Конспект занятия образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для старшего дошкольного возраста «Дом дружбы. Конспект по социально – коммуникативному развитию в ДОУ «Наше настроение Конспект занятия по направлению социально коммуникативное

Интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности

«Путешествие в сказочный лес»

Воспитатель: Ребята! Вы знаете, сегодня со мной произошла удивительная история. Утром у нас в группе позвонил телефон, я взяла трубку, и как вы думаете – кто мне звонил?

Дети размышляют.

Воспитатель: Догадываетесь? Нет.

Я бы тоже никогда не догадалась. Это была фея, она звонила из одного сказочного леса. И сказала, о том, что отправила нам видео письмо.

Ребята, если вам интересно, то мы можем его посмотреть и узнать, о чём нам хочет рассказать лесная фея.

Дети: Нам интересно и хочется узнать, что сообщила нам фея.

Слайд №1: воспитатель обращает внимание детей на экран, на котором демонстрируется картинка с изображением сказочноголеса.

Слайд №2: картинка с изображением сказочного леса в тумане.

И вот, злой волшебник, напустил на лес туман, и всё заколдовал.

Все жители леса застыли, не прыгают, не бегают, не летают, не поют.

С егодня, в моём лесу особенный день, когда оказавшись в нём, вы ребята сможете помочь нам освободиться от злых чар волшебника.

Воспитатель: Ребята, я хочу с вами посоветоваться — отправляемся мы на помощь жителям сказочного леса?! или отложим эту просьбу на потом.

Дети: Надо идти на помощь, надо помочь жителям леса и т.д.

Воспитатель: Я тоже так считаю, если кто то, просит о помощи, надо обязательно помочь им.

Хочу, ребята предупредить вас, это ведь сказочный лес, и в нём могут подстерегать нас разные неожиданности. Не испугаетесь?!

А ещё нам надо будет выполнить разные задания. Готовы?!

За правильное выполнение задания получите волшебные звездочки, которые помогут развеять злые чары.

Воспитатель: Хорошо. Ну, а какие же дети отправятся со мной в сказочный лес, может быть злые?

Дети: Нет. Добрые.

Воспитатель: Мы возьмём в путешествие не трусливых, а каких детей?

Дети: Смелых.

Воспитатель: В путешествие отправятся не ленивые, а какие?

Дети: Трудолюбивые.

Воспитатель: И не грустных возьмём с собой, а каких?

Дети: Весёлых.

Воспитатель: А как же нам оказаться в сказочном лесу, кто знает?

Дети: Нам понадобится волшебный транспорт?

Воспитатель: Какой?

Дети: Волшебный самолёт, ступа, ковёр самолёт и …т.д

Воспитатель обращает внимание на один из ответов детей (ковёр самолёт)

Воспитатель: А у меня есть ковёр самолёт, посмотрите какой. Здесь есть для каждого посадочные места, полетим на нём?

Воспитатель раскладывает «ковёр самолёт», дети берутся за ручки и готовятся в путь.

Воспитатель: Нам надо вместе взлететь и приземлиться. Все готовы?

Дети: Да.

Дети вместе с воспитателем под музыку поднимают и опускают ковёр

3раза, идут (летят)по кругу,

Воспитатель: Вот мы и прибыли в сказочный лес, присаживайтесь на полянку.

Дети садятся на ковёр самолёт – он же полянка.

Воспитатель: Ну, что понравилось вам летать на ковре-самолёте?

Дети: Да, нам понравилось летать.

Воспитатель: Ребята, а нас уже встречают, посмотрите.

Слайд №3: на экране появляется лесная поляна с большим дубом и совой.

Сова: Здравствуйте мои друзья. Меня зовут. Я очень рада видеть вас в нашем сказочном лесу. Что бы, помочь жителям нашего леса, вам нужна карта. Но злой волшебник забрал её и порвал на разные части.

Воспитатель: Ребята, что же нам делать?

Дети: Надо поискать карту?

Воспитатель: Давайте начнём поиски карты с нашей поляны.

Дети и воспитатель ищут на поляне-коврекарту, находят конверт замаскированный под цветок, прикрепленный липучками.

Воспитатель: Молодцы ребята.

Воспитатель достаёт из конверта порванную на части карту.

Воспитатель: Ой, ребята, а карта действительна порвана. Как же теперь мы узнаем куда идти, и кому нужна помощь?

Дети: Надо карту собрать.

Воспитатель: Если мы соберём карту правильно, то она появится на этом волшебном экране.

Дети и воспитатель садятся на поляну и собирают карту.

Слайд № 4: на экране появляется карта леса.

Воспитатель: Ребята, мы с вами собрали карту правильно, и теперь мы обязательно поможем жителям леса. Первое задание вы выполнили правильно, получите золотую звёздочку.

Воспитатель вручает каждому ребёнку золотую звёздочку

Дети и воспитатель рассматривают карту.

Воспитатель: Ребята, мы должны договориться, куда мы пойдём прямо, налево или на право?

Дети: Дети идти надо прямо, по стрелке.

Воспитатель: Прекрасно, тогда ищем стрелку, которая указывает дорогу «Прямо».

Дети находят стрелку «Прямо», идут и поют песню.

Нам в лес волшебный нужно

Спешить на помощь дружно

Идём мы друг за другом

Тропинкою лесной

Мы выполним задания

Приложим все старанье

И после непременно

Вернёмся мы домой.

Воспитатель и дети приходят к «Поляне цветов».

Внимание детей на экран.

Воспитатель: Посмотрите, нас уже встречают.

