетита, трудности с засыпанием и даже плач по ночам, домашние капризы и несколько сниженное или раздражительное настроение, могут считаться «нормальными». Но если спустя три-четыре недели положение дел не улучшается, можно говорить о том, что ребенок плохо адаптируется к детскому саду или яслям.

В этом случае малыша желательно избавить от посещения садика на ближайший год, а если уж это совсем невозможно - постараться смягчить травмирующую его ситуацию: оставлять его в садике только на полдня, устраивать ему дополнительный выходной в середине недели, поискать сад или ясли с меньшим количеством детей в группе.

Эти рекомендации могут показаться не слишком реалистичными. Тем не менее опыт многих мам показывает, что при желании их можно выполнить. И старания оправдывают себя, ведь в результате вы сохраняете душевное благополучие ребенка, а значит, и свое собственное.

В каком возрасте ребенку лучше всего идти в детский сад?

На этот вопрос мы уже начали отвечать. Повторим еще раз: оптимальным возрастом большинство психологов сегодня считают четыре года, а вполне допустимым - три. К трем годам ребенок уже не боится оставаться какое-то время без мамы, начинает интересоваться общением с другими детьми, обладает навыками самообслуживания. Но по-настоящему получать удовольствие от игры со сверстниками он будет лишь ближе к четырем годам.

Идеальный вариант - постепенно, без спешки и предъявления жестких требований начинать знакомить ребенка с детским садом в три - три с половиной года. Сначала ходить с ним на прогулки вместе с детсадовской группой, потом оставлять его в садике на половину дня.

Если довольно быстро обнаружится, что ребенок не против проводить время в новой обстановке, можно перейти к обычному посещению детского сада. Если же особых восторгов малыш не выражает - нет ничего страшного в том, что до четырех лет он будет посещать садик по «щадящему» режиму.

Не стоит беспокоиться из-за того, что он в чем-то отстанет от своих сверстников. Главное, чтобы после трех лет он не оставался в замкнутом домашнем пространстве, один на один с мамой или бабушкой, а постепенно расширял границы знакомого мира.

Маме на заметку

Вот очень важное, хотя и чисто «техническое» предупреждение. Все советы, которые дают психологи, авторы различных книг и пособий (в том числе и автор этой статьи) относительно детского сада несколько теоретичны. Плавная, мягкая и неспешная адаптация к детскому саду - идеал, к которому можно стремиться. Но на деле, если только вы не обладаете достаточными финансовыми возможностями, чтобы определить свое чадо в частный «семейный « детский сад (а у большинства из нас таких возможностей как раз и нет), будьте готовы к тому, что жизнь внесет свои коррективы в вашу идеальную схему.

И первое, с чем вы столкнетесь, - это очередь. Да-да, старая «добрая» очередь в детский сад времен вашего собственного детства. Еще лет семь-восемь назад мамы действительно могли неспешно переходить от одного садика к другому, сравнивать и выбирать тот, что получше.

Рождаемость в стране была низкой, детские сады пустовали и закрывались, а те, что оставались на плаву, готовы были принимать в свои стены едва ли не всех желающих, независимо от прописки в нужном микрорайоне. (Ясли, кстати, всегда оставались переполненными, но их и гораздо меньше, чем детских садов.) Сегодня детей стало больше, а количество детских садиков сократилось - как раз в те «бездетные» годы. И в самый простой, «дворовый» садик нужно записываться по крайней мере за год до того, как ребенок туда пойдет. С теми же садами, которые в вашем районе пользуются особой популярностью, можно смело начинать «дружить» еще во время беременности.

В последние годы все более распространенной становится такая практика. Ребенка в два года отдают в ясли, он к ним привыкает с трудом, и родители решают еще на год оставить его дома. Но при этом ни в коем случае не забирают документы! Уговаривают администрацию «придержать местечко», исправно оплачивают ежемесячные квитанции, чтобы сохранить возможность без проблем отправить ребенка в садик через год или даже два.

Так что делайте выводы. Детский сад нужно подыскивать заранее, по крайней мере за год, в идеале - еще раньше. Проявляйте активность, не ждите подарков от судьбы. Гуляя по улицам с колясочкой, в которой лежит ваш новорожденный, знакомьтесь с мамами детишек постарше, выясняйте, в какие сады они ходят, довольны ли они ими.

Кроме того, большую помощь в поисках хорошего детского сада может оказать Интернет. На многочисленных «родительских» сайтах существуют рейтинги школ и детских садов. Там вы можете найти отзывы о разных садиках, группах, центрах развития. К тому же у вас появится возможность задать какие-то конкретные вопросы, получить необходимый совет.

