Родители трудолюбивы и дети не ленивы объяснение. Как не вырастить ребенка-лентяя - психология эффективной жизни - онлайн-журнал. Русские пословицы про методы воспитания

Много в нашем районе крестьянско-фермерских хозяйств, которые давно и прочно укрепились в сельском хозяйстве, имеют большие обрабатываемые посевные площади, новейшую сельскохозяйственную технику и, что немаловажно, используют наемный труд, предоставляя работу тем, кто не представляет себе жизни без простора наших полей, запаха пота в посевную и уборочную страду, без колосков наливающегося хлеба … Есть и те, которые только начинают пробовать себя на этом поприще.

Сегодня наш рассказ пойдет о трудовой династии Мариевских, проживающих в с. Морец Еланского района.

Александр Владимирович — глава семьи, начинающий фермер. Свою деятельность оформил не так давно, в 2014 году. Трудно было принимать такое решение. Чем только не пришлось заниматься ему в течение своего профессионального становления! Более 14 лет проработал в Еланском телеателье, т. к. первоначальная профессия Александра Владимировича -радиомеханик по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной аппаратуры, затем электриком в родном колхозе «Победа», потом главным инженером и начальником цеха механизации отделения в ООО «Большой Морец», специалистом в ООО «Агрофирма «Агро-Елань».

Дальновидность Александра в уже довольно-таки зрелом возрасте позволила ему осознанно принять решение об обучении в Волгоградской сельскохозяйственной академии. И вот, в 2011 году, заветный диплом инженера по специализации «Механизация сельского хозяйства» в кармане. Чувствуя в себе желание и силы заняться своим делом, обеспечивать самостоятельно работой себя и своих близких, он открыл свое маленькое фермерское хозяйство.

Да и как Александру Владимировичу было не принять такого решения, ведь корни его династии давно укрепились в сельском хозяйстве. Дед Александра, Иван Иванович Мариевский, - участник Великой Отечественной войны, после ее окончания работал бригадиром в х. Граков. Отец, Владимир Иванович Мариевский, последнее время также работал в колхозе «Победа» заведующим складом. Мама Александра, Роза Николаевна, всю свою жизнь отдала сельскому хозяйству, работая в колхозе и дояркой, и зоотехником, и диспетчером.

Приученные сызмальства к труду, Александр вместе с женой и детей своих научили любить труд и родную землю. Еще в школе во время летних каникул Антоха с Димкой с удовольствием бегали работать на колхозную ферму, помогали родителям по хозяйству. Время шло, сыновья подрастали. Пошли по стопам отца, успешно окончив Волгоградскую сельскохозяйственную академию. Старший сын Антон женился. Младший сын Дмитрий отслужил армию в Севастополе в военно-морском флоте. Оба попробовали работать в городе, но, как говорится, кто где родился, тот там и пригодился. По душе ребятам работа на родной земле! Хорошие помощники выросли, такими сыновьями можно гордиться!

Несмотря на капризы погоды с самого раннего утра все семейство на ногах: работы в фермерском хозяйстве хватает всем. Ирина, жена Александра, по профессии учитель начальных классов, в недавнем прошлом жительница города, с удовольствием окунулась в эту бурлящую деревенскую жизнь. Теперь она уже и не мыслит себя без огромного домашнего хозяйства: любимых буренок, хрюшек, уток, гусей, курочек… Прекрасная хозяйка, заботливая мать, жена, теперь еще и свекровь отлично справляется со всем. Чистота, красота и порядок во всем: и в доме, и на огороде, и в саду, и в цветнике.

Земля — матушка выходных и праздников не признает. Как говорится: «Хочешь есть калачи — не сиди на печи!» Но, кто с детства привык трудиться, тому и самому без дела не сидится. Успевают они и свою землю обрабатывать, и взятую в аренду. Большую часть года от зари до зари в поле. За их старания земля год от года одаривает их хорошими урожаями зерновых и подсолнечника. Глава фермерского хозяйства Александр Владимирович не намерен останавливаться на достигнутом, постоянно следит за новинками, что-то выискивает в интернете, посещает различные сельскохозяйственные выставки: часто бывает в г. Новоаннинском, Волгограде, ездил с сыновьями и в Санкт-Петербург.

Конечно же у начинающих есть проблемы: закупки горючего, низкие цены на зерно. Конечно же нужно помогать начинающим хозяйственникам выживать в это трудное время. Сколько у нас в центре занятости примеров, когда не справившись с навалившимися трудностями и проблемами, начинающие фермеры закрывают свое дело, бросая начатое на полпути. Надеемся, что у Мариевских этого не случится. Пусть крепнет их род, растет семейство, родятся внуки для продолжения династии!

Е. БОРОВИКОВА,

ведущий инспектор ЦЗН.

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был хорошим и послушным. Мамы переживают, что их дети не хотят помогать по дому, ленятся и даже устраивают истерики по этому поводу. Боятся, что любимый сынок или дочка так и вырастут ленивыми и не смогут реализоваться в жизни.

Такие же страхи и переживания были и у меня, когда родилась моя дочь. Чтобы ненароком не воспитать бездельницу, я ответственно взялась за этот вопрос.

Сейчас моей дочери 14 лет. Она мой лучший друг, моя помощница и просто любимая дочка, за которую мне не приходится краснеть.

Как мне удалось воспитать трудолюбивого ребенка? Знания, которые помогли мне, помогают и моим клиентам. А значит, помогут и вам. Берите на заметку!

1. Проявляйте любовь к своему ребенку

Часто мамы считают, что «любить ребенка» - это естественно. Следовательно, зачем каким-то образом показывать свою любовь, ведь и так все понятно по умолчанию. Часто слышу фразы: «Я же его мама, а все мамы любят своих детей».

