Сроки получения детских пособий. Выплаты при рождении первого ребенка, обновленная программа маткапитала, помощь с ипотекой — большие перемены коснутся миллионов россиян Максимальные размеры декретных

Детские пособия в 2019 году подлежат индексации на уровень инфляции прошлого года. Кроме того, в 2018 году введены новые ежемесячные выплаты для молодых семей за первого и второго ребенка. Расскажем о размерах детских пособий в 2019 году.

Размеры детских пособий пересматривают каждый год. Порядок ежегодного повышения выплат установлен пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 19.12.16 № 444-ФЗ: выплаты на детей должны пересматривать ежегодно 1 февраля с учетом роста цен в прошлом году. Коэффициент индексации утверждает Правительство РФ.

С 1 февраля 2019 года детские пособия проиндексировали на коэффициент 1,043 (постановление Правительства от 24.01.2019 №32). Размеры детских выплат на каждого ребенка до 18 лет в 2019 году смотрите в таблице.

Детские пособия с 1 февраля 2019 года

С 1 января по 1 февраля 2019 года детские пособия выплачивают в тех же размерах, что и в прошлом году. А с 1 февраля выплаты индексируют на новый коэффициент (за исключением материнского капитала), установленный в соответствии с уровнем инфляции в 2018 году. Коэффициент индексации с 1 февраля 2019 года - 1,043. Первоначально выплаты родителям в 2019 году планировали увеличить в 1,034 раза. Еще в прошлом году Правительство опубликовало соответствующий проект постановления. Но планы изменились.

1,043 - коэффициент индексации детских пособий в 2019 году

С 1 февраля 2019 года детские выплачиваются с учетом нового коэффициента, установленного Правительством РФ.

Единовременные пособия

Пособия на детей в 2019 году, руб.
Вид выплаты С 1 января 2019, руб. С 1 февраля 2019, руб
За постановку на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель) 628,46 655,48 (628,46 x 1,043)
При рождении (усыновлении) ребенка (установлении опеки, передаче в приемную семью)

16 759,08

17 479,72 (16 759,08 × 1,043)

По беременности и родам

Для расчета максимальной суммы выплаты нужно учитывать максимальный размер среднего дневного заработка. В 2019 году он равен 2150,68 руб . ((755 000 руб. + 815 000) / 730).

Минимальная величина среднего дневного заработка = МРОТ на начало отпуска x 24 / 730. МРОТ с 1 января 2019 года равен 11 280 руб.

Максимальный размер:

301 095,89 (расчет: (755 000 + 815 000)/730 x 140);

2) При осложненных родах - 335 506,85 (расчет: (755 000 + 815 000)/730 x 156);

2) При многоплодной беременности - 417 232,88 (расчет: (755 000 + 815 000)/730 x 194).

Минимальный размер:

1) При беременности без особенностей и осложнений - 51 918,90 (расчет: (11208 x 24)/730 x 140 );

2) При осложненных родах - 57 852,49 (расчет: (11 280 x 24)/730 x 156);

При многоплодной беременности - 71 944,76 (расчет: (11 280 x 24)/730 x 194).

По беременности женам военной срочной службы
При усыновлении ребенка-инвалида , ребенка от 7 лет или одновременно нескольких детей, являющихся сестрами или братьями (на каждого из детей)
Материнский (семейный) капитал 453 026,00 (не индексирован в 2019 году)

Ежемесячные пособия

Вид пособия Размер, руб.
С 1 января 2019 г. С 1 февраля 2019 г.

По уходу за ребенком до 1,5 лет

Минимальный размер:

На первого ребенка - 4 512,00 . (11 280 х 40%)

6 284,65

Минимальный размер:

На первого ребенка - не изменится

На второго и последующих детей - 6554,89 (6284,65 x 1,043)

Максимум в 2019 году - 26 152,33 ((755 000 + 815 000)/730 x 30,4 x 40%)
На первого ребенка, родившегося в 2019 году

С 1 июля 2017 года МРОТ увеличился до 7800 рублей. Поэтому с 1 июля произошли изменения в расчете некоторых пособий. Как считать пособия с 1 июля 2017 года? Какой размер детских пособий с 1 июля 2017 года? Изменился ли размер пособия по уходу за ребенком? Какой минимальный размер пособия по беременности и родам? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с пособиями, вы найдете в нашей статье. Также вы сможете ознакомиться с таблицей, в которой приведены новые размеры всех пособий.

Причина изменений – повышение МРОТ

С 1 июля 2017 года организации и ИП обязаны выплачивать работникам заработную плату не менее 7800 рублей (то есть, не меньше нового МРОТ). См. « ». Если зарплата не дотягивает до указанного размера, то ее требуется повысить.

Заметим, что увеличение МРОТ с 1 июля в отдельных ситуациях повлияет на расчет больничных, декретных и детских пособий. Давайте остановимся на этом вопросе подробнее. Однако сразу скажем, что никакой индексации пособий с 1 июля 2017 года не произошло. Просто в связи с повышением МРОТ произошли изменения в расчете и минимальных значениях.

Новый минимальный заработок для расчета пособий

Больничные, декретные и детские пособия, в общем случае, нужно считать из среднего заработка за расчетный период, то есть за два года, предшествующих началу болезни, декрета или отпуска года (с 1 января по 31 декабря). Соответственно, если работник заболел в 2017 году, то расчетным периодом станут 2015 и 2016 годы (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).
Однако меньше определенного размера заработок за расчетный период быть не должен. Государство гарантирует расчет пособия исходя из минимально допустимого заработка. Он определяется так (на примере “больничного” пособия):

Получается, что если страховой случай (болезнь, декрет или отпуск по уходу за ребенком) наступил после 1 июля 2017 года, то минимальный заработок за расчетный период составит 187 200 р. (7800 р. × 24 мес.).

Другое значение, которое потребуется для расчета пособий – минимальный среднедневной заработок. Чтобы узнать минимальный среднедневной заработок для расчета пособий, бухгалтеру требуется получившееся значение разделить на 730. Применяется такая формула:

Соответственно, с 1 июля 2017 года минимальный среднедневной заработок составляет 256,44 рублей в день (187 200 р. / 730 дн.). Меньше данной величины с 1 июля 2017 года среднедневной заработок для расчета пособий быть не может.

До 1 июля 2017 года среднедневной заработок составлял 246,58 рублей в день (180 000 р. / 730 дн.) То есть, среднедневной заработок увеличился на 9,86 рубля (256,44 р. – 246,58 р.).

Если заработок меньше минимального: что делать

Бухгалтеру следует следить за тем, чтобы пособия работникам были рассчитаны правильно. Это позволит без проблем возмещать пособия из ФСС и после 1 июля 2017 года. Поясним на что обращать внимание.