Ребенок совсем не хочет идти в садик...

Любого ли ребенка можно приучить к детскому саду?

Некоторых детей врачи, психологи и родители так и называют - «несадиковые». Что стоит за этим определением? Действительно ли бывают дети, которые ни при каких условиях не могут адаптироваться к детскому саду?

Честно говоря, таких детей, наверное, нет. Вопрос лишь в том, сколько усилий нужно приложить самому ребенку и его родителям, чтобы адаптация к детскому саду состоялась, и оправданы ли эти усилия, то есть нужно ли их совершать.

По тому, как малыши приспосабливаются к детскому саду, их можно разделить на три группы.

Первая группа - дети, которые реагируют на перемену обстановки настоящим нервным срывом. К этому почти всегда добавляются частые простудные заболевания.

Вторая группа - дети, не проявляющие признаков нервного перенапряжения, «всего лишь» начинающие часто болеть.

Третья группа - это детишки, привыкающие к садику без особых проблем и сложностей.

Так вот, каждый второй ребенок относится к первой или ко второй группе. Значит ли это, что только половина детей, которые ходят в садик, имеет шанс «прижиться» там, а все остальные должны сидеть дома до школьного возраста? Конечно нет.

В большинстве случаев проблемы адаптации разрешимы, причем на это не требуется слишком много времени. Детский сад - стресс для ребенка, но стресс вполне преодолимый. Только малышу обязательно нужно помочь справиться с этим новым и очень серьезным опытом. Столь большое число детей, испытывающих трудности в адаптации к детскому саду, во многом объясняется их неподготовленностью к новому образу жизни. Нельзя бросать ребенка в незнакомую обстановку, как в воду, в расчете на то, что он немедленно научится «плавать». Стоит заранее уделить время и внимание подготовке к посещению садика, и тогда ваш малыш, скорее всего, окажется в третьей, благополучной группе.

Несмотря на все мои старания, ребенок так и не может привыкнуть к садику. Чем это объясняется и что можно сделать?

Действительно, в некоторых случаях не помогает даже тщательная предварительная работа. Вопреки всем вашим усилиям и благим намерениям, ребенок продолжает в той или иной форме выражать протест против посещения детского сада. В чем же дело?

Прежде всего, малыш, возможно, еще не достиг подходящего возраста (этот вопрос мы подробно обсудили выше). Кроме того, как уже упоминалось, отношение ребенка к детскому саду может быть сильно испорчено неудачным опытом посещения яслей. Тут может срабатывать условный рефлекс: даже маленький ребенок помнит (по крайней мере, на подсознательном, эмоциональном уровне), что в этих стенах он уже был и чувствовал себя плохо. Если причина именно такова, то лучше всего отложить выход «в свет» еще на какое-то время (хотя бы на полгода), продолжая в этот период поддерживать связь с садиком - ходить на прогулки, подружиться на «нейтральной территории» с кем-то из детишек, которые ходят в ту же группу.

Трудности в приспособлении к детскому саду могут быть обусловлены и темпераментом ребенка. Темперамент - врожденная характеристика, его нельзя изменить, но «зато», к сожалению, можно подавлять, насильственным образом искажать. Малыши-сангвиники обычно адаптируются к новой обстановке вполне благополучно, а вот холерикам и флегматикам часто приходится нелегко. Детишки с холерическим темпераментом оказываются слишком активными и шумными, но еще больше могут страдать медлительные флегматики - они просто не успевают за остальными. А в садике это важно - шагать в ногу: вовремя поесть, вовремя одеться или раздеться, выполнить какое-то задание...

Внимательно понаблюдайте за своим малышом, расспросите воспитателя о том, как именно ребенок проводит день в группе. И если вы решите, что сложности в адаптации связаны именно с «неудобным» для садика темпераментом, обязательно обсудите это с воспитателями. Объясните им, что малыш ведет себя «неподобающим» образом не потому, что в чем-то виноват, а потому, что не может по-другому.

Не стесняйтесь быть настойчивыми и твердыми, сообщая воспитателям, что вашего карапуза-флегматика ни в коем случае нельзя постоянно теребить, подгонять, а уж тем более ругать за медлительность. Расскажите им (и, конечно, имейте в виду сами), что под давлением со стороны взрослых ребенок-флегматик лишь становится еще более медлительным и пассивным.