Но, если спросить у ребенка, чувствует ли он себя любимым от одного только факта, что его мама стоит рядом, вряд ли вы услышите положительный ответ. Для любого малыша важно видеть проявление любви. А для него она проявляется в объятиях, поцелуях, прикосновениях, одобрении его поступков, поддержке и принятии его таким, какой он есть.

2. Меньше сравнений и больше похвалы

Одна из грубых ошибок в воспитании - это постоянное сравнение своего ребенка с другими детьми. Делая так, родители рассчитывают на положительный результат. Они думают, что чужой пример тут же подтолкнет их чадо к желаемым переменам. Но что происходит на самом деле? Эффект прямо противоположный.

Когда ребенку неоднократно приводят в пример других детей, он испытывает стресс и чувствует, что его лишили родительской любви. В этот момент им овладевают эмоции вины и стыда. Ему стыдно, что он не такой, каким его хотят видеть. Он чувствует себя виноватым, что не оправдал ожиданий.

Чем чаще родители занимаются сравнениями, тем чаще и сильнее проявляются эти эмоции. В конечном итоге ребенок смиряется со своим несоответствием недостижимому идеалу и у него формируется комплекс неполноценности.

Многие из нас приносят багаж неуверенности в себе и во взрослую жизнь. Если в детстве нас часто сравнивали с другими, мы продолжаем играть в сравнения уже самостоятельно, на автомате. И, если результат оказывается не в нашу пользу, испытываем чувство стыда.

Чтобы не обрекать ребенка на борьбу с комплексом неполноценности длиной в жизнь, хвалите его! Не забывайте, что он пока только учится, познает этот мир. Он не может соответствовать всем вашим ожиданиям и уже тем более быть идеальным.

У каждого человека, и маленького, и большого, свой характер, свои потребности и способности. Если один усидчив, то для другого это может быть проблемой.

Вместо того чтобы пытаться перекроить сына или дочь, знакомьтесь с ними каждый день. Поверьте, они не перестанут вас приятно удивлять.

3. Магическая фраза «Я в тебя верю» + поддержка

Это действительно волшебные слова. Но работают они только в сочетании с искренней верой и поддержкой. Произнося эту фразу, вы даете малышу понять, что самые близкие люди верят в него, что они всегда рядом и готовы помочь, вселяете в него надежду.

Например, когда моя дочь Ангелина начала изучать английский язык, он давался ей с трудом. Плохие оценки ее огорчали, но я верила в нее и не забывала говорить ей об этом.

Окрыленная моей верой, дочка стала прилагать упорство в учебе, а я со своей стороны поддержала ее, наняв персонального репетитора. Вместе мы добились хороших результатов - у нее все получилось!

4. Не заставляйте, а вдохновляйте

Воспитывая ребенка, не забывайте, что дети любят делать то, что им нравится и интересно, и терпеть не могут то, к чему их принуждают.

Превращайте воспитательные моменты в увлекательную игру. Хотите, чтобы игрушки были собраны? Заинтересуйте ребенка. Например, скажите ему, что игрушки устали и хотят спать. Поинтересуйтесь, где будет спать мячик. А куда поедет отдыхать машинка? У куклы закрываются глаза, где ее кроватка? Такая уборка малышу понравится!

5. Выключаем функцию «родители лучше знают» и включаем функцию «я твой друг»

Многие родители считают себя умнее, мудрее и опытнее ребенка. Что ж, вполне возможно, так и есть. Но не забывайте объяснять чаду, почему именно он должен следовать вашим указаниям. Фразы «Так надо, не задавай глупых вопросов» или «Потому что я так сказала» у любого отобьют желание что-либо делать.

Объясняйте, аргументируйте. Прося помощи, говорите, что не справитесь без поддержки со стороны малыша.

Одна моя клиентка жаловалась, что чувствует вину перед своими детьми за то, что каждое утро ведет их в сад. Они жутко плачут. Не хотят идти. И, придя домой, она не может ничего сделать для себя, так как чувствует вину и стыд перед детьми и мучается от этих эмоций весь день.

Я предложила ей рассказать детям, как ей важно побыть дома одной, пока они в садике, и попросить их поддержки. После того как она выполнила мои рекомендации, ее девочки (2,5 и 4 года) начали ходить в садик без капризов. Все оказалось просто!

6. Покажите своим примером

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был трудолюбивым и успешным, сами будьте таким родителем. Если вы занимаетесь спортом и вам это приносит удовольствие, ваш малыш тоже будет любить физические упражнения. Если вы постоянно читаете книги, то не успеете оглянуться, как эту привычку у вас переймет и ребенок.

В начале года мне всегда приходится покупать два ежедневника, так как моя дочка тоже просит один для себя. Она, как и я, планирует день, ставит цели и идет к их выполнению.

И последнее: помните, что ребенок копирует ЛЮБОЕ поведение своих родителей. Если вы не хотите лишний раз встать с дивана, то почему этого должен хотеть ваш ребенок?

От редакции

Начать с себя - это универсальное правило, которое работает в любой жизненной ситуации. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос трудолюбивым, ответственным, организованным, для начала наведите порядок в собственной жизни. Например, наконец-то разберитесь с незаконченными делами. Как это сделать, советует бизнес-консультант Ольга Чуватова : .

Как стать организованным и все успевать? Порой это дается тяжело. Весь день крутитесь как белка в колесе, а к вечеру понимаете, что все равно придется образно нести в кровать багаж нерешенных вопросов. Менеджер в ИТ Ксения Лещенко предлагает внедрить в свою жизнь простую и эффективную технику тайм-менеджмента: .