Слайд № 5: На экране появляется цветок, а вокруг него цветы без лепестков.

Цветок: Здравствуйте ребята! Меня зовут???. Злой волшебник напустил на нашу поляну цветов, сильную бурю, и все лепестки унесло ветром. Только я один и остался. Помогите пожалуйста, моим друзья -цветам вернуть свои лепестки?

Воспитатель: Ну что ребята, поможем?

Дети: Да поможем.

Воспитатель: А что бы легче было справиться с заданием, предлагаю размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Выполняем все движения согласно тексту стихотворения:

Девочки и мальчики!

Расправьте свои пальчики!

Пополам согните,

В кулачок сожмите!

Раскройте ладошки,

Встряхните немножко!

Чтобы нам рисовать

Надо пальчики размять.

Воспитатель: Ребята, при выполнении задания будьте внимательны, лепестков должно быть столько же, сколько квадратов внизу, и лепестки должны быть таким же цветом как квадраты.

Звучит музыка. Дети садятся за столы, где разложены краски, листок с заданием для рисования пальчиками лепестков для цветов.

Воспитатель: Если вы всё сделали правильно, то цветы на поляне вновь оживут.

Слайд № 6: Цветочная поляна с красивыми цветами.

Со вторым заданием вы отлично справились, получите золотую звёздочку.


Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что эти цветы живут на поляне данным давно. Они всё слышат и всё запоминают – кто здесь бывает, о чём говорят. И мы от них сейчас узнаем, кто здесь был, и о чём говорил?

Воспитатель: Ложитесь на поляну, закрывайте глаза и слушайте. Голос цветов необычный, он похож на музыку. Послушайте, о чём говорят цветы.

Дети лежат на поляне и слушают музыку – голос цветов. Звучит музыка.

Воспитатель: Ребята кто из вас расскажет, что ему рассказал цветок.

Дети: Мне цветок рассказал, что приходил к нему злой волшебник. А мой цветок сказал, что у него есть друг, маленькая пчёлка и т.д.

Воспитатель тоже рассказывает, что он слышал.

Слайд № 7 На экране появляется карта леса

Воспитатель: Ну что ж, пора отправляться дальше, в какую сторону нам идти?

Дети: В правую. По стрелке, которая показывает вправо.

Дети и воспитатель ищут стрелку, которая указывает дорогу вправо и следы (следы ног и рук)

Воспитатель: Какая необычная дорога, какие-то следы: отпечатки ног, ладоней. Как же по ней идти? Кто то, знает?

Дети вспоминают, что они выполняли такие задания. На следы надо наступать, на ладошки класть ладошки и идти вперёд .

Слайд № 8: Лес с тенями зверей.

Воспитатель обращает внимание детей на экран.

Воспитатель: Мы пришли на поляну заколдованных зверей. Я вижу, что злой волшебник очень плохо поступил с животными, он их превратил в стекляшки, а потом разбил. Так, что тени есть, а зверей нет. Спасти их можно, собрав по частям. Вы готовы разкалдавать зверей?

Дети: Да мы готовы.

Воспитатель: Я знаю, что здесь есть волшебные лаборатории, где можно расколдовывать злые чары и поступки. И вы туда сейчас отправитесь. Но кто, в какой лаборатории будет работать, вы сейчас узнаете.

Воспитатель берёт мешочек с цифрами, ребята по очереди достают из него цифру и узнают номер своей лаборатории. На столах – лабораториях лежат конверты с геометрическими фигурами и тенью животного, которого надо собрать из геометрически фигур. Дети выполняют задания в парах.

Воспитатель: Фигуры каких животных, вы разкалдовали?

Дети: Мы разкалдовали лису, а я зайца, а мы волка и т.д.

Воспитатель обращает внимание детей на экран.

Воспитатель: Ай да ребята, ай да молодцы! Если мы с вами правильно зверей расколдовали, то они сейчас появятся в лесу. Смотрите.

Слайд № 9: На экране оживают лесные звери.

Третье задание вы выполнили и все получите золотую звёздочку.

Воспитатель вручает каждому ребёнку золотую звёздочку.

Воспитатель: Ребята, если вдруг опять появится злой волшебник, давайте зверям напомним, куда им надо спрятаться.

Дети: Лисе надо спрятаться в нору, волку прятаться в логове, заяц спрячется под кустом, белка в своём дупле, медведь спрячется в берлоге, ёжик пусть прячется под пенёк.

Воспитатель: Нам пора отправляться дальше в путь.

Слайд № 10: На экране вновь появляется карта леса.

Воспитатель: По какой дороге мы отправляемся дальше?

Дети: По дороге, которая ведёт влево.

Воспитатель: Вы ещё не устали, готовы идти дальше?

Дети: Да, готовы. Мы не устали.

Воспитатель и дети идут влево и беседуют.

Воспитатель: Ребята, если нам станет грустно, то какое выражения лица у нас будет, покажите друг другу.

Дети показывают грустное лицо.

А если нам станет страшно?

Дети показывают лицо со страхом.

А сейчас, у нас весёлое настроение?!

Все ребята улыбаются

Воспитатель: Ребята, то в лесу очень тихо, послушайте? Да?

Дети слушают тишину.

Воспитатель обращает внимание детей на экран.

Слайд №10: Появляется сова.

Сова: Ребята, вы уже заметили, что птицы не поют в нашем лесу, потому, что волшебник название птиц смешал с разными предметами.

Помогите им освободиться?