Его нервная система функционирует таким образом, что при избыточной стимуляции вообще включается «аварийное торможение», и ребенок впадает в настоящую прострацию. Зато, если такого ребенка не тревожить, он умеет доводить начатое до конца, спокоен и уравновешен, аккуратен и надежен. Что же касается медлительности, то по мере роста и развития ребенка она будет постепенно сглаживаться. Темп деятельности флегматика все равно будет несколько снижен по сравнению с сангвиниками и особенно холериками - темп, но не результативность! В то время как торопливый холерик дважды натянет на себя все одежки наизнанку и вверх ногами, а воспитательница наконец переоденет его правильно, ребенок-флегматик как раз успеет один раз, но верно и аккуратно застегнуть все пуговицы и даже, может быть, завязать шнурки. Все это непременно нужно объяснить воспитателям, чтобы они запомнили: чем меньше они будут дергать и торопить вашего «тихохода», тем быстрее он «выровняется», привыкнет к обстановке детского сада и начнет успевать делать все, что нужно.

А что же делать с теми самыми торопливыми холериками, которые ни секунды не сидят на месте и вообще часто напоминают маленький смерч? Понятно, что такой темперамент не вызывает особых восторгов у воспитателей в садике. Но опять же необходимо поговорить с персоналом и объяснить, что малыш «буйствует» не из-за недостатка воспитания, а в силу врожденных особенностей личности. Подскажите воспитателям, что вашего «ураганного» ребенка хорошо бы по возможности занимать какой-то активной деятельностью. Если он разбрасывал игрушки, то наверняка с тем же удовольствием и быстротой соберет их - если его попросить, а не заставлять. Как правило, в детских садах детям все-таки разрешают довольно свободно двигаться - бегать и прыгать (разрешают хотя бы потому, что невозможно заставить двадцать трехлеток долго и тихо сидеть на стульчиках!).

Если же вам попадутся очень строгие воспитатели, которые требуют от детей, чтобы те и на прогулке стояли на одном месте или ходили взад-вперед парами, - что ж, в этом случае лучше всего поискать других воспитателей. (Это, кстати, относится не только к проблемам детей-холериков! Муштра, подавление, жесткое ограничение естественной активности вредны для любого ребенка, независимо от темперамента.)

Наконец, в поисках причин плохой приспособляемости ребенка к садику подумайте еще вот о чем: а легко ли вы сами адаптируетесь к новым условиям? Любите ли вы находиться в шумных компаниях? Если ребенок растет в обществе замкнутых, мало общительных родителей, то, скорее всего, и сам он будет предпочитать тихие игры в одиночестве. Такому малышу обычный многолюдный садик действительно может быть противопоказан, но в то же время его ни в коем случае нельзя оставлять в изоляции! Его непременно нужно «выводить в свет», хотя и делать это ненавязчиво и аккуратно, малыми «дозами». Очень неплохо определить такого «затворника» в игровую группу, в которой мало детей и где не нужно проводить целый день.

Кому лучше остаться дома

В обычный, стандартный садик не следует отдавать ослабленных, часто болеющих (еще и до всякого садика!) детишек, а также малышей с неустойчивой нервной системой. Это не значит, что таких детей вообще никуда нельзя отправлять. Просто нужно учитывать, что если ваш малыш не слишком здоров, это означает его повышенную чувствительность, уязвимость. К нему нужно подходить с особой осторожностью, а садик выбирать еще более тщательно, чем в случае с «обычным» (если только такие бывают на свете!) ребенком. Существуют специальные оздоровительные детские сады, но на одно лишь название полагаться не следует: если в группе пятнадцать человек и один воспитатель на две смены - большого оздоровительного эффекта посещение такого сада вашему крохе не принесет.

Если вы не планируете провести ближайшие годы на больничном по уходу за ребенком, отложите до поры мечты о садике и начинайте самостоятельно «оздоравливать» малыша: следите за его режимом и питанием, побольше гуляйте, если позволят врачи - начинайте закалять. Попробуйте изыскать возможности для того, чтобы ребенок хотя бы пару раз в неделю посещал какую-нибудь «школу развития», игровую группу. Если это никак невозможно, по крайней мере выбирайтесь с ним в гости, чтобы он понемножку «отрывался « от вас, узнавал, что мир вокруг широк и не опасен.

Видео от Яны Счастье : интервью с профессором психологии Н.И. Козловым

Темы беседы: Какой женщиной нужно быть, что успешно выйти замуж? Сколько раз женятся мужчины? Почему нормальных мужчин мало? Чайлдфри. Воспитание детей. Что такое Любовь? Сказка, которой бы лучше не было. Плата за возможность быть рядом с красивой женщиной.

Ребенка пора записывать в ДОУ, а вы не знаете, с чего начать? Не паникуйте. Приготовьте себе чашечку ароматного чая, сделайте глоток, выдохните и ознакомьтесь с подробной инструкцией от сайт.