Послушные дети привыкли беспрекословно выполнять все, чего требуют от них родители, лишний раз не спрашивая, зачем это нужно. Ведь приказ родителя - закон. Вот только эта привычка может запросто перекочевать и во взрослую жизнь. Приходилось ли вам изо всех сил стараться ради определенного результата, а потом понять, что вам это совсем не было нужно? А что если многие цели, которых мы пытаемся достичь, нам навязаны? Разобраться в этом сложном вопросе предлагает психолог Ярослав Вознюк : .

Адаптация первоклассников к школе

Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.
Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. Очень важна поддержка родных - мамы, папы, бабушек и дедушек.

  • Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе - учение, а не экскурсии на природу и не наблюдение за хомячками в живом уголке.
  • Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.
  • Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании (может купить булочку в столовой, сходить в туалет), при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.
  • У него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена.
  • Ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе.
  • На вопрос: "А может быть, лучше вернуться в детский сад?" он решительно отвечает: "Нет!"

Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.
Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для психического развития, потому что в течение этого периода у ребенка формируется произвольная регуляция своего поведения, ориентация на социальные нормы и требования. В это время формируется новый вид психической деятельности – «я – школьник».
Как уже говорилось, начальный период обучения достаточно труден для всех детей, поступивших в школу. В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижаются аппетит детей и масса тела. Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях.
Описанные выше изменения в организме первоклассника, связанные с началом обучения в школе, некоторые зарубежные ученые называют "адаптационной болезнью", "школьным шоком", "школьным стрессом".

По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы.
Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.
Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.
Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они "мешают" работать в классе.

С какими же трудностями сталкиваются родители и учителя в первые годы обучения детей, каковы их основные жалобы?
1. Хроническая неуспешность.
В практике нередки случаи, когда трудности адаптации ребенка в школе связаны с ОТНОШЕНИЕМ родителей к школьной жизни и школьной успеваемости ребенка.
Это, с одной стороны, страх родителей перед школой, боязнь, что ребенку в школе будет плохо. Это часто звучит в речи родителей: "Будь моя воля, я бы никогда не отдала бы его в школу» Опасения, что ребенок будет болеть, простужаться. С другой стороны, это ожидание от ребенка только очень хороших, высоких достижений и активное демонстрирование ему недовольства тем, что он не справляется, что чего-то не умеет. В период начального обучения происходит изменение в отношении взрослых к детям, к их успехам и неудачам. "Хорошим" считается ребенок, который успешно учится, много знает, легко решает задачи и справляется с учебными заданиями. К неизбежным в начале обучения трудностям не ожидавшие этого родители относятся отрицательно (вербально и невербально). Под влиянием таких оценок у ребенка понижается уверенность в себе, повышается тревожность, что приводит к ухудшению и дезорганизации деятельности. А это ведет к неуспеху, неуспех усиливает тревогу, которая опять же дезорганизует его деятельность. Ребенок хуже усваивает новый материал, навыки, и, как следствие, закрепляются неудачи, появляются плохие отметки, которые опять вызывают недовольство родителей, и так, чем дальше, тем больше, и разорвать этот порочный круг становится все труднее. Неуспешность становится хронической.

2. Уход от деятельности.
Это когда ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых (часто в неблагополучных семьях).

3. Негативистская демонстративность.
Характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Здесь будут жалобы не на плохую учебу, а на поведение ребенка. Он нарушает общие нормы дисциплины. Взрослые наказывают, но парадоксальным образом: те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинное наказание - лишение внимания.
Внимание в любой форме - безусловная ценность для ребенка, которой лишен родительской ласки, любви, понимания, приятия.

4. Вербализм.
Дети, развивающиеся по такому типу отличаются высоким уровнем развития речи и задержкой мышления. Вербализм формируется в дошкольном возрасте и связан прежде всего с особенностями развития познавательных процессов. Многие родители считают, что речь - важный показатель психического развития и прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить (стихи, сказки и т. д.). Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие (развитие мышления абстрактного, логического, практического - это ролевые игры, рисование, конструирование) оказываются на заднем плане. Мышление, особенно образное, отстает. Бойкая речь, отчетливые ответы на вопросы привлекают внимание взрослых, которые высоко оценивают ребенка. Вербализм, как правило, сопряжен с высокой самооценкой ребенка и завышенной оценкой со стороны взрослых его способностей. С началом обучения в школе обнаруживается, что ребенок не способен решать задачи, а некоторая деятельность, которая требует образного мышления, вызывает трудности. Не понимая, в чем причина, родители склонны к двойным крайностям: 1) винить учителя; 2) винить ребенка (повышают требования, заставляют больше заниматься, проявляют недовольство ребенком, что, в свою очередь, вызывает у него неуверенность, тревожность, дезорганизуется деятельность, возрастает страх перед школой и перед родителями за свою неуспешность, неполноценность, а то путь к хронической неуспешности.
Необходимо: больше внимания уделять развитию образного мышления: рисунки, конструирование, лепка, аппликация, мозаика. Основная тактика: придерживать речевой поток и стимулировать продуктивную деятельность.

5. Ребенок ленится" - Это очень частые жалобы.
За этим может стоять все, что угодно.
1) сниженная потребность познавательных мотивов;
2) мотивация избегания неудач, неуспеха ("и не буду делать, у меня не получится, я не умею"), то есть ребенок отказывается что-либо делать, так как не уверен в успехе и знает, что за плохую оценку, работу его не похвалят, а лишний раз обвинят в некомпетентности.
3) общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента. Ребенок трудится добросовестно, но медленно, и родителям кажется, что ему "ЛЕНЬ ШЕВЕЛИТЬСЯ", они начинают его подгонять, раздражаются, проявляют недовольство, а ребенок в это время чувствует, что он не нужен, что он плохой. Возникает тревога, которая дезорганизация деятельности.
4) Высокая тревога как глобальная проблема неуверенности в себе, тоже иногда расценивается родителями как лень. Ребенок не пишет фразу, пример, т.к. совершенно не уверен, как и что нужно писать. Он начинает увиливать от любого действия, если не убежден, что делает правильно, хорошо, ибо уже знает, что его будут любить родители, если он все сделает хорошо, а если нет, то он не получит той необходимой для него "порции" любви.
Реже бывает лень в собственном смысле, когда ребенок делает только то, что ему приятно. Это избалованность.

Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе?
Самый важный результат такой помощи - это восстановить у ребенка положительное отношение к жизни, в том числе и к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе (ребенок - родители -учителя). Когда учеба приносит детям радость или хотя бы не вызывает негативных переживаний, связанных с осознанием себя неполноценным, недостаточным любви, тогда школа не является проблемой.
Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает. Но:
1) ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми (вспомните свое детство).
2) Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем - 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями. Следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.
Родители должны терпеливо ждать успехов, т.к. на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга тревожности. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания. Болезненность школьной сферы должна быть снижена любыми средствами: снизить ценность школьных отметок, то есть показать ребенку, что его любят не за хорошую учебу, а любят, ценят, принимают вообще как собственное дитя, безусловно, не за что - то, а вопреки всему. Чем больше мы пытаемся воспитывать, давить, тем больше растет сопротивление, которое проявляется иногда в резко отрицательном, ярко выраженном демонстративном поведении, как уже говорилось, демонстративность, истеричность, капризность порождается отсутствием любви, внимания, ласки, понимания в жизни ребенка. Каждый случай лучше рассматривать индивидуально. Можно лишь дать некоторые общие рекомендации. Все замечания свести к минимуму, когда ребенок "фокусничает", а главное к минимуму свести эмоциональность ваших реакций, ибо именно эмоциональности ребенок и добивается. Наказывать за истерики одним способом - лишением общения (спокойное, а не демонстративное).
Главная награда - это доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, что-либо делает. (Хвалите его деятельность, работу, а не самого ребенка, он все равно не поверит). Мне нравится твой рисунок. Мне приятно видеть, как ты занимаешься со своим конструктором и т.д.).
1. Ребенку надо найти сферу, где он мог бы реализовать свою демонстративность (кружки, танцы, спорт, рисование, изостудии и т.д.).

Медицинские рекомендации:
Для учащихся, достигших 6,5 года к началу обучения, занятия проводятся только в первую смену, не ранее 8 часов утра, по пятидневной учебной неделе, с соблюдением ступенчатого режима (в первой четверти – три урока по 35 минут; во второй четверти – четыре урока по 35 минут). Для создания такого режима рекомендуется первые классы размещать в отдельной учебной секции. Планировка многих школ не позволяет этого сделать; в таком случае следует рекомендовать педагогам последние 10 минут урока посвящать спокойным играм, рисованию, просмотру веселых мультфильмов. Со второго полугодия допускается не более четырех уроков по 45 минут. После второго или третьего урока ежедневно следует организовывать динамическое занятие длительностью не менее 40 минут с организацией подвижных игр под наблюдением педагога на воздухе или, в случае неблагоприятных погодных условий, в рекреации.
Обучение должно производиться без балльного оценивания успеваемости весь год и без домашних заданий первые полгода. Следует в среду предусматривать в расписании занятий облегченный день (менее трудные для обучения предметы или с динамическим компонентом). Обязательны дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
Большое значение для облегчения адаптации имеет соблюдение первоклассниками норм двигательной активности. Для этого для них должны быть организованы в школе: гимнастика до уроков, физкультминутки на уроках, подвижные игры на переменах, динамическая пауза – ежедневно, уроки физкультуры – не менее двух раз в неделю, а также внеклассные спортивные занятия. Родителям рекомендуется ежедневно гулять с ребенком после окончания занятий в школе и перед сном.
Безусловно, для облегчения адаптации первоклассников должен быть организован
рациональный режим дня . Специалисты рекомендуют по возможности не отдавать сразу первоклассника в группу продленного дня на весь день; крайне желательно хотя бы в первой четверти устраивать для ребенка один-два дня, полностью или частично свободных от «продленки».
Учащиеся первых классов могут заниматься в секциях и кружках (следует рекомендовать преимущественно физкультурные и эстетические занятия): рекомендуется не более двух кружков при общей продолжительности занятий не более 6 часов в неделю. Выполнение домашних заданий рекомендуется начинать не ранее 16:00. В режиме дня детей следует предусмотреть время спокойного отдыха после обеда, возможна организация
дневного сна для детей, не посещающих группу продленного дня. Продолжительность ночного сна первоклассников должна составлять не менее 9,5 часа, а игры на компьютере и просмотр телепередач не должны превышать 1 час в день.
Первый класс школы - один из наиболее тяжелых периодов в жизни детей. При поступлении в школу на ребенка влияет и классный коллектив, и личность педагога, и изменение режима, и непривычно длительное ограничение двигательной активности, и появление новых обязанностей.
Приспосабливаясь к школе, организм ребенка мобилизуется. Но следует иметь в виду, что степень и темпы адаптации у каждого индивидуальны, поэтому каждому ребёнку требуется помощь и большое терпение со стороны всех окружающих взрослых.

Использованная литература:


Подписи к слайдам:

Cкоро в школу...

Звенит звонок нам десять лет подряд. Его услышав, люди улыбаются, И расцветают лица у ребят: Пришла пора - уроки начинаются.

Проблема Готов ли ребенок к новому этапу своей жизни: к обучению в школе?

Можно ли быть уверенным, что Читающий Знающий названия всех континентов Знающий марки всех машин и т.д. Успешный ученик НЕТ!