Предположим, что страховой случай (болезнь, декрет или начало отпуска по уходу за ребенком) произошел в июле 2017 года. Расчетным периодом станут 2015-2016 годы. Чтобы рассчитать пособие, бухгалтеру нужно определить среднедневной заработок по следующей формуле:

При расчете пособия по временной нетрудоспособности в данную формулу следует подставлять количество дней – 730. Если же рассчитываете декретные или пособия по уходу за ребенком, то количество дней может быть меньше, поскольку из расчетного периода исключаются дни болезни, декрета, детского отпуска и освобождения от работы с сохранением заработка (п. 3 и 3.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

По итогам указанного расчета, среднедневной заработок не может быть меньше суммы, рассчитанной из МРОТ. То есть, с 1 июля 2017 года среднедневной заработок не может быть меньше 256,44 рублей в день.

Имейте в виду, что при определении минимального среднедневного заработка нужно учитывать МРОТ на дату наступления страхового случая. Соответственно, если работник заболел или если сотрудница ушла в декрет до 1 июля 2017 года, то в расчете используйте МРОТ в прежнем размере – 7500 рублей. В этом случае минимальная сумма дневного заработка составит 246,58 р. (7500 р. × 24 мес. / 730 дн.). Если же страховой случай наступил 1 июля или позднее, то ориентируйтесь на новую «минималку» 256,44 р. (7800 р. × 24 мес. / 730 дн.).

О.В. Лопатина болела с 3 по 17 июля 2017 года (14 календарных дней). Её страховой стаж 2 года и 4 месяца. Сумма выплат в ее пользу за расчетный период (2015 и 2016 годы) составила 161 320 рублей.

При таких условиях фактический среднедневной заработок О.В. Лопатиной равен 220,99 р. (161 320 р. / 730).

Однако средний дневной заработок, рассчитанный из МРОТ, составляет 256,44 р. (7800 р. × 24 мес. / 730). Эта сумма выше, чем фактический заработок О.В. Лопатиной: (256,44 р. > 220,99 р.) Поэтому для расчета пособия по болезни бухгалтеру следует принять величину, рассчитанную исходя из нового МРОТ.

Поскольку стаж работницы менее 5 лет, размер её пособия составит 60% среднего заработка (п.3 ч.1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). В результате сумма пособия по болезни составит – 2154,096 р. (256,44 р. × 60% ×14 дн.).

Так, на примере, можно проследить повышение пособий с 1 июля 2017 года. Ведь если бы МРОТ не повысили, то в качестве среднедневного заработка бухгалтеру потребовалось бы использовать среднедневной заработок в меньшем размере – 246,58 рублей.

Обратите внимание: если в вашей местности действует районный коэффициент, умножьте на него минимальное пособие, рассчитанное из МРОТ. То есть, если бы в местности, где занята О.В. Лопатина был установлен коэффициент, допустим, 1,7, то размер полагающегося ей пособия составил бы 3661,96 р. (256,44 р. × 60% × 14 дн. × 1,7).

Если в расчетом периоде вообще нет заработка

Если расчетном периоде (2015-2016) у сотрудника вообще нет заработка, то для расчета пособий вместо «нуля» следует принимать заработок, рассчитанный МРОТ, который установлен на момент наступления страхового случая. Такая ситуация может произойти, если сотрудник в расчетном периоде вообще не работал и не имеет права на замену лет расчетного периода. Приведем примеры.

П.С. Тришин болел с 3 по 12 июля 2017 года (то есть, 10 календарных дней). Заработка в расчетном периоде (2015-2016) у него не было. Стаж – 5 лет и 1 месяц. П.С. Тришин занят полный рабочий день. В такой ситуации бухгалтеру следует взять среднедневной заработок, рассчитанный из МРОТ, а именно 256,44 р. (7800 р. × 24 мес. / 730).

Стаж работника более 5 лет. Это значит, что ему полагается 80 процентов среднего заработка (п.2 ч.1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Поэтому размер дневного пособия составит 205,152 р. (256,44 р. × 80 %). Работник болел 10 календарных дней. За этот период сумма полагающегося ему пособия составит 2051,52 (205,14 р. × 10 дн.).

А.В. Николаева желает уйти в отпуск по беременности и родам с 28 июля 2017 года. Расчетный период – с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года. В расчетном периоде заработок отсутствовал. Страховой стаж - 7 месяцев. Районный коэффициент не применяется. Минимальный среднедневной заработок составляет 256,44 р. (7800 р. × 24 мес.) / 730. Дневное пособие – 256,44 р. (256,44 р. × 100%). В итоге, сумма пособия А.В. Николаевой за 140 календарных дней декрета, рассчитанная из МРОТ, составит 35 901,6 р. (256,44 р. × 140 дн.).

Обратите внимание: сотрудница, которой назначается пособие по болезни, декретное пособие или пособие по уходу за ребенком, вправе обратиться в бухгалтерию и попросить заменить один или оба года расчетного периода другими годами. Для этого ей потребуется написать заявление. При этом бухгалтер должен будет произвести замену лет при одновременном соблюдении 3-х условий:

  • женщина хочет поменять годы, в которых она находилась в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком;
  • выбранные для замены годы предшествуют расчетному периоду (письмо Минтруда России от 03.08.2015 № 17-1/ООГ-1105);
  • по результатам замены лет размер пособия станет больше.

Таким образом, перед тем как рассчитывать пособие из нового МРОТ, бухгалтеру имеет смысл проверить, нет ли у работницы права на замену лет расчетного периода.

Если стаж меньше шести месяцев

Пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам не могут превышать МРОТ за календарный месяц (с учетом районных коэффициентов), если стаж человека не более шести месяцев (ч. 6 ст. 7, ч.3 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). То есть, при стаже меньше шести месяцев пособие может быть меньше, но не больше МРОТ. Чтобы это проконтролировать, требуется вычислить максимальное дневное пособие в каждом месяце (чтобы понять, больше какой суммы учитывать в расчетах нельзя). Для этого используйте такую формулу (п.20 Положения о расчете пособий, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375):

Соответственно, если мы говорим, допустим, про болезнь в июле 2017 года, то максимальное дневное пособие в этом месяцев составит 251,6129 р. (7800 р. / 31 дн.), поскольку в июле 2017 года – 31 календарный день. Поясним расчеты на примере.

Пример расчета пособия по нетрудоспособности при стаже меньше шести месяцев

М.В. Тругманов болел с 11 по 28 июля 2017 года (18 календарных дней). Стаж работника – менее шести месяцев. В расчетном периоде (2015-2016 годы) выплат в пользу работника нет (это его первое место работы).