Шаг 1. Подготовить документы.

Пояснение для молодых родителей: как только вы выпиcываетесь из роддома, сразу же направляйтесь в местный Многофункциональный центр (МФЦ) по месту вашего пребывания. Там вам оформят все необходимые документы: свидетельство о рождении, свидетельство о регистрации (форма №8) и СНИЛС.

Если же в вашем городе или районе еще нет такого заведения, то придется немного побегать: в ЗАГСе вам оформят свидетельство о рождении, в отделении федеральной миграционной службы – документ о постоянной регистрации, а СНИЛС можно будет получить в отделении пенсионного фонда. Примерное общее время изготовления документов составляет две недели.

Все эти документы вам будет необходимо предоставить в оригиналах при поступлении в желаемое ДОУ.

Полный список МФЦ с адресами и телефонами можно найти

Шаг 2. Зарегистрироваться на портале Госуслуг.

А пока документы готовятся, самое время создать свой профиль на сайте Госуслуг . Сайт не сложен - нужно всего лишь заполнить свои данные и подождать некоторое время для их подтверждения. Единственная «загвоздка» — окончательное подтверждение вашей учетной записи (после всех виртуальных проверок). Для того, чтобы подтвердить вашу учетку, необходимо:

  • обратиться в Центр обслуживания (ЦО);
  • получить код подтверждения личности по почте;
  • воспользоваться усиленной квалифицированной электронной подписью или Универсальной электронной картой (УЭК).

Поскольку последние два варианта не совсем удобны, предлагаем воспользоваться списком ЦО - https://esia.gosuslugi.ru/public/ra/ .

Шаг 3. Оформить дебетовую карточку Сбербанка (если у вас ее нет).

Нужно обратиться в ближайшее отделение Сбербанка и попросите выпустить вам обычную дебетовую карточку. Для оформления вам понадобится только паспорт. В последующем эта карточка понадобится вам для получения компенсации за оплату детского сада (ст. 52.2 Закона Российской Федерации от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании»).

Срок оформления карточки - две недели. И не забудьте попросить у сотрудника банка реквизиты вашего счета.

Шаг 4. Заполнить электронное заявление на сайте Госуслуг.

И снова возвращаемся к сайту Госуслуг. Найти заветную кнопочку можно, пролистав главную страницу вниз, либо нажав на кнопку «Получить услугу» и выбрав нужную услугу из списка. Дальше уже спокойно и внимательно нужно будет заполнить объемное заявление.​ Не забудьте при заполнении заявления отметить наличие у вас льготы, если она имеется.

Будьте аккуратны - при заполнении правильно проставляйте желаемый код поступления, имейте минимальные представления о местонахождении и номер ближайших садиков и закрепленных за ними школ.

Также обратите внимание на разделы с выбором вариантов, например, «Желаемый год поступления». На сегодняшний день для зачисления ребенка в группу кратковременного пребывания ему на момент 1 сентября предполагаемого года поступления должно быть не менее 1 года 6 месяцев, а для группы полного дня пребывания - 2 года 8 месяцев. Исходя из этих расчетов и нужно проставлять дату.

Шаг 5. Подать документы.

После рассмотрения вашего заявления, вам будет присвоен номер в очереди на зачисление. На сегодняшний день этот номер не имеет какого-то приоритетного значения при поступлении, но! что важно - при достижении ребенком 3 лет вам обязаны предоставить место в ДОУ или компенсацию.

Комплектовать детские группы начинают весной (примерно в апреле-мае), и тогда же вас могут попросить приехать подать оригиналы документов. Оповещение обычно приходит на электронную почту или смской.

Не пренебрегайте ксерокопиями и не забывайте оригиналы - цените свое время и время работников распределительной группы.

Шаг 6. Оформить медицинскую карту.

Последний рывок. Вы молодец, раз проделали всю описанную выше работу и остался последний шажок.

После подачи документов у вас будет примерно месяц, чтобы оформить ребенку медицинскую карту, необходимую для поступления в сад. Участковый педиатр назначит вам специалистов, которых нужно будет пройти. Не медлите после получения необходимых направлений, как правило, на оформление карты уходит не меньше 1-2 недель.

С готовой картой вам вновь нужно будет вернуться в распределительный центр или же самостоятельно отнести ее 1 сентября медсестре детского сада, в который вы пойдете (лучше уточнить этот момент при подаче документов).

Также не забудьте, что кроме красивого букета для воспитательницы нужно будет принести справку из детской поликлиники об отсутствии болезни. Она действует 5 дней с момента получения и оформляется участковым педиатром.

Олеся Маевская