Успехи в учебе зависят От желания и умения учиться Умения видеть связь явлений, закономерности От желания разобраться, понять, почему, как, отчего…

А также: Ребенок должен понимать роль ученика Подчиняться общим школьным требованиям и требованиям учителя

Ребенок должен уметь сосредотачиваться на достаточно продолжительное время Удерживать внимание, не отвлекаться Слушать учителя, уметь высидеть целый урок Находить общий язык с одноклассниками

Только в этом случае можно говорить о готовности будущего ребенка к школе

«Адаптация» -термин ввел А.Уберт (немецкий психолог) « ada р tatio » - прилаживание, приспособление, приноровление

Какой должна быть подготовка к школе? Современные требования совершенно другие, чем несколько лет назад. То, что раньше изучали в 1 классе, сегодня надо уметь еще до школы – читать, писать, считать, отвечать на умные вопросы

Подготовка должна быть рассчитана именно на вашего ребенка, учитывать индивидуальные особенности его развития Желательна консультация специалиста При любых занятиях избегайте перегрузок Занятия дома должны быть систематическими (не более 30 минут)

Советы родителям от психолога Джеральдина Чейпи Они помогут наладить и сохранить добрые отношения с вашим ребенком, быть с ним настоящими друзьями

Делать или не делать? Делайте! Радуйтесь своему малышу Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно

Установите четкие и жесткие требования к ребенку Будьте терпеливы Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй Поощряйте любопытство и воображение вашего ребенка Поощряйте игры с другими детьми

Старайтесь, чтобы малыш принимал участие в ваших делах: готовил обед, пересаживал цветы и другое Помогите ребенку выучить его полное имя, фамилию, адрес Регулярно водите ребенка в библиотеку Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения газет, журналов, книг. Играйте с ребенком в разны игры

Не делайте! Не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не отворачивайтесь, пока ребенок не закончит свой рассказ Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал; займитесь чем – то другим

Не требуйте сразу слишком много: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки или приводить в порядок комнату Никогда не критикуйте ребенка в присутствии посторонних Не надо устанавливать для ребенка слишком много правил: он перестанет обращать на вас внимание

Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений Не сравнивайте вашего ребенка ни с какими другими детьми

А теперь проверьте себя Тест для родителей Выберите один из трех ответов: почти всегда, иногда, никогда

Нравится ли вам ваш малыш? Слушаете ли вы, что ребенок говорит? Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, что он говорит? Поправляете ли вы речь ребенка? Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?

Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли его? Смеетесь ли вместе с малышом? Отводите ли вы каждый время для чтения ребенку и для бесед с ним? Играете ли вы с малышом в какие – либо игры? Поощряете ли вы ребенка в его интересах и увлечениях?

Есть ли у ребенка дома месть, которое отведено только ему? Стараетесь ли вы подать ребенку пример, читая газеты, журналы и книги? Обсуждаете ли вы что-нибудь интересное из прочитанного вами с семьей и с ребенком? Стараетесь ли вы сказать все за малыша, прежде чем он успеет раскрыть рот: у зубного врача или в магазине?

Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком? Задаете ли вы малышу вопросы о просмотренном по телевизору? Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор? Есть ли у ребенка возможность проявлять свои эмоции в рамках общепринятого поведения («возиться» в играх, обнимать, тискать мягкие игрушки и т.п.)

Стараетесь ли вы выезжать с ребенком на прогулки в лес, на озеро и т.д. Ходите ли вы вместе с ребенком в музей, театр и т.д.? Есть ли у ребенка собственные книги?

Подсчет баллов За каждый ответ «почти всегда» 4 балла «иногда» - 2 балла «никогда» - 0 . Полученные балы сложите

Ключ: 88 баллов – здорово! 44 балла – неплохо. Меньше 22 баллов – стоит задуматься

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Трудности в обучении

Родители младших школьников часто жалуются, что дети не хотят учиться, не умеют самостоятельно делать уроки и все время требуют родительской помощи – даже в самых простых случаях. При этом те же самые дети охотно помогают родителям в домашних делах, ходят в магазин, занимаются с младшим братом или сестрой. И родители теряются – сказать, что ребенок просто лентяй, и потому не хочет делать уроки, нельзя, ведь он охотно тратит свое время на полезные дела для дома и семьи. Но и оставлять без внимания такое отношение к учебе тоже нельзя. А потому стоит разобраться и найти действительную причину нежелания учиться.

Главное, что требуется сделать родителям, это понять, какие сложились отношения у ребенка в школе – с учителями, с другими детьми. Очень часто случается так, что первые неудачи школьника, высмеянные одноклассниками и равнодушными педагогами (к сожалению и такое не редкость) вызывают у ребенка страх перед последующими неудачами. Причем, страх может быть настолько сильным, что он не дает возможности ребенку сосредоточиться.

При этом ваш ребенок не понимает и не может объяснить, что с ним происходит, но поведение его заметно меняется. И задача родителей – увидеть это и немедленно принять меры. Особенно опасно, если от таких страхов дети становятся заторможенными, отключаясь от внешних забот. И, хотя они внешне выглядят вполне спокойными и даже безмятежными, ошибочно считать такое поведение нормой.

Если вовремя не устранить эту психологическую травму, то у ребенка может развиться так называемый школьный невроз. А он чреват и нервными срывами, и различными психосоматическими заболеваниями. Что делать в этом случае родителям? Обнаружив причину такого состояния вашего сына или дочери, запаситесь терпением и выдержкой, успокойте ребенка и не отказывайте ему в помощи в приготовлении домашних заданий, даже если вам кажется, что он легко справится сам.

Вполне возможно, что нежелание делать уроки обуславливается вполне объективными трудностями, например, отсутствием логического мышления. Естественно, ребенок не хочет делать то, что ему сложно и непонятно, потому он и начинает отлынивать от выполнения домашних заданий.

Чтобы помочь школьнику, проследите за рассуждениями ребенка о ходе решения задачи или примера, и вы поймете, что ему непонятно. Не злитесь, не ругайте ребенка, если он не сразу все понимает. И, конечно, ни в коем случае не обзывайте его. Он умеет мыслить и соображать, только делает это несколько иначе.