Воспитатель: Я знаю одно весёлое стихотворение, которое нам поможет. Ведь смех может разрушить зло. Я буду читать, а вы внимательно слушайте и если заметите, что среди прилетевших птиц есть не птицы, а какие то, предметы – громко хлопайте в ладоши. Смотрим на экран.

Прилетели птицы

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи.

Прилетели птицы

Голуби, синицы

Вороны, ресницы

Галки, башмаки

Прилетели птицы

Страусы, ежи

Воробьи, ужи

Прилетели птицы

Бублики, кукушки

Болтики , игрушки

Прилетели птицы

Ласточки, драконы

Скворцы и макароны

Аисты, кукушки

Кошки и индюшки.

С помощь такого шутливого стихотворения мы освободили всех птиц.

На слайде по ходу чтения стихотворения птицы освобождается от предметов.

Четвёртое задание вы выполнили и получите золотую звёздочку.

Воспитатель вручает каждому ребёнку золотую звёздочку.

Слайд № 12. Сказочный лес без волшебства. Звучит пение птиц.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой стал лес, красивый, туман исчез, слышите, радостно запели птицы, звери весело играют.

Воспитатель: А каким чистым стал воздух в этом лесу, как легко стало дышать. Давайте все вместе глубоко, глубоко вдохнём этот воздух.

Дыхательное упражнение «Чистый воздух» — 3 раза.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы славно потрудились, много волшебных звездочек заработали, помогли расколдовать лес — справились со всеми проказами злого волшебника.

Ну что ж, нам пора обратно возвращаться в детский сад.

Где наш ковёр самолёт?

Дети и воспитатель занимают посадочные места на ковре самолете. Три раза поднимают его, бегут по кругу и приземлятся.

Воспитатель: Вот мы и в детском саду.

Ребята, во время путешествия по волшебному лесу, звездочки вы собирали не просто так. Дело в том, что Злой волшебник погасил на небе все звезды, а ведь некоторые животные ведут ночной образ жизни, ваши звездочки будут им светить. Вы по одной звездочке приклеите на это небо, но будите клеть следующим образом: если вам сегодняшнее путешествие понравилось, звездочку одну приклейте на светлую часть неба, если не понравилось, на темную часть неба.

Ребята выполняют действие.

Остальные золотые звёздочки оставьте себе на память, о нашем путешествии в волшебный лес.

Воспитатель: На этом наше сегодняшнее приключение заканчивается, а впереди нас ждет еще очень, много новых путешествий!

Номинация: конспект деятельности по социально коммуникативному развитию детей дошкольного возраста.

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ детский сад № 64
Месторасположение: Ростовская область г.Новочеркасск

Уличнова Любовь Михайловна

воспитатель

МАДОУ № 59 г.Калининград

Конспект открытого занятия по социально-коммуникативному развитию (нравственному воспитанию) в старшей группе «Почемучки» -« Праздник доброты и вежливости .»Цели и задачи:

Закрепить знания детей о значении слов - добро, доброта, вежливость

Учить детей проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи

Развивать речь, внимание, память, умение выразительно читать стихи

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.

Активизация словаря: спасибо, пожалуйста, извините, добрый день, до свидания

Методы и приемы: словесный - беседа, объяснение, наглядный - показ.

Сегодня я приготовила вам сюрприз. Приглашаю всех на праздник доброты и вежливости. Но прежде предлагаю поиграть в новую игру «Пора вставать». Для этого вам нужно присесть на корточки, закрыть глаза и представить, что вы спите. А я иду по кругу, глажу каждого по голове и говорю:

Мои детки, мои детки

Мои детки крепко спят.

Мои детки, мои детки

Потихонечку сопят.

Дети, закрыв глаза, делают шумный вдох носом и выдох через рот.

Воспитатель: Солнце встало! Хватит спать!

Дети «просыпаются» и, встав на носочки, и подняв руки вверх, делают вдох, затем опустив руки вдоль туловища и опустившись на всю ступню, делают выдох.

Воспитатель: Проснулись! Улыбнулись! Здравствуйте!

Возьмитесь за руки и, поворачивая голову к рядом стоящему другу, глядя прямо ему в глаза, ласково скажите: «Саша, не сердись, улыбнись».

Я желаю, чтобы сегодня у нас с вами было все по-доброму, замечательно и приглашаю сесть поудобнее. Пусть вам будет тепло, хорошо и уютно.

Воспитатель читает детям стихи Н. Красильникова

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро - улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

А как вы думаете, что такое «добро»? Доброта? (ответы) . Знаете, а добро бывает разное. Одно добро - это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже потрогать руками. Другое добро можно услышать - это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы и я и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро? (ответы)

Каждый человек должен иметь добрую душу, добрые слова, чтобы всем помогать, кто попал в беду и, конечно, всех любить. А как говорят о таких людях? Какие они? (ответы) Действительно, о таких людях говорят: «Это добрый человек». А добрые дела добрых людей называют добрыми поступками. Давайте мы с вами заглянем в нашу волшебную шкатулку и узнаем, кто из вас делал добрые дела и какие. Слышали ли вы когда-нибудь о вежливости? Кого можно назвать вежливым человеком? (ответы) Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Чтобы стать вежливым, надо знать вежливые слова и уметь ими пользоваться. От этих слов становится теплее и радостнее всем окружающим. Доброе слово может подбодрить в трудную минуту, рассеять плохое настроение. В народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Как вы это понимаете? (ответы) Поэтому, прежде чем что-то сказать своему товарищу или маме, подумайте: не обидят ли их ваши слова?

