Доктор комаровский ползание. Во сколько ребенок начинает ползать, и как его этому научить. Водные процедуры для укрепления мышц спины

Часто родителям хочется, чтобы их малыш поскорее повзрослел – перевернулся, сел, пополз, встал и наконец, пошел. Однако стоит ли считать предметом гордости тот факт, что ребенок начал самостоятельно ходить уже с полугода?

Необходимость этапа ползания

В современной педиатрии считается, что пропускать этап ползания детям крайне нежелательно, ведь прямохождение создает сильную нагрузку на позвоночник малютки. При ползании же как раз активно разрабатываются мышцы спины, которые отвечают за то, чтобы позвоночник поддерживался в вертикальном положении.

Кроме того, когда ребенок начинает ползать, одновременно с этим у него развивается и мышление, поскольку для слаженного чередования рук и ног понадобится сложная работа мозга.

Ребенок начинает ползать

Возраст, в котором дети начинают ползать

  • гимнастика для ручек

Цель гимнастики — укрепление мышц ручек и спины. Ребенка, лежащего на спинке, мама берет за ручки, предварительно добившись того, чтобы малыш хорошо схватил большой палец мамы. Потом мама плавно поднимает руки малыша вверх и опускает их. Также можно