Как мы уже выяснили, минимальный средний дневной заработок, исходя из МРОТ, с 1 июля 2017 года составляет 256,44 р. (7800 р. × 24 мес. / 730). При этом если страховой стаж до пяти лет, то при расчете пособия по болезни следует учесть 60% среднего заработка (п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Поэтому размер дневного пособия М.В. Тругманова составит 153,864 р. (256,44 р. × 60%). В результате за 18 календарных дней болезни размер пособия составит 2769,55 р. (153,864 × 18 дн.).

Теперь проверим, не завышена ли эта сумма. Для этого возьмем максимальную сумму дневного пособия в июле, рассчитанную из МРОТ, то есть 251,6129 (7800 р. / 31 дн.). Если взять эту сумму, то за 18 дней болезни максимальное пособие составит 4529,03 р. (251,6129 р. × 18 дн.). Стаж работника мы уже не учитываем.

4529,03 рублей больше 2769,55 рублей. Значит, за июль М.В. Тругманову нужно выплатить меньшую сумму – 2769,55 рублей. Превышения максимально допустимой суммы не будет.

Также приведем и расчета пособия по беременности и родам при стаже менее шести месяцев.

Пример расчета декретного пособия при стаже меньше 6 месяцев

Л.С. Садовская с 21 июня 2017 года уходит в отпуск по беременности и родам. Он закончится 8 ноября 2017 года. В расчетном периоде с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года заработка у нее нет. Страховой стаж – 5 месяцев и 1 день. Районный коэффициент не применяется. Определим средний дневной заработок из МРОТ, который применялся на начало декретного отпуска (то есть, в июне). Средний дневной заработок составит 246,58 р. (7500 р. × 24 мес. / 730 дн.). Соответственно, дневное пособие составит 246,58 р. (246,58 р. × 100%).

Максимальное дневное пособие в зависимости от количества календарных дней следующее:

  • в июне – 250 р. (7500 р. / 30 календ. дн.);
  • июле, августе и октябре – 251,6129 р. (7800 р. / 31 календ. дн.);
  • сентябре и ноябре – 260 р. (7800 р. / 30 календ. дн.).

Теперь сравним размер дневного пособия из МРОТ с максимальным дневным пособием за каждый месяц декретного отпуска. И получится, что дневное пособие из МРОТ не превышает максимального дневное пособие во всех месяцах декретного отпуска:

  • 246,58 р. < 250 р.;
  • 246,58 р. < 251,6129 р.;
  • 246,58 р. < 260 р.

Таким образом, бухгалтер вправе рассчитать пособие из дневного пособия, рассчитанного из МРОТ – 246,58 рубля. В итоге размер пособия Л.С. Садовской за 140 календарных дней декрета составит 34 520,54 р. (246,58 р. × 140 дн.), где 140 дней – это продолжительность декретного отпуска.

Если нарушен больничный режим

Работодатель вправе ограничить размер пособия по болезни за полный календарный месяц величиной МРОТ, если работник без уважительной причины (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ):

  • нарушил больничный режим – со дня, когда нарушение было допущено;
  • не пришел на прием к врачу или на проведение медико-социальной экспертизы – со дня неявки;
  • заболел или получил травму вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения – за весь период нетрудоспособности.

Расскажем, как можно ограничить размер пособия, используя МРОТ.

Пример ограничения пособия по болезни при нарушении режима

А.Г. Петров принес в бухгалтерию листок нетрудоспособности за период болезни с 11 по 28 июля 2017 года. Однако в больничном листке есть отметка о нарушении режима 18 июля (работник не явился на прием к врачу по неуважительной причине). В такой ситуации больничное пособие до 18 июля нужно посчитать по общим правилам, исходя их среднего заработка. А с 18 по 28 июля (то есть, за 10 дней с даты нарушения) пособие можно оплатить исходя из МРОТ. В регионе, где работает А.Г. Петров, районный коэффициент не установлен. Его страховой стаж – восемь лет. Значит, ему положено пособие в размере 100 процентов заработка (ч.1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Максимальный средний дневной заработок за июль, рассчитанный из МРОТ, составит 251,6129 р. (7800 р./ 31 дн.)

Сумма пособия за 18-28 июля (то есть, за период нарушения режима) составит: 2516,13 рублей. (251,6129 р. × 10 дн.). До даты нарушения пособие можно рассчитать по общим правилам (не из МРОТ).

Новый минимальный размер по уходу за ребенком

Теперь расскажем об увеличении детских пособий с 1 июля 2017 года. Итак, напомним, что пособие по уходу за ребенком работодатель должен выплачивать работнику ежемесячно в сумме, равной 40% среднего заработка, но не меньше минимального размера (п. 1 ст. 11.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

При этом минимальный базовый размер пособия по уходу за ребенком установлен частью 1 статьи 15 Закона от 19 мая 1995 № 81-ФЗ и составляет:

  • при уходе за первым ребенком – 1500 р. в месяц;
  • при уходе за вторым и последующими детьми – 3000 р. в месяц.

Эти суммы каждый год индексируются на соответствующий коэффициент. С учетом всех коэффициентов индексации по состоянию на 1 февраля 2017 года минимальные пособия по уходу за ребенком были следующие (« »):

  • 3065,69 рублей – на первого ребенка;
  • 6131, 37 рублей – на второго и последующих детей.

Однако в связи с увеличением МРОТ минимальный размер пособия на ребенка с 1 июля 2017 года, установленный на 1 февраля 2017 год, станет больше. Ведь сумма минимального пособия (на первого ребенка) с 1 июля 2017 года не может быть меньше размера, рассчитанного из нового МРОТ, а именно 3120 рублей (7800 р. x 40%).

Минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком с 1 июля 2017 года – 3120 р. (7800 р. × 40%). Однако использовать новое значение можно только если отпуск начался 1 июля 2017 года или позже. При этом «минималка» по уходу за вторым и последующими детьми не изменилась. Она останется в размере 6131 рублей и после 1 июля.

Новый минимальный размер пособия по беременности и родам

При расчете пособия по беременности и родам средний дневной заработок не может быть меньше величины, определяемой по следующей формуле (ч. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ):

Минимальная величина среднего дневного заработка = МРОТ на начало отпуска x 24 / 730

Поэтому если отпуск по беременности и родам начался в 2017 году (с 1 февраля по 30 июня), то минимальная величина среднего дневного заработка для расчета декретного пособия должна приниматься равной 246,58 р. (7500 р. × 24 / 730). Эта величина используется для дальнейшего расчета, если она оказалась больше, чем фактический средний дневной заработок работницы. Минимальные размеры пособий по беременности и родам с января по июнь 2017 года (включительно) такие:

  • 34 521,20 р. (246,58 р. × 140 дн.) – в общем случае;
  • 47 836,62 р. (246,58 р. х 194 дн.) – при многоплодной беременности;
  • 38 466,48 р. (246,58 р. х 156 дн.) – при осложненных родах.