«Обидное слово сказать не спеши не разобравшись в деле душевная рана бывает больней тяжелой раны на теле».

Физминутка:

Поднимаем руки выше,

Опускаем руки вниз.

Ты достань сначала крышу

Пола ты потом коснись.

Выполняем три наклона,

Наклоняемся до пола,

Выполняем рывки руками

Раз - два - три - четыре - пять

А теперь мы приседаем

Чтоб сильней и крепче стать

Вверх потянемся потом.

Шире руки разведем.

Мы размялись от души

И на место вновь спешим.

Я уверена, вы тоже учитесь быть добрыми, вежливыми людьми и знаете добрые слова.

А как их надо произносить? (ласково, негромко, глядя в глаза человеку, которому их говоришь) Попросите меня вежливо поиграть с вами, (просят) Я с удовольствием поиграю с вами в игру «Доскажи слова». Я начну, а вы заканчивайте, хором дружно отвечайте.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого - спасибо.

Зазеленеет старый пень

Когда услышит - добрый день.

Когда вас ругают за шалости

Вы говорите - простите, пожалуйста.

Давайте никогда не будем забывать добрые и вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говоришь ласково, нежно, негромко, глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что от улыбки хмурый день светлей. И я вас хочу вежливо попросить: поиграйте, пожалуйста, в подвижную игру: «Всем, кто вежливым растет». Все дети встают в круг. Один идет за кругом. Все вместе говорим.

Всем, кто вежливым растет

мимо друга не пройдет!

Даже в самой жуткой спешке

«Здравствуй» он произнесет.

Тот, за чьей спиной остановился ведущий, выходит из круга. Они бегут в разные стороны при встрече быстро здороваются за руку. Всем сегодня хорошо и весело. А еще я для вас приготовила задание. Если текст учит вежливости и добру, вы хором отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья». А если загадка не по душе - промолчите.

  1. Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?
  2. Кто из вас, проснувшись бодро, с добрым утром скажет твердо?
  3. У кого из вас в порядке книжки, ручки и тетрадки?
  4. Кто из вас в трамвае тесном уступает старшим место?
  5. Кто из вас молчит как рыба вместо доброго «спасибо»?
  6. Кто быть вежливым желает,малышей не обижает

Вероника Беляева
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Дружба»

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию

в старшей группе

Тема: «Дружба»

Образовательная область : социально-коммуникативное развитие

Цель занятия : обобщить и расширить знания детей о дружбе.

Задачи образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»:

Развитие у ребенка осознанного эмоционально - положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру

Умение обходиться с эмоциональными состояниями, мнениями и желаниями самого себя и других

Развитие социально - значимых навыков поведения, навыков регуляции своего поведения

Формировать умение понимать и оценивать чувства и поступки других,

Формировать положительное взаимоотношение между дошкольниками, взаимовыручку,

Закреплять умение участвовать в совместной игре.

Развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства.

Задачи образовательной области: «Познавательное развитие»:

Обобщить знания детей по теме дружба.

Формировать умение из частей составлять единое целое.

Задачи образовательной области: «Развитие речи» :

Закреплять знания пословиц и стихов о дружбе

Задачи образовательной области: «Физическая культура» :

Закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом во время динамических пауз

Задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» :

Совершенствовать навыки рисования цветными карандашами;

Формировать опыт рисования разного настроения людей.

Оборудование и материалы: кукла Незнайка, магнитофон, аудио-песня «От улыбки» И Шаинского, разрезные картинки, проектор, презентация слайдов, ватман, цветные карандаши.

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель предлагает встать детям в круг.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся.

И друг другу улыбнёмся

Ребята, когда я сегодня шла на работу, то около детского сада встретила Незнайку. Он сидел на крылечке и плакал. Я его спросила: «Почему ты плачешь, Незнайка?». А он сказал, что с ним никто не хочет дружить и он вообще не знает, что такое дружба.

Основная часть

Беседа на тему «Что такое дружба?»

Ребята, а вы знаете, что такое дружба, друг? (ответы детей)

А вы - дружные ребята? (да)

А почему вы так думаете? (потому что мы помогаем друг другу, заботимся, стараемся делать так, чтобы не обижать друг друга)

А с чего начинается дружба? (с улыбки, со знакомства, с ласкового слова, с общих интересов и т. д.)

Как вы думаете, какого цвета дружба? А какого запаха? (ответы детей)

С чем можно сравнить крепкую дружбу? (с железом, камнем, цепью, канатом, замком, солнышком, песней и т. д.)

Почему мы называем другом только некоторых людей?

Кто хочет рассказать о своем друге или подруге?

Расскажите, как его зовут. Где вы с ним познакомились. Почему вы считаете его (ее) своим другом (подругой). Когда он вел себя как настоящий друг (чем поделился, помог, защитил себя?

Рассказы детей.

В: Как много вы знаете о дружбе, молодцы. А сейчас покажем, Незнайке, какие мы дружные (дети встают на ковре). Я предлагаю вам сплести паутину добрых слов.

Кто из вас любит слушать что-нибудь приятное в свой адрес? (ответ детей)

А кто любит и умеет говорить приятные слова своим друзьям? (ответ детей)

У меня есть «клубочек дружбы», который я передам Косте. Он обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Тот из вас, у кого оказался клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т. д.

(Дети выполняют задание).

А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? (ответ детей)

Ребята, а вы знаете секреты дружбы? Давайте их разгадаем и расскажем Незнайке.

Первый секрет дружбы.

Хотите узнать первый дружбы секрет? (дети: да)

Тогда слушайте песенку.