Случается, что, не желая выполнять домашние задания, дети, таким образом, пытаются привлечь к себе внимание взрослых. Это очень серьезно, потому что ребенок не чувствует любви и заботы взрослых, ему не хватает родительского тепла. Ребенок страдает от одиночества и, не в силах объясниться с взрослыми, действует инстинктивно, понимая, что плохая учеба автоматически вызовет беспокойство взрослых, и, соответственно, внимание к нему самому.

Не жалейте ласки для детей. Усаживая ребенка за уроки, посидите немного рядом с ним, погладьте, поцелуйте, скажите ему что-нибудь ободряющее, ласковое. Такое ваше отношение может подействовать гораздо сильнее, чем упреки, ругань, наказание.

Но если вы, серьезно проанализировав ситуацию со школьными делами вашего чада, убедились, что ребенок просто ленится и безответственно относится к учебе вообще, то, значит, вы упустили в свое время момент для воспитания у него чувства ответственности за свои дела и поступки. Понятно, что все нужно делать вовремя, но и сейчас еще не поздно исправить допущенные ошибки.

Для начала нужно постараться объяснить своему ребенку, что учеба – это важно и необходимо для него самого, что он учится для себя, своего будущего, своей жизни, а не для того, чтобы папа с мамой не переживали.

Не стоит и беспрерывно напоминать ребенку о необходимости делать уроки и загонять его за письменный стол. В начальной школе дети очень переживают, если они получают плохие отметки или оказываются в числе отстающих. Пусть ваше чадо пару раз сходит в школу с невыученными уроками, получит двойки и объяснит вам за что. Это гораздо полезнее, нежели воспитывать у ребенка своими напоминаниями ощущение, что учеба нужна больше родителям.

Кроме того, за двойки и невыученные уроки справедливо будет ребенка наказать лишением каких-то важных для него жизненных ценностей – похода в кино, просмотра телепередач, игры на компьютере и пр. Раз он не выполняет свою работу хорошо, логично будет нести наказание. И пусть он уже сам выбирает, что ему выгоднее и спокойнее – учиться, как следует, или постоянно жертвовать своими развлечениями ради мнимого безделья за письменным столом. Этот прием подействует гораздо эффективнее, чем ваши постоянные напоминания, одергивания и попытки загнать ребенка за уроки.

Младшие школьники требуют много терпения и времени, которого зачастую у родителей не хватает. Но тут ничего не поделать – оставлять ребенка один на один с его проблемами нельзя – это чревато тяжелыми последствиями. Будьте бережными и заботливыми, внимательными и терпеливыми – и все у вас получится!

Виды дисграфии Артикуляторно -акустическая. Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает. Для лечения этого вида дисграфии нужно работать и над правильным произношением звуков. Акустическая. В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но путает их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с; шипящие: с-ш, з-ж; а также не различают мягкость отдельных звуков). Оптическая. Ребенок с оптической дисграфией затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону). Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза. Ребенок с этой проблемой на письме может пропускать или повторять целые слова, перестанавливать слоги и буквы местами, писать слитно разные слова (путают приставки и предлоги у существительных - пишут слитно или раздельно, прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.) Аграмматическая дисграфия. Как правило, выявляется после 1-2 класса, так как требует больших знаний правил написания слов ("хороший кошка", "красивый солнце" и т.п.). То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Такая проблема может наблюдаться в двуязычных (билингвальных) семьях, а также в когда ребенок обучается на неродном языке.

Дислексия - это специфическое нарушение способности к чтению, когда при чтении ребенок допускает однотипные ошибки. При этом ребенок может быть полностью интеллектуально развит и не испытывать других трудностей с обучением.

Виды дислексии Фонематическая дислексия. Наиболее часто встречается у младших школьников, и связана с тем, что ребенок смешивает похожие звуки (глухие-звонкие, твердые-мягкие, звонкие-глухие, например, б-п, д-т, ц-с, ж-ш). Этот вид дислексии выражается в побуквенном чтении, в том, что ребенок при чтении может пропускать буквы и слоги, переставлять их). Механическое чтение (семантическая дислексия) . Ребенок владеет техникой чтения, но не может понять частично или полностью смысла прочитанного. Одна из причин семантической дислексии в том, что слова в предложении для ребенка не связаны, ребенок не может получить общую картину смыслового содержания. Аграмматическая дислексия, как и аграмматическая дисграфия, связана с проблемами согласования, в частности, существительных и прилагательных, существительных и глаголов, когда не согласуются окончания слов: "красивый кошка", "высокая тополь" и т.п. Оптическая дислексия. Все буквы состоят из примерно одинаковых элементов: черточек, палочек, кружочков. Оптическая дислексия выражается в том, что дети путают схожие по написанию буквы, буквы, отличающиеся один-двумя элементами или по-разному расположенными в пространстве. Мнестическая дислексия. Она связана с тем, что ребенок не может запомнить связь между обозначением буквы и звуком, который она "дает" при чтении.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Родители - это основа семьи, поддержка и опора ребенка. Мать и отец всегда являются маяками в жизни малыша, они оберегают и воспитывают своё чадо. Однако не всегда мама и папа обращают должное внимание то, как объяснить ребенку важность правильного отношения к ним.

Сделать это помогут пословицы и поговорки о родителях. Они подчеркивают их значимость, часто напоминают о том, сколько нежности и любви дает мать, какой защитой и поддержкой является отец. Поговорки учат уважать родных, ценить их, помогать в будущем. В этом разделе мы собрали выражения о гармонии между детьми и родителями, любви и нежности. О значимости родителей в жизни каждого человека.