С 1 июля 2017 года федеральный МРОТ увеличится и составит 7800 рублей. Поэтому по страховым случаям после 30 июня 2017 года заработок для пособий по беременности и родам нужно сравнивать новой «минималкой» – 256,438356 р. (187 200 р. / 730) Если фактический заработок будет ниже минимального, то назначьте пособие из этого значения. Приведем минимальные размеры пособий по беременности и родам с 1 июля 2017 года:

  • 35 901,37 р. (256,438356 × 140 дн.) – в общем случае;
  • 49 749,04 р. (256,438356 х 194 дн.) – при многоплодной беременности;
  • 40 004,38 р. (256,438356 х 156 дн.) – при осложненных родах.

Пособие по безработице и другие

Увеличение МРОТ никак не повлияет на размер пособие по безработице с 1 июля 2017 года. Дело в том, что размер этого пособия ограничен максимальной (4 900 рублей) и минимальной (850 рублей + районный коэффициент, если он установлен) суммой. Эти суммы на 2017 год определены Постановление Правительства РФ от 08.12.2016 N 1326. В связи с этим, несмотря на то, что с 1 июля МРОТ повысился до 7800 рублей, пособие по безработице больше 4900 быть, все равно, не может.

Размер некоторых других видов пособий также никак не изменится в связи с увеличением в МРОТ. Так, к примеру, не изменится с 1 июля единовременное пособие при рождении ребенка. Его размер, по-прежнему, останется на уровне 16 350, 33 р.

Таблица с итоговыми значениями

В таблице ниже мы обобщили значения, связанные с пособиями. В таблице, в частности, можно увидеть изменения в размерах детских пособий с 1 июля.

Пособие С 1 февраля 2017 года С 1 июля 2017 года
Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком 23 120, 66 р. 23 120, 66 р.
Минимальный размер пособия по беременности и родам · 34 521,20 р. – в общем случае;
· 47 836,62 р. – при многоплодной беременности;
· 38 466,48 р. – при осложненных родах.
· 35 901,37 р. (256,438356 × 140 дн.) – в общем случае;
· 49 749,04 р. (256,438356 х 194 дн.) – при многоплодной беременности;
· 40 004,38 р. (256,438356 х 156 дн.) – при осложненных родах.
Максимальный размер пособия по беременности и родам

· 266 191,8 р. – в общем случае;
· 368 865,78 р. – при многоплодной беременности;
· 296 613,72 р. – при осложненных родах.
Минимальный размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет · 3065,69 рублей – на первого ребенка;
· 3120 рублей – на первого ребенка;
· 6131, 37 рублей – на второго и последующих детей.
Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет 23 120,66 р. 23 120,66 р.
Пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности 613, 14 р. 613, 14 р.
Единовременное пособие при рождении ребенка 16 350, 33 р. 16 350, 33 р.

Новые участники пилотного проекта

В 2017 году ФСС продолжается пилотный проект. В рамках этого проекта работники получают пособия через ФСС, а не через работодателей. С 1 июля к пилотному проекту дополнительно присоединяться несколько субъектов. Перечислим их в таблице:

Регион
Республика Адыгея (Адыгея)
Республика Алтай
Республика Бурятия
Республика Калмыкия
Алтайский край
Приморский край
Амурская область
Вологодская область
Омская область
Орловская область
Магаданская область
Томская область
Еврейская автономная область

Новые цифры: таблица

В заключение мы обобщили наиболее важные цифры, которые изменились в связи с увеличением МРОТ и расчетом пособий, возмещаемых из ФСС. Эта таблица поможет закрепить информацию об увеличении пособий с 1 июля 2017 года.

Увеличение МРОТ до 7800 рублей с 1 июля 2017 года в отдельных ситуациях повлияет на расчет больничных, декретных и детских пособий. Но стоит отметить, что никакой индексации пособий с 1 июля 2017 года не произойдет, просто в связи с повышением МРОТ произошли изменения в расчете и минимальных значениях. Разберемся поподробнее.

Минимальные пособия с 1 июля 2017 года увеличились. Размер минимального заработка для расчета пособий за два расчетных года составит 187 200 руб. (7800 руб. * 24 мес.) или 256,44 руб. в день (187 200 руб. / 730 дн.). Это изменение повлияет на расчет больничных и декретных в двух случаях:

Если работник за расчетный период не имел заработка;

Если средний заработок, рассчитанный за указанный период, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ на день наступления страхового случая.

Еще одно основание для выплаты минимального пособия - если сотрудник в период нетрудоспособности по собственному заболеванию, находящийся на больничном, нарушил режим, предписанный врачом.

Минимальное пособие по беременности и родам

Напомним, что декретный отпуск – это законодательно установленный оплачиваемый период длительностью 140, 156 или 194 дня, который полагается каждой женщине для рождения ребенка и восстановления своего здоровья.

До 1 июля 2017 года МРОТ был установлен в размере 7500 рублей, и если отпуск по беременности и родам начинался в 2017 году (с 1 февраля по 30 июня), то минимальная величина среднего дневного заработка для расчета декретного пособия должна приниматься равной 246,575342 р. (7500 руб. * 24 мес. / 730). Эта величина используется для дальнейшего расчета пособия, если она оказалась больше, чем фактический средний дневной заработок работницы. Минимальные размеры пособий по беременности и родам до 30 июня 2017 года будут такие:

34 520,55 р. (246,575342 р. * 140 дн.) – в общем случае;

47 835,62 р. (246,575342 р. * 194 дн.) – при многоплодной беременности;

38 465,75 р. (246,575342 р. * 156 дн.) – при осложненных родах.

С 1 июля 2017 года минимальный размер декретных выплат нужно рассчитывать из нового минимального среднедневного заработка 256,438356 рублей. Приведем новые значения минимальных пособий по беременности и родам с 1 июля 2017 года при разной продолжительности отпуска:

35 901,37 р. (256,438356 * 140 дн.) – в общем случае;

49 749,04 р. (256,438356 * 194 дн.) – при многоплодной беременности;

40 004,38 р. (256,438356 * 156 дн.) – при осложненных родах.

Рассмотрим изменения на примерах.

Пример 1 .Курочкина О.Н. желает уйти в отпуск по беременности и родам с 28 июля 2017 года. Расчетный период – с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года. В расчетном периоде заработок отсутствовал. Страховой стаж – 7 месяцев. Районный коэффициент не применяется. Минимальный среднедневной заработок составляет 256,438356 руб. (7800 р. * 24 мес.) / 730. Дневное пособие – 256,438356 руб. (256,438356 р. * 100%). В итоге, сумма пособия Курочкиной О.Н. за 140 календарных дней декрета, рассчитанная из МРОТ в минимально допустимом размере, составит 35 901,37 р. (256,438356 р. * 140 дн.).