Звучит песня «От улыбки» И. Шаинского

Скажите мне, пожалуйста, так с чего же начинается дружба? Правильно, с улыбки. Посмотрите как быстро, легко и просто вы разгадали первый секрет. Скажите, а с каким человеком приятнее общаться с тем, который хмурый, злой или с тем, который улыбается? Правильно. Поэтому давайте улыбнемся друг другу.

Итак, вы разгадали первый секрет. Как называется этот секрет? Правильно, улыбка.

Второй секрет дружбы.

Показ картинки на слайде двух детей, один из которых помогает другому.

В: Как вы думаете, те, кто изображен, на этих картинках являются друзьями? А почему вы так решили? Правильно, друзья должны помогать друг другу. Вот и еще один секрет дружбы разгадан. Как назовем этот секрет? Помощь.

В: О дружбе есть много пословиц. Давайте с вами вспомним некоторые из них.

1. Нет друга – ищи, а нашел – береги.

2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3. Один за всех и все за одного.

4. Дружба – самое дорогое сокровище.

5. Дружба-дороже денег.

6. Без друга в жизни туго.

7. Друзья познаются в беде.

Динамическая пауза «Если есть хороший друг».

Я читаю стихотворение, а вы выполняйте жесты и движения.

Настроение упало, - опускают руки вниз

Дело валится из рук… - качание головой, встряхивают кистями

Но еще не все пропало, - разводят руками

Если есть хороший друг. - разворачиваются лицами др. к другу

С делом справимся вдвоем, - пожимают друг другу руки

С облегчением вздохнем - делают глубокий вдох, выдох

Настроение поднимем - нагибаются и медленно выпрямляются

И от пыли отряхнем! - отряхиваются.

Третий секрет дружбы.

В: А теперь хочу узнать, как вы можете трудиться. Посмотрите, у меня есть две разрезные картинки. Сейчас я разделю вас на команды и посмотрим, как дружно вы сможете собрать каждая команда свою картинку. Смотрите ребята, некоторые из вас отбирали детальки пазлов у других. Это правильно? Ответы детей. Но все же вы справились с заданием. Молодцы. А вы еще не догадались, что это за секрет дружбы. Тогда предлагаю решить задачки.

Проблемные ситуации

«Ваня принес в детский сад новую игрушку - самосвал. Bceм детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Ване подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Ваня.»

В: Что сделал Ваня? Почему? (ответы детей)

Соблюдай правила.

Не смейся над товарищами.

Не жадничай.

Уступай.

Не злись на тех, кто лучше что-то делает, чем ты (не завидуй).

Кто в нашей группе умеет мирно жить?

Кто умеет мириться?

«Мирилка»:

Давай мы не будем ссориться, никогда, никогда,

Давай еще раз помиримся навсегда, навсегда.

Хорошие слова? Не забывайте их!

А теперь вы догадались, что за третий секрет? Как назовем этот секрет? Мир.

Четвертый секрет дружбы

В: Ребята, послушайте стихотворение:

Уроки доброты

В доме рядом во дворе

Жили два зверька,

И на радость детворе

Милых два щенка!

Приносили им еду,

Кто и чем богат,

И у деток на виду

Ели всё подряд!

И улыбки у людей,

Стал добрей весь дом,

Было важно для детей

Поиграть с щенком!

Детский возраст и мечты,

Золотые дни,

Но уроки доброты

Помнили они!

В: Вы догадались, что за секрет дружбы? (ответы детей). Это доброта.

Каким надо быть по отношению к другу? (добрым)

Есть такая пословица – Доброе слово лечит, а злое убивает.

Пятый секрет дружбы

В: Вы разгадали 4 секрета дружбы. Но есть еще один секрет.

– Я вам сейчас расскажу историю. А вы сидите тихонько, и приготовьтесь вновь рассуждать!

«В одном детском саду дружили две девочки Лиза и Маша. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Лизину куклу.

– Кто сломал мою куклу? – расплакалась Лиза.

– Не знаю, – сказала Маша. – Наверное, это Максим.

– Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Лиза у Максима.

– Я не ломал. Это сделала Маша, я видел.

– Не может быть! – воскликнула Лиза – Маша моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.

Подошла Лиза к Маше и спросила – Зачем ты обманула меня Маша?

– Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.

– Не делай так больше Маша! – сказала Лиза – Друзья должны быть честными друг с другом!»

В: Запомните, ребята, обман может разрушить дружбу. Поэтому друзья по отношению друг к другу всегда должны быть честными.

– Вы разгадали еще один секрет дружбы? Как назовем этот секрет? Честность.

Вот вам и пословица – Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Сегодня мы разгадали секреты дружбы, надеюсь мы помогли Незнайке и теперь он будет со всеми дружить и выполнять эти правила. Давайте вспомним их:

Доброта

Честность

Рефлексия:

В: ребята, кому сегодня было легко, интересно на занятии - похлопайте руками. Почему ты похлопал? (потому что мне было легко, на все вопросы отвечал, помогал друзьям).

Кому было немного трудно, может быть, устал кто, потопайте ногами. Почему потопал? (не смог ответить на вопрос).

Заключительная часть

В: Я сегодня очень рада, что всем вам было интересно, вы помогали друг другу, как настоящие верные друзья. Давайте будем все дружить, и нашей дружбой дорожить! (Предложить детям крепко обняться, улыбнуться).

Рисование (проблемная ситуация)

(Педагог предлагает ребятам изобразить свои эмоции, впечатления, полученные на занятии, на одном ватмане. Цветных карандашей заведомо меньше, чем детей. Дошкольники должны выйти из этой ситуации без помощи педагога.)