  • Без матери и солнце не греет.
  • Без отца - полсироты, а без матери и вся сирота.
  • Без пригляду одни только муравьи плодятся.
  • В сиротстве жить — горькие слёзы лить.
  • Все детки ровны, какой палец не укуси - все больны.
  • Всякой матери своё дитя мило.
  • Глупому сыну и отец ум не пришьёт.
  • Дети малы, так спать не дают, а вырастут, так сам не уснёшь.
  • Дети, что цветы: уход любят.
  • Детки маленьки - поесть не дадут, детки велики - пожить не дадут.
  • Детки плачут, а у матери сердечко болит.
  • Детки хороши - отцу, матери венец, худы - отцу, матери конец.
  • Для матери ребёнок — до ста лет детёнок.
  • Дом с детьми - базар, без детей - могила.
  • Дочерьми красуются, сыновьями в почёте живут.
  • Дурной рыбак - дурные сети, дурная мать - дурные дети.
  • Жалей отца с матерью, других не найдёшь.
  • Жена с советом, тёща с приветом, а родимая матушка с лаской.
  • Живы родители - почитай, померли - поминай!
  • Земля без воды мертва, человек без семьи - пустоцвет.
  • К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.
  • Каков отец, таковы и дети.
  • Каково дерево, таков и клин; каков батька, таков и сын.
  • Коли есть отец и мать, так ребенку благодать.
  • Корми сына до поры: придёт пора - сын тебя прокормит.
  • Кто боится, что ребёнок будет плакать, сам заплачет.
  • Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.
  • Кто доводит родителей до слёз, и сам счастья не увидит.
  • Кто не был сам отцом, цены отцу не знает.
  • Кто не смог взять лаской, не возьмёт и строгостью.
  • Кто родителей почитает, тот век счастливым живет.
  • Малые дети - малые заботы, большие дети - большие заботы.
  • Мать кормит детей, как земля - людей.
  • Мать праведна - ограда каменна.
  • От лося - лосята, от свиньи - поросята.
  • Отца и матери на всю жизнь не хватит.
  • Полна хата детей, так и счастливо в ней.
  • Птица радуется весне, а мать - деткам.
  • Ребёнок без матери — что стол без скатерти.
  • Родители трудолюбивы - и дети не ленивы.
  • Умей гулять - умей и дитя забавлять.
  • Умел дитя родить, умей и научить.
  • Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.
  • Яблоко от яблони недалеко падает.
14:50, 13 сентября 2018

Родители трудолюбивы - и дети не ленивы

Однажды мы проезжали через село Шилокша Кулебакского района, и наш взгляд поневоле задержался на деревянной скульптуре медведя около одного из домов. Мы не могли не остановиться - любопытство взяло верх: прямо на улице работал мастер. Оказалось, добродушный медведь - только часть композиции, которую Владимиру Громову заказали для пасеки. А вообще, у его большой семьи огромное хозяйство и интересная жизнь.

Увлечение, ставшее заработком

Будет еще старичок с рамкой меда, зайчик с дымарем и несколько ульев, - поясняет хозяин. - Вообще, все и началось с медведей. Жизнь заставила. Раньше я ездил на заработки в Москву: семья большая, надо было поднимать детей. А почему медведь? Наверное, он ближе всего русской душе.

По словам Владимира Громова, чтобы изготовить такую скульптуру, требуется три дня. Материа­лом служат в основном тополь, ветла и сосна. Работает мастер топором и бензопилой.

Я не умею рисовать, - признается он. - Легче пилу взять в руки. Каких только медведей у меня не было - и с балалайками, и с гармошками! Заказов много - от Кулебак до Греции. Без работы не сижу. Это и хобби мое, и заработок. Вот смотрите, недавно привез из города дерево, - показывает огромную ветлу, - получится голова богатыря.

Однако некоторые заказы - иконостасы и деревянные колонны для церкви - он делает бесплатно.

У нас верующая семья, - говорит Владимир Васильевич. - Без веры нельзя.

Пока мы наблюдали за его работой, вернулись из школы сыновья - четырнадцатилетний Антон и Александр, старше брата на год.

Мои помощники, - улыбается отец. - Помогают довести до ума скульптуру - шкурят. И скотину накормят - у нас большое хозяйство. Антон, хотя и младше брата, зато очень ответственный. И с других братьев и сестер умеет спрашивать.

А других сколько? - интересуемся мы.

Всего у нас 13 детей, из них 11 - приемные, - отвечает многодетный отец, немало удивив нас. - Весело живем!

Просто надо любить

Перемены в семье Громовых произошли, когда их младший сын Валерий едва начал ходить, а старшей Елене еще не было и шести лет. Семейство только что переехало в Кулебаки.

На Рождество я зашла к родственникам и стала свидетельницей драки между моим дядей и его женой, пришлось вызывать милицию, - вспоминает Марина Громова. - Они и предложили мне взять детей.

Так пятилетняя Надежда и полуторагодовалая Алевтина поселились в их доме. И уже не захотели никуда уходить, а когда их непутевые родители, которых лишили прав, изредка проходили мимо, старшая из сестер в ужасе пряталась в ванной.

Спустя четыре года Марина пришла по своим делам в органы опеки, где ей предложили взять маленького мальчика, которого оформляли в детдом. Саше едва исполнилось два с половиной года, он практически не умел ходить и вообще не разговаривал. Документы пришлось оформлять долго - не было даже справки о рождении ребенка.

В новой семье мальчик уже через полгода заговорил, а в первом классе он читал не хуже других. Расстался и с букетом болезней - когда приемные родители привезли его на обследование в Нижний Новгород, врачи в удивлении развели руками.

Позднее сестры поехали в лагерь и познакомились там с Максимом, тот рос в Дзержинском детдоме. И уговорили родителей взять подростка. Пришлось срочно менять дом, в котором большой семье стало тесновато.