К началу отпуска по беременности стаж женщины может составлять меньше шести месяцев. Такое бывает, к примеру, если это первое место работы. Тогда декретные за полный календарный месяц не должны превышать МРОТ (ч.3 ст.11 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). В местностях с районными коэффициентами – в размере, не превышающем МРОТ с учетом таких коэффициентов.

Пример 2 .Иванова С.П. с 21 июня 2017 года уходит в отпуск по беременности и родам. Он закончится 8 ноября 2017 года. В расчетном периоде с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года заработка у нее нет. Страховой стаж – 5 месяцев и 1 день. Районный коэффициент не применяется.

Определим средний дневной заработок исходя изМРОТ, который применялся на начало декретного отпуска (то есть, в июне). Средний дневной заработок составит 246,58 р. (7500 р. * 24 мес. / 730 дн.). Соответственно, дневное пособие составит 246,58 р. (246,58 р. * 100%).

Максимальное дневное пособие в зависимости от количества календарных дней следующее:

в июне – 250 р. (7500 р. / 30 календ.дн.);

июле, августе и октябре – 251,6129 р. (7800 р. / 31 календ.дн.);

сентябре и ноябре – 260 р. (7800 р. / 30 календ.дн.).

Теперь сравним размер дневного пособия изМРОТ с максимальным дневным пособием за каждый месяц декретного отпуска. И получится, что дневное пособие исходя изМРОТ не превышает максимального дневное пособие во всех месяцах декретного отпуска:

246,58 р. < 250 р.;

246,58 р. < 251,6129 р.;

246,58 р. < 260 р.

Таким образом, бухгалтер вправе рассчитать пособие из дневного пособия, рассчитанного изМРОТ – 246,58 рубля. В итоге размер пособия Ивановой С.П.за 140 календарных дней декрета составит 34 520,54 р. (246,58 р. * 140 дн.), где 140 дней – это продолжительность декретного отпуска.

Минимальное пособие по уходу за ребенком

Пособие по уходу за ребенком работодатель должен выплачивать работнику ежемесячно в сумме, равной 40% среднего заработка, но не меньше минимального размера (п. 1 ст. 11.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Сумма минимального пособия (на первого ребенка) с 1 июля 2017 года не может быть меньше размера, рассчитанного из нового МРОТ, а именно 3120 рублей (7800 р. * 40%). Однако использовать новое значение следует, только если отпуск по уходу начался 1 июля 2017 года или позже. При этом «минималка» по уходу за вторым и последующими детьми не меняется. Она остается в размере 6131 руб.до и после 1 июля.

Пример 3. Сотрудница летом идет в отпуск по уходу за первым ребенком. Расчетный период – 2015-2016 годы. За это время ей начислили 122 907,72 руб. Исключаемых периодов не было. Месячное пособие исходя из фактического заработка составит: 142 901,12 руб./ 731 дн. * 30,4 дн. * 40% = 2044,54 руб. Рассмотрим две ситуации. Первая – отпуск по уходу начинается до 1 июля. Посчитаем сумму месячного пособия исходя из прежнего МРОТ: 7500 руб.* 40% = 3000 руб. Ребенок у работницы первый. Значит, размер пособия не может быть меньше 3065,69 руб. Эта сумма и полагается работнице за полный месяц, поскольку она больше и 2044,54руб., и 3000 руб. Вторая ситуация – отпуск начинается 1 июля или позже. Размер пособия из нового МРОТ составит: 7800 руб.* 40% = 3120 руб. Это больше 3065,69 руб. Поэтому в данном случае начисляйте работнице 3120 руб. за месяц.

Если сотрудник заболел или работница ушла в отпуск по беременности и родам до 1 июля, использовать новый МРОТ нужно только в том случае, если сумма размера пособия была ограничена МРОТ, то есть в ситуации, когда стаж меньше шести месяцев.

Это связано с тем, что их рассчитывают исходя из такого правила - размер месячного пособия не может превышать величины МРОТ. На какую дату нужно брать МРОТ для исчисления пособий, в Законе № 255 не говорится (ч. 6 ст. 7 Закона № 255-ФЗ), поэтому пособие нужно пересчитать по месяцам, если в них действует разный МРОТ.

Пример 4 (больничный). Сотрудник болел с 28 июня по 4 июля 2017 года включительно (всего семь календарных дней). Расчетный период – 2015–2016 годы. Сотрудник трудится полный рабочий день, районные коэффициенты к зарплате в регионе не установлены. В течение 2015–2016 годов заработка у сотрудника не было. На момент заболевания его страховой стаж меньше шести месяцев. Значит, размер пособия не может превысить такую величину: 7500 руб./ 30 дн. * 3 дн. + 7800 руб. / 31 дн. * 4 дн. = 1756,45 руб., где 30 дн. и 31 дн. – число дней в июне и июле, а 3 дн. и 4 дн. – число дней болезни в этих месяцах. Теперь определим минимальный размер пособия. Для этого возьмем МРОТ на дату заболевания – 28 июня: 7500 руб.* 24 мес. / 730 дн. * 60% * 7 дн. = 1035,62 руб. Эта сумма меньше 1756,45 руб. Значит, работнику нужно начислить 1035,62 руб.

Пример 5 (декретный отпуск). Сотрудница ушла в отпуск по беременности и родам с 5 июня по 22 октября 2017 года включительно. В компанию она устроилась в феврале 2016 года. Это первое место работы. Значит, на момент ухода в декрет ее стаж меньше шести месяцев. Работница трудится полный рабочий день, районные коэффициенты к зарплате в регионе не установлены. Перед декретом бухгалтер посчитал размер пособия так. Расчетный период – 2015–2016 годы. Заработка в это время у сотрудницы не было. В этом случае минимальная сумма дневного заработка составит 246,58 руб. (7500 руб. * 24 мес. / 730 дн.). Но поскольку стаж меньше шести месяцев, размер пособия не может быть больше одного МРОТ за полный календарный месяц. При дневном заработке в 246,58 руб. размер пособия превысит МРОТ в тех месяцах, в которых 31 день (246,58 дн. * 31 дн. = 7643,98 руб.). То есть в июле и августе. Значит, за эти месяцы нужно выплатить 7500 руб. Кроме того, 31 день также и в октябре. Посчитаем пособие за этот месяц, а также за прочие месяцы, на которые приходится отпуск по беременности и родам:

246,58 дн. * 26 дн. = 6411,08 руб. (за июнь);

246,58 дн. * 30 дн. = 7397,40 руб. (за сентябрь);

7500 руб. / 31 дн. * 22 дн. = 5322,58 руб. (за октябрь).