Список использованной литературы

1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе.

2. Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Познаю себя, Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраст. - М. 2007

3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе "Расскажу я вам, друзья, как живет моя семья"

Область – социально – коммуникативное развитие.

Описание материала: данный материал будет интересен не только воспитателям старшей группы; воспитатели других возрастных групп также могут использовать в своей работе предлагаемую форму рефлексии, бумажный конструктор "Семья".

Цель: Формирование у детей интереса к своей семье, уважительного отношения и чувства принадлежности к ней, воспитание внимательного отношения и любви к родителям и близким людям.

Оборудование и материалы:
- компьютер, проектор, экран;
- мультимедийная презентация;
- видеоролик «Что такое семья» (1,5 мин). Данный видеоролик создается заранее при помощи детей из подготовительной группы. Взрослый просит детей рассказать о том, что такое семья. Но при объяснении слово «семья» произносить нельзя (как задание из игры «Устами младенца»)
- фотогазета “Милая мама» с портретами мам детей группы.
- конструктор «Семья»: бумажные куклы на магнитной ленте, изображающие членов семьи (папа, мама, дети – мальчики и девочки разных возрастов)
- панно – рефлексия. Желательно на обоях (примерно 2 м) нарисованы различные семьи, где у каждого члена семьи не нарисованы губы.


- фломастеры красного и черного цветов по количеству детей, магнитная доска.

Предварительная работа:
- создание вместе с детьми фотогазеты «Милая мама»;
- совместный мини – проект одного из детей группы со своими родителями на тему «Я играю с папой» (рассказ, сопровождающийся мультимедийной презентацией);
- совместный мини – проект одного из детей группы со своими родителями на тему «Моя большая семья» (рассказ, сопровождающийся мультимедийной презентацией);
- беседа о семье; о маме, об играх с папой;
- составление рассказов о маме с опорой на мнемотаблицу;
- рисование на тему «Моя мама», «Мой папа», «Моя семья».Воспитатель : Ребята, перед началом нашей беседы, я хочу вас познакомить с добрым животным. Хотите услышать, как бьется его сердце? Тогда встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки.
Мы с вами – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад.Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе, а его доброта пусть останется с нами до конца сегодняшнего дня.

Воспитатель : Ребята, сегодня группа «Солнышко» приготовила для вас сюрприз. Они решили рассказать вам о том, что такое … А вот о чем они решили вам рассказать, вы должны догадаться сами. Но не забывайте, что мы должны дослушать рассказ до конца, даже если кто-то вдруг поймет, о чем речь. Внимание на экран.

ВИДЕО « СЕМЬЯ – ЭТО…» (1,5 мин)

Воспитатель : Итак, о чем же рассказывали ребята группы «Солнышко»? (о семье).
Действительно, сегодня мы поговорим о семье. (1 слайд) . А как вы думаете, что такое «семья»?

Индивидуальные ответы детей.

Воспитатель : Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Семья есть у каждого человека. Это самые близкие и родные люди. (2 слайд) Все члены семьи любят друг друга, заботятся друг о друге, стараются сделать все, чтобы не расстраивать друг друга.
Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь. (3 слайд) В семье могут жить люди разного возраста- и маленькие, и пожилые.
(4 слайд) Бывают семьи большие, а может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Главное – не количество членов семьи, а то, как они относятся друг к другу.
А кто живет в ваших семьях? А мы узнаем это, разгадав загадки. (5 слайд)

Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? -
Лишь заботливая… (мама)

Воспитатель : Любая мама любит своего ребенка и заботиться о нем. Следит за тем, чтобы он не заболел, вовремя покушал, укладывает спать, читает сказки. У каждого из вас тоже есть мама, которая вас очень любит. А вы любите свою маму?
Посмотрите, эту фотогазету мы сделали вместе с вами. Это портреты ваших мам. Вот они какие у нас красивые, молодые, радостные. А кто хочет рассказать о своей маме?

Рассказы детей о маме, чей портрет есть на фотогазете, по желанию.

Какие интересные получились рассказы о мамах. Но давайте продолжим разгадывать мои загадки о членах семьи. (6 слайд)
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, -
Это наш любимый...(папа)

И действительно, с папой всегда интересно. Не зря говорят с мамой хорошо, а с папой весело! А во что вы любите играть с папой?

Индивидуальные ответы детей.

А вот Матвей С. не только расскажет, но и покажет, во что он любит
играть с папой.

Презентация мини-проекта «Я играю с папой» (рассказ ребенка по фотослайдам)

Спасибо, Матвей. Нам было очень интересно. Вы с папой настоящие друзья!
А сейчас и мы немножко поиграем и сделаем семейную зарядку. Встаем на ножки возле стульчиков.

Физминутка (7 слайд)
Осенью, весной, летом и зимой
Мы во двор выходим дружною семьей (шагаем на месте)
Встанем рядом по порядку,
Каждый делает зарядку: (имитируем движение: «Равняйсь! Смирно!)
Мама руки поднимает, (далее движения по тексту)
Папа бодро приседает,
Повороты вправо – влево
Делает мой братик Сева
А я сам бегу трусцой и качаю головой
Молодцы, садитесь.

А сейчас слушайте следующую загадку: (8 слайд)
Бывают послушными,
Бывают не очень,
Но каждый родитель,
Любит их точно! (дети)

Воспитатель : Семья немыслима без детей. Когда рождается ребенок, то о нем заботятся папа и мама и вся семья помогает им в этом. Родители воспитывают своих детей, учат их быть добрыми, умными, честными, смелыми. Ребята, а сколько детей может быть в семье?