Громовы снова вернулись в Шилокшу.

А когда в Кулебаках оказался на грани закрытия детский дом, никто из многочисленных родственников одиннадцатилетнего Димы и его брата Артема, старшего на год, не захотел приютить мальчиков. Нетрудно догадаться, что это сделали супруги Громовы.

Только Ефросинью мы сами разыскивали, - рассказывает Марина Алексеевна. - О ней мы услышали от дочери моей подруги, отдыхавшей с ней в лагере. Она отзывалась о сироте, как об умнице, которая пишет стихи. Мы нашли Ефросинью в Нижегородском детдоме, но она согласилась к нам ехать только при условии, если мы возьмем ее подружку Наташу.

Домой супруги вернулись с двумя девочками, увидев в этом Божий Промысл, ведь к этому времени Елена и Надежда уже вышли замуж.

А вскоре они привезли из интерната Антона и Сашу. В опеке не стали скрывать, что братья - трудные подростки: учиться не хотели и держали сверстников в страхе - но это не остановило будущих родителей.

У нас свое мнение, - заявляет Марина Громова. - Мы должны сами убедиться. А мальчики оказались замечательными.

Последний, 12-летний Варлаам, появился в семье более полугода назад. Прежде он жил в жутких условиях, испытывая голод и холод, у него даже не было кровати - спал на коврике в прихожей, над ним издевались одноклассники.

Сейчас Варлаама не уз­нать, - радуется многодетная мама. - Его не надо заставлять утром чистить зубы, он сам делает уроки, чего не было раньше. Стала затихать и мучившая его аллергия.

В чем секрет таких успехов? Родители объясняют просто:

С детьми надо заниматься, не отмахиваться от них, разговаривать по душам, обсуждать проблемы, помогать с уроками. А главное - их просто надо любить.




Лентяев нет

У каждого из ребят свои обязанности. Если поначалу кто-то отлынивал и его трудно было приучить к порядку, то со временем все научились не лениться.

Как правило, дети, которые росли в детских домах, вообще ничего не умеют, - говорит мать. - Максим впервые у нас увидел корову и поросят. Труд -это главное, к чему мы приучаем своих детей. И воспитываем их собственным примером - мы с мужем встаем рано, крутимся целый день. В нашей семье нет лентяев.

Подворье у Громовых действительно большое, живности полный двор: две коровы, два быка, телята, поросята, куры, утки и пчелы - 10 ульев. Но доить хозяйка не доверяет никому, даже мужу, хотя он умеет это делать.

И на кухне хозяйничаю только я, - улыбается женщина. - Но если уезжаю по делам, готовят все. Мясо, молоко и яйца у нас круглый год, холодильник не закрывается. Делаем творог, масло, сметану, сыр. Коровы у нас высокоудойные, хватает и на продажу, есть постоянные клиенты. Солений полный погреб, одних только огурцов засолили 150 трехлитровых банок, полно салатов и варенья.

Зато на пасеку хозяйка ни ногой. Пчеловодством занимаются муж с сыновьями. Этим летом решили сами запасать сено - взяли в аренду 20 гектаров лугов, пасти животных тоже есть кому.

С мужем мне повезло, - признается Марина Алексеевна. - Другого такого не найдешь, он вообще ни минуты не сидит без дела. Я поддерживаю его увлечение. Только надо было заняться резьбой раньше, когда остались без работы… Мы вместе трудились в швейном цехе, он был единственным мужчиной в +женском коллективе: и за наладчика, и за грузчика, и воду возил - словом, мастер на все руки.

С мужем они венчались. Кстати, в Шилокше есть храм в честь Архангела Михаила, там крестили Сашу. И дома у Громовых иконы в каждой комнате. Младшие дети занимались в воскресной школе. А нынешней весной, накануне Пасхи, впервые причастили Варлаама.

За детей - горой

Несколько лет назад семья Громовых участвовала в региональном конкурсе и заняла первое место в номинации «Лучшая семья», о них сняли фильм на областном телевидении. К презентации готовились всем дружным семейством - учили стихи, написанные сообща, репетировали песни. Талантов не занимать: Валерий, Лена и Ефросинья играют на гитаре, Елена училась еще в музыкальной школе по классу фортепиано.

Сейчас Ефросинья учится в Московском институте культуры на эстрадно-джазовом отделении, мечтает поступить в ГИТИС. Максим после окончания Кулебакского техникума продолжил учебу в Княгининском институте. Наталья окончила два курса Выксунского духовного училища. Пятеро детей - в Ардатовском аграрном техникуме. Сыновья не равнодушны к спорту - увлекаются дворовым футболом. Дмитрий намерен служить в ОМОНе, Александр хочет стать военным.

Нам не стыдно за детей, - улыбается Марина Громова. - Мы за них - горой, никогда не позволим кричать на них и унижать и сами никогда не ругаем при посторонних. Стараемся разбирать ошибки в семейном кругу и объяснять, как нужно себя вести. Ни разу не пожалели, что у нас такая большая семья. Была бы возможность, взяли бы еще детей.

Конечно, многодетная семья не бедствует, но теперь, когда старшие выросли и учатся, расходы увеличились.

После достижения приемными детьми 18‑летнего возраста мне зарплату уже не платят, а пособие - мизерное, - говорит Марина Алексеевна. - Да и очередь на жилье практически не двигается. Только Надя получила квартиру. Мы предлагали взрослым сыновьям и дочерям снимать жилье, но никто не хочет уходить, - улыбается она.

Их собственная дочка, родив двоих детей, тоже взяла приемного ребенка. Девочка в два года не умела ходить и весила всего семь килограммов. Через несколько месяцев ее было уже не узнать.

Так их воспитали родители, что чужих детей не бывает.

Светлана Гундорова