В итоге размер пособия по беременности и родам составит:

6411,08 руб. + 7397,40 руб. + 7500 руб. * 2 + 5322,58 руб. = 34 131,06 руб. С 1 июля МРОТ вырос до 7800 руб., значит, размер пособия за период с 1 июля нужно пересчитать. Декретные за июль, август и октябрь теперь не превышает МРОТ. Сотруднице нужно доплатить вот такую сумму: (7643,98 руб. – 7500руб.) * 2 + 246,58 руб. * 22 дн. – 5322,58 руб. = 390,22 руб.

Ведущий специалист по аудиту

Правительство РФ разрабатывает и внедряет мероприятия, направленные на поддержку семей с детьми. Часть из них носит финансовый характер. Так, детские пособия в 2017 году были увеличены (проиндексированы). В расчет данной операции брался показатель инфляции, зафиксированный в предыдущий период.

Об индексировании выплат на детей в 2019 году

С 2008 года предусматривался ежегодный рост госпомощи семействам с детьми , выплачиваемых в порядке исполнения закона № 81-ФЗ от 19.05.1995, с начала следующего года. Однако в 2016 в данный порядок внесены изменения:

  • теперь индексирование проводится ежегодно первого февраля;
  • коэффициент увеличения устанавливается на уровне инфляции.

19 декабря 2016 года Президентом РФ Владимиром Путиным одобрен закон (№ 444-ФЗ). Документ устанавливает такие правила:

  • индексирование соцвыплат семействам с детьми начиная с 2017 года будет проводиться регулярно 1 февраля;
  • это не коснется суммы материнского капитала, установленной в размере 453 026 руб., она заморожена до 01.01.2020.
Внимание: инфляция в 2016 году зафиксирована на уровне 5,4%. Следовательно, господдержка увеличилась в 1,054 раза.

Коэффициент индексирования 1.02.2018 г. равен 1,025.

Скачать для просмотра и печати:

Размер госпомощи семьям с детьми в 2019 году (сравнительная таблица)

Вид начисления Величина (тыс. руб.)
На 01.01.2018 С 01.02.2019
По беременности и родам
Общее 100% показателя средней зарплаты за 2018 и 2017 годы
Максимальный (работающим) 301 095,20 - стандартный - 140 дней
335 506- 156 дней
430 136 - 194 дня
Минимальный (работающим) 51,919 - стандартный больничный - 140 дней;

57,852 - если произошли осложнения −156 дней;

71,944 - за 194 дня

Фиксированная выплата, в том числе безработным 613,14 655,49
Единовременные назначения
Женщинам, при условии постановки на ранний учет 613,14 655,49
Жене военнослужащего-срочника 25,89245 27,680
При рождении ребенка 16,35033 17,479
При усыновлении *ребенка-инвалида 16,35033 17,479
Маткапитал 453,026
Регулярные госпособия (ежемесячные)
До полутора лет 40% от средней зарплаты за 2017 и 2016
На первенца - 3,05669

На второго и последующих - 6,13137

3277,45
Ребенку военнослужащего-срочника 11,09676 11863
при потере кормильца-военного 223185 228765
На малыша в чернобыльской зоне 3,16200 - до 1,5 лет 3,24105

6,32400 - до 3-х 6,48210

Важно: для всех категорий семей дополнительные преференции устанавливаются на региональном уровне.

Для сведения: ко всем вышеуказанным пособиям применяется региональный коэффициент. Исключения:

  • маткапитал;
  • выплаты, в которых данный коэффициент учтен при начислении зарплаты.

Кто имеет право на повышение с 1 февраля

Не все выплаты подпадают под индексацию. В основном повышенную величину устанавливают для получателей, которым преференции назначены после 1 февраля.

Граждане, которым установлена госпомощь на основании показателя МРОТ (фиксированная), могут рассчитывать на ежегодное индексирование пособий.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Помощь до 18 лет

На региональном уровне семьям с детьми устанавливается помощь, зависящая от возраста несовершеннолетних:

  • до 16 лет;
  • до совершеннолетия (если молодой человек посещает школу).

Данный вид госпомощи носит регулярный характер и связан с материальным положением семейств. Как правило, начисляется и выплачивается поддержка ежемесячно. Однако ряд регионов перешло на ежеквартальные выплаты:

  1. Республика Крым.
  2. Области:
    • Тюменская;
    • Иркутская.

Условия назначения и регулярность перечислений размещаются на сайтах региональных правительств. Подробности можно узнать в отделение соцзащиты по месту жительства.

Справка: данный вид господдержки также подпадает под индексирование. Но проводится оно на основании регионального законодательства. Даты повышения начислений отличаются от федеральных. В некоторых регионах пособия индексируются осенью.

Декретные в 2019 году


Если будущая мама официально трудоустроена, она имеет право на два вида начислений:

  1. по беременности и родам (БиР);
  2. единовременную выплату за постановку на учет на раннем сроке (до 12 недель).

Пособие по БиР зависит от сложности родов и количества плодов. Его величина зависит от среднемесячной заработной платы, определяемой на основании показателей за два последних года. Оплачивается 100% указанной величины.

В вычислениях опираются на такие константы:

  1. МРОТ - 7 800 р. с 01.07.2017 (ранее 7 500 руб.);
  2. предельная база страховых взносов в ФСС:
    • 2015 - 670 000 руб.;
    • 2016 - 718 000 руб.;
    • 2017 - 755 000 руб.;
    • 2018 — 815 000 руб.;
    • 2019 — 865 000 руб.

Суммы декретных ограничены минимальной и максимальной величинами. Они таковы:

  1. при нормальных родах:
    • 140 дней больничного;
    • от 43675,80 руб. (после мая 2018 - 51380) до 282 493,40 руб.
  2. при осложнениях:
    • 16 дней больничного дополнительно;
    • за которые начисляется от 48667,32 руб. (после мая - 57252) до 314 778,36 руб.
  3. при многоплодной беременности:
    • 194 дня больничного;
    • от 60522,18 (после мая 71198) руб. до 391 455,14 руб.
Справка: Некоторым гражданам предоставляется фиксированная помощь

Величина ее зависит от статуса получателя:

  • уволенные ввиду ликвидации предприятия, прекратившие деятельность как ИП, лица, занимающиеся частной практикой, в т.ч. лицензируемой – 300 р. без учета индексации (655,49 р. с индексацией в 2019 г.),
  • студентки – в размере стипендии,
  • военнослужащие-контрактницы – в объеме денежного довольствия,
  • работающие женщины, не имеющие страхового стажа в 6 месяцев — в размере МРОТ (в 2019 г. — 11280 р.).

Роженицам, не имеющим официального трудоустройства, данный вид федеральной помощи не полагается.

В некоторых регионах устанавливается губернаторская поддержка неработающим женщинам при рождении малышей.