Индивидуальные ответы детей.

Воспитатель : Вы правильно все сказали. Детей может быть один или два. А, если в семье детей много, то такая семья называется многодетная. (9слайд)

А сейчас, ребята, посмотрите вот на эту доску. (Обращает внимание детей на магнитную доску с конструктором «Семья») Что это за картинки? Это мама, папа и их дети разного возраста. Из этих картинок каждый из вас сможет составить свою семью. Вот посмотрите, я хочу рассказать вам о своей семье.

Рассказ воспитателя по конструктору «Семья». Воспитатель составляет свою семью - папа, мама, старший сын, младший сын. Затем рассказывает о каждом члене семьи – как зовут, где работает, учится, что делает дома.

А кто хочет при помощи этих картинок представить нам свою семью, рассказать кто старший, кто младший, сколько детей в семье и как вы друг другу помогаете.

Рассказы детей о своей семье с использованием конструктора «Семья»

Воспитатель : Ребята, а кто запомнил, сколько детей в моей семье? У Ани? У Кирилла? А как вы думаете, для семьи лучше, когда детей много или мало? Почему?

Индивидуальные ответы детей.

Воспитатель : Конечно, ребята, когда детей в семье много, у мамы и папы всегда есть помощники, и детям всегда есть с кем поиграть.
А мы продолжаем нашу беседу о семье. Мы с вами уже вспомнили, что в семье есть мама, папа, дети. А вот кто еще, вы узнаете, разгадав сразу две загадки. (10 слайд)

Угостит всегда вареньем,
Стол накроет с угощеньем,
Лада наша ладушка,
Кто? - Родная... (бабушка)

Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед -
Мой родной, любимый... (дед)

Воспитатель : Самые уважаемые люди в семье – бабушки и дедушки. Они вырастили своих детей, теперь помогают воспитывать внуков. О них в семье заботятся, стараются их не расстраивать, оберегают от переживаний. Ребята, у всех нас есть маленькая семья и большая.Маленькая семья - это мама, папа и вы- дети. А большая семья - это не только мама, папа и их дети, но и бабушки, и дедушки. Они могут жить в других домах, других городах и даже странах, но все равно они ваши родные – ваша большая семья. А есть ли у среди вас ребята, кто живет с бабушкой и дедушкой в одном доме?
Индивидуальные ответы детей.

А Виолетта Ш. приготовила для нас рассказ, как же они живут большой и дружной семьей с бабушкой и дедушкой.

Презентация мини-проекта «Моя большая семья» (рассказ ребенка по фотослайдам)

Воспитатель : Спасибо, Виолетта. А скажи нам по секрету, в вашей семье бывают ссоры? А как ты думаешь, что нужно делать, чтобы их не было?

Ответ ребенка.

Воспитатель : Чтобы в семье не было ссор, нужно уважать интересы каждого, не брать чужие вещами без разрешения,вместе выполнять домашнюю работу, помогать, уступать, не мешать друг другу заниматься своими делами или отдыхать. Чтобы не огорчать взрослых надо прислушиваться к их советам, не капризничать, уметь сдерживать плохое настроение и всегда быть вежливым. А вы знаете такие волшебные слова? А вот это мы сейчас и проверим.

Игра «Загадки в стихах: волшебные слова» (11 слайд) Воспитатель читает начало, а дети хором называют вежливые слова в рифму.

Говорить друзьям не лень, улыбаясь…(добрый день)
Друг другу на прощание мы скажем…(до свидания)
Когда нас бранят за шалости, говорим…(простите, пожалуйста)
До чего ж оно красиво слово доброе…(спасибо).

Воспитатель : Молодцы! А я хочу сказать «спасибо» всем ребятам за такие интересные рассказы о ваших семьях. Я узнала, много интересного о том, как вы живете. А что сегодня вам понравилось больше всего? (12 слайд)

Индивидуальные ответы детей.

Воспитатель : Ребята, мне сегодня очень понравилась наша беседа с вами. А теперь я хочу узнать, понравилось ли вам. Посмотрите, у меня есть рисунок, где нарисованы разные семьи: мамы, папы, детки. Но их лица ничего не выражают. Так вот, если вам понравился наш разговор о семье, то возьмите красный фломастер и нарисуйте одному из человечков улыбку. Ну а, если вам было скучно, неинтересно или вы чего-то не поняли, то возьмите черный фломастер и нарисуйте грустный ротик.

Проводится рефлексия. Следует обратить внимание, если какой-нибудь ребенок выбирает черный фломастер. Попросить его объяснить этот выбор.

Воспитатель : Посмотрите, какие радостные, веселые семьи появились у нас на картине с вашей помощью. Я очень рада, что у нас нет ни одного грустного человечка. (А, если такой человечек вдруг есть, то объяснить детям, что у всех людей и детей бывает разное настроение, и может быть, в следующий раз он обязательно улыбнется.)
И я очень хочу, чтобы и в ваших семьях были тёплые дружеские отношения. А наш разговор, к сожалению, подошел к концу, всем спасибо. (13 слайд)

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию занятие по в подготовительной группе «Цветик-семицветик», который я представляла на конкурс «Воспитатель года на СК ЖД».

Занятие по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе

Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды деятельности: коммуникативная, продуктивная, познавательная.

Цели: развитие социального интеллекта и эмоциональной отзывчивости, формирование основ безопасного поведения и умения сопереживать другим.

Планируемые результаты: ребёнок владеет активной речью, обладает установкой положительного отношения к миру, способен следовать социальным нормам поведения, умеет сопереживать другим, активно участвует в экспериментальной деятельности.

Предварительная работа: чтение сказки «Цветик-семицветик», просмотр репортажей с паралимпиады.

Материал: видео из мультфильма «Цветик-семицветик», ролик о призерах паралимпийских игр, материал для изготовления цветов, корзина или ваза для цветов, презентация.

Ход образовательной деятельности

Дети играют на ковре, в группу вбегает воспитатель с большим чемоданом (или сумкой, тележкой)
— Ой, ребята! Как замечательно, что я вас встретила! Я — сказочница, и у меня так много сказочных вещей, что я сама уже запуталась, что из какой сказки. Поможете мне разобраться?
Воспитатель и дети на ковре разбирают сумку (колобок, красная шапочка) последним достает цветик-семицветик.
— А это что ж за цветочек? Из какой сказки? (беседа по сказке)

Отрывок из мультика с волшебными словами.
Женя пожелала, чтобы мальчик Витя выздоровел. А как он себя чувствовал? (ему было больно, грустно, что не мог бегать, одиноко)

Действительно, так грустно. Таких людей, и детей, называют люди с ограниченными возможностями здоровья. Из-за болезни ног он ограничен в беге, прыжках. Ему сложно играть с детьми. Но добрая Женя помогла Вите и теперь они вместе играют. Какая у Вити любимая игра? (салки). Очень хорошо, что он поправился, теперь он играет и каждый день делает зарядку.

Физминутка

Давайте и мы станем в круг и сделаем сказочную зарядку.
Сказка даст нам отдохнуть
Отдохнем и снова в путь.
Нам советует Мальвина:
Станет талия осиной,
Если будешь наклоняться
Влево, вправо 10 раз.
Вот Дюймовочки слова:
— Чтоб была спина пряма
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянемся к цветочкам.
1,2,3,4,5
Повторяйте-ка опять.
Красной шапочки совет:
— Если будешь бегать, прыгать
проживешь ты много лет.
Словно тянемся к цветочкам.
1,2,3,4,5
Дала нам сказка отдохнуть,
Отдохнули, снова в путь.

Ребята, очень хорошо что Витя выздоровел, Я за него так рада, а вы?
Но к сожалению бывают и другие ограничения по здоровью. Люди, например, плохо слышат. Аня, подойди ко мне. (Ребенку надевают наушники, а другому предлагают подойти сзади и сказать любое слово). Что ты слышала, почему? как ты себя чувствовала? А теперь разбейтесь по парам и проделайте такой же эксперимент.


Какая опасность возникает, если человек плохо слышит? (может не услышать сигнал машины, если его кто-то зовет, не слушает новости и фильмы) А как игра помогает развивать слух? (Испорченный телефон) Как здорово, что мы друг друга слышим, ведь слух — это наш большой помощник.

А я еще знаю таких людей, которые по состоянию здоровья не могут говорить. А как же сообщить людям что-то, если не можешь сказать? (Нарисовать, написать, показать жестами) А помните, мы играли в игру «Испорченный телевизор» Давайте поиграем. Как Миша себя чувствовал, когда пытался всем объяснить без слов.

Нелегко передать свои мысли и желания жестами, гораздо легче описать свое состояние, настроение или отношение друг к другу словами. Давайте возьмемся за руки и будем говорить друг другу комплименты. (Игра «Комплименты»)

Я вчера на улице видела дедушку в темных очках и с палочкой. Он шел и стучал палочкой по тротуару, по бордюрам и я никак не пойму, палочка то ему зачем? (Он ничего не видит). Да, есть люди с ограниченными возможностями здоровья, которые ничего не видят. Им помогает слух, обоняние и руки. Они даже читать могут руками. Есть такие специальные книги, на которых объемные буквы и рисунки. (работа с книгой для слепых)

Работа с интерактивной доской

Ребята, а как вы думаете, чем можно помочь таким людям, кто им может помочь.
Врачи (слайд 1). Конечно врачи могут лечить таких людей. Уже есть очки, слуховые аппараты, врачи проводят разные операции, чтобы вылечить таких людей.
Строители (слайд 2) строят дома, в которых людям на колясках легко передвигаться, звонки в дверь внизу.
Люди конструируют специальные говорящие светофоры. (слайд 3)
Программисты разрабатывают специальные аудиокниги, которые можно слушать слепым людям. (слайд 4)
Даже животные помогают людям с ограниченными возможностями здоровья (собака-поводырь, лошадь-поводырь). (слайд 5)
Спортсмены тренируют таких людей. (слайд 6)

Неравнодушные люди помогают переходить через дорогу, уступают место в трамвае, покупать и приносить продукты, помочь убраться в комнате.
Ребята, хоть у этих людей ограниченные возможности здоровья, они очень сильные, целеустремленные, волевые люди. Свои умения они показывают на паралимпийских играх. (слайд 7)

Я же вспомнила, мой цветик-семицветик. Он исполняет желания. Что мы можем таким людям пожелать? (отрывают по лепестку и загадывают желания) На седьмом лепестке ребенок предлагает сделать в подарок волшебные цветы.

Работа по изготовлению цветов

Какой прекрасный букет у нас получился. Ведь вы делали подарок от всей души, вы добрые и отзывчивые дети.
Я отнесу ваш подарок людям с ограниченными возможностями здоровья, они увидят, улыбнуться и случится настоящее чудо.