Единовременная выплата роженице


В рамках реализации государственной политики по стимулированию рождаемости один из родителей имеет право на получение одноразовой господдержки при появлении на свет малыша
. Единовременная выплата имеет фиксированный размер (в 2019 г. 17479,73 р.) и предоставляется независимо от трудоустройства.

Оформить ее можно:

  • по месту службы, если оба или один из родителей трудится официально;
  • в органах соцзащиты, если трудоустройство отсутствует.
Важно: данный вид господдержки полагается всем гражданам РФ.

В 14 регионах страны в рамках пилотного проекта одноразовая помощь при родах выплачивается напрямую органами ФСС. Происходит это так:

  1. после предоставления больничного по БиР бухгалтер заполняет заявку о выделении денег на пособие;
  2. отчет передается в ФСС;
  3. специалисты органа после проведения проверки перечисляют средства получателю.

Справка: данный проект действует в следующих регионах:

  1. республиках:
    • Крым;
    • Мордовия;
    • Карачаево-Черкесия;
    • Татарстан;
  2. Хабаровском крае;
  3. областях:
    • Астраханской;
    • Белгородской;
    • Брянской;
    • Курганской;
    • Калининградской;
    • Калужской;
    • Липецкой;
    • Нижегородской;
    • Новосибирской;
    • Новгородской;
    • Ульяновской;
    • Самарской;
    • Ростовской;
    • Тамбовской.

Госпособие до полутора лет


По окончании больничного листа по БиР женщине предоставляется право выбора:

  • вернуться на работу;
  • оформить отпуск по уходу за малышом до трех лет (можно меньше).
Справка: в отпуск может пойти другой совершеннолетний родственник, если мама решит выйти из декретного отпуска. Например, ухаживать за новорожденным может папа или бабушка.

Гражданин, осуществляющий фактический уход за ребенком, имеет право на пособие до полутора лет. Показатель его зависит от факта трудоустройства. Определяется так:

  • 40% от показателя среднего заработка за последние два года;
  • в фиксированной сумме, если получатель не трудился.

Госпомощь до полутора лет имеет минимальный возможный размер. Он равен:

  • 3277,45 руб. на первенца;
  • 6554,89 руб. - на второго и последующих малышей.

В таковой сумме оно назначается лицам:

  1. имеющим менее полугода общего стажа;
  2. не работающим получателям (с даты рождения),
  3. матерям, уволенным в период беременности ввиду ликвидации предприятия,
  4. матерям, отцам, опекунам, обучающимся очно,
  5. родственникам, ухаживающим за ребенком при лишения матери и (или) отца родительских прав или их смерти.

Максимально пособие по уходу не должно превышать 26 152, 27 р.

Материнский капитал


Последний раз сертификат индексировался в 2015 году. Тогда сумма маткапитала выросла с 429,4 тыс. руб. до нынешнего размера 453,026 тыс. руб.
Более увеличения данного вида господдержки не планируется. Сумму маткапитала заморозили до 2020 года (закон № 444-ФЗ).

Власти объяснили свое решение так:

  1. Большая часть получателей вкладывает сертификат в приобретение жилья. Цены на него с начала кризиса не поднимаются, а в некоторых регионах даже падают.
  2. Федеральный бюджет пока остается дефицитным. Денег на увеличение маткапитала нет.
  3. Данный вид помощи не носит регулярного характера. Он не направляется на удовлетворение насущных нужд.
Справка: действие программы маткапитала продлено до окончания 2021 года.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения


Основные новости 2018 года, касающиеся выплат на детей, должны порадовать получателей:

  1. Теперь сумма ежемесячной поддержки, назначенной в фиксированной сумме, будет увеличиваться ежегодно (1 февраля). При этом на величину коэффициента влияет реальная инфляция прошлого периода.
  2. На текущий период повышена предельная база страховых начислений до 865 тыс. руб. А этот показатель влияет на сумму декретных. Следовательно, роженицы 2019 года станут получать больше денег.
  3. Продолжится работа в регионах по поддержке семей, в которых воспитываются несовершеннолетние. Данный вид помощи назначается на принципах адресности и нуждаемости. То есть на него могут рассчитывать люди с малыми доходами.
  4. С января 2018 года появились новые ежемесячные выплаты на первенцев и вторых по счету детей. Первые пособия предоставляются из бюджета, а вторые - из средств МСК. Деньги в размере регионального ПМ на детей выплачиваются до наступления ребенку 1,5 лет.

Другие изменения не так позитивны:

  • Размер МРОТ в 2018 году увеличен дважды: с начала января, и в мае. А в январе 2019 г. еще раз. А этот показатель влияет на минимальную величину декретных.
  • Сумму маткапитала зафиксировали до 2020 года на законодательном уровне. Следовательно, перемен в этой области ждать не приходится.

Новое о выплатах на третьего ребенка

Согласно правительственному постановлению от 05.10.2016 № 2090-р в пятидесяти регионах РФ установлены выплаты на третьего ребенка . Однако в 2018 году в некоторых субъектах страны демографическая ситуация изменилась в лучшую стороны. Из-за этого теперь не назначаются данные виды пособий в:


ГОРОДА МОСКВЫ

О ежемесячном пособии на ребенка


Документ с изменениями, внесенными:
(Тверская, 13, N 139, 20.11.2008, Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 65, 25.11.2008).
(Тверская, 13, N 12-13, 31.01.2012, Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 6, 31.01.2012);
(Официальный сервер Московской городской Думы, duma.mos.ru, 19.12.2012);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 29.12.2016).
____________________________________________________________________

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с назначением и выплатой ежемесячного пособия на ребенка, в целях социальной поддержки граждан, имеющих детей.

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

1. Действие настоящего Закона распространяется на:

1) граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в городе Москве;

2) иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в городе Москве.

2. Место жительства граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства устанавливается по данным органов регистрационного учета.

3. Действие настоящего Закона не распространяется на:

1) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

2) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах;

3) женщин, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации.

Статья 2. Правовые основы назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка

Назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации , Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Москвы , настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 3. Право на ежемесячное пособие на ребенка

1. Право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 18 лет в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину, ежегодно устанавливаемую Правительством Москвы в целях реализации настоящего Закона. Данная величина не может быть ниже установленной Правительством Москвы величины прожиточного минимума в расчете на душу населения (часть в редакции, введенной в действие с 11 февраля 2012 года Законом города Москвы от 11 января 2012 года N 2 .

2. Наличие права на ежемесячное пособие на ребенка и оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, определяется в порядке, установленном Правительством Москвы (часть в редакции, введенной в действие с 11 февраля 2012 года Законом города Москвы от 11 января 2012 года N 2 .

3. Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, устанавливается Правительством Москвы.
Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 4. Условия и порядок назначения ежемесячного пособия на ребенка, его размер и сроки индексации

Условия и порядок назначения ежемесячного пособия на ребенка, в том числе с применением критериев нуждаемости, размер ежемесячного пособия на ребенка и сроки индексации устанавливаются Правительством Москвы.
(Статья в редакции, введенной в действие с 11 февраля 2012 года Законом города Москвы от 11 января 2012 года N 2 Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 5. Орган, осуществляющий назначение и выплату ежемесячного пособия на ребенка

Органом, осуществляющим назначение и выплату ежемесячного пособия на ребенка, является уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы.
(Статья в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 6. Обращение за назначением ежемесячного пособия на ребенка (утратила силу с 9 января 2017 года)

(Утратила силу с 9 января 2017 года - .

Статья 7. Сроки назначения ежемесячного пособия на ребенка

1. Ежемесячное пособие на ребенка назначается с месяца рождения ребенка, если обращение последовало не позднее шести месяцев с месяца рождения ребенка.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

2. При обращении за назначением ежемесячного пособия на ребенка по истечении шести месяцев с месяца рождения ребенка пособие назначается и выплачивается за прошедшее время, но не более чем за шесть месяцев, предшествующих месяцу обращения за назначением ежемесячного пособия на ребенка.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

3. Часть утратила силу с 9 января 2017 года - Закон города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 ..

4. Ежемесячное пособие на ребенка назначается не ранее, чем с месяца регистрации родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) по месту жительства в городе Москве.

Статья 8. Основания для отказа в назначении ежемесячного пособия на ребенка, приостановления и прекращения выплаты

1. Основаниями для отказа в назначении ежемесячного пособия на ребенка являются:

1) превышение среднедушевого дохода семьи величины, ежегодно устанавливаемой Правительством Москвы в целях реализации настоящего Закона, и (или) несоответствие иным критериям нуждаемости, установленным Правительством Москвы;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 декабря 2008 года Законом города Москвы от 5 ноября 2008 года N 56 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года; в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

2) помещение ребенка на полное государственное обеспечение;

3) получение в установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы порядке опекуном (попечителем) денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством);

4) лишение граждан родительских прав или ограничение их в родительских правах;

5) назначение одному из родителей (усыновителю, опекуну, попечителю) аналогичной денежной выплаты на этого же ребенка в другом субъекте Российской Федерации;

6) отсутствие у одного или обоих родителей (усыновителей) доходов без уважительной причины. Перечень таких уважительных причин устанавливается Правительством Москвы (пункт дополнительно включен с 11 февраля 2012 года Законом города Москвы от 11 января 2012 года N 2).

2. Выплата ежемесячного пособия на ребенка приостанавливается в случаях, указанных в пунктах 2-5 части 1 настоящей статьи, а также в следующих случаях:

1) неполучение ежемесячного пособия на ребенка в течение шести месяцев подряд;

2) признание ребенка судом безвестно отсутствующим;

3) объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным в соответствии с федеральным законодательством.

4) непредоставление сведений о доходах членов семьи по запросу уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы.
Законом города Москвы от 5 декабря 2012 года N 64 ; в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

3. Выплата ежемесячного пособия на ребенка прекращается в следующих случаях:

1) достижение ребенком возраста 18 лет (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Законом города Москвы от 5 ноября 2008 года N 56 ;

2) снятие получателя ежемесячного пособия на ребенка (далее - получатель) с регистрационного учета в городе Москве;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2012 года Законом города Москвы от 5 декабря 2012 года N 64 . - См. предыдущую редакци ю)

3) установление наличия основания, предусмотренного пунктом 1 или пунктом 6 части 1 настоящей статьи (пункт в редакции, введенной в действие с 11 февраля 2012 года Законом города Москвы от 11 января 2012 года N 2 ;

4) смерть ребенка.

5) непредоставление сведений о доходах членов семьи за истекший календарный год в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы;
(Пункт дополнительно включен с 30 декабря 2012 года Законом города Москвы от 5 декабря 2012 года N 64)

6) установление уполномоченным Правительством Москвы органом исполнительной власти города Москвы в ходе проверки факта предоставления недостоверных сведений, необходимых для назначения ежемесячного пособия на ребенка, либо иных сведений об отсутствии (утрате) права на ежемесячное пособие на ребенка.
(Пункт дополнительно включен с 30 декабря 2012 года Законом города Москвы от 5 декабря 2012 года N 64 ; в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 9. Обязанности получателей ежемесячного пособия на ребенка

1. Получатели обязаны в месячный срок информировать уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера ежемесячного пособия на ребенка, приостановление или прекращение выплаты указанного пособия.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

2. В случае изменения среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, получатели обязаны информировать уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы в трехмесячный срок.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 10. Выплата ежемесячного пособия на ребенка

(Название в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

1. Выплата ежемесячного пособия на ребенка производится за текущий месяц.

2. Ежемесячное пособие на ребенка, не востребованное своевременно, выплачивается за прошедшее время, но не более чем за 3 года, в размерах, установленных Правительством Москвы на соответствующий период.

3. Ежемесячное пособие на ребенка, не полученное своевременно по вине уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы, выплачивается за прошедшее время без ограничения срока.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 11. Удержание излишне выплаченных сумм ежемесячного пособия на ребенка

1. Излишне выплаченные суммы ежемесячного пособия на ребенка удерживаются в случае, если переплата произошла по вине получателя (предоставление заведомо недостоверных сведений, сокрытие данных, влияющих на право и (или) размер ежемесячного пособия на ребенка).

2. Удержания ежемесячного пособия на ребенка производятся в размере не свыше 20 процентов суммы, причитающейся получателю при каждой последующей выплате. При прекращении выплаты указанного пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке.

3. Суммы ежемесячного пособия на ребенка, излишне выплаченные получателю по вине уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 12. Финансирование расходов на выплату ежемесячного пособия на ребенка

Финансирование расходов на выплату ежемесячного пособия на ребенка является расходным обязательством города Москвы.

Статья 13. Право граждан, имеющих детей, на иные меры социальной поддержки

Правительством Москвы могут устанавливаться иные меры социальной поддержки граждан, имеющих детей.

Статья 14. Заключительные положения

2. Граждане, которым ежемесячное пособие на ребенка было назначено до 1 января 2005 года, сохраняют право на его получение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы и иными нормативными правовыми актами города Москвы, действовавшими до принятия настоящего Закона.

3. Граждане, указанные в части 2 настоящей статьи, имеют право на получение ежемесячного пособия на ребенка в размере и порядке, установленных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
(Часть дополнительно включена с 1 января 2013 года Законом города Москвы от 5 декабря 2012 года N 64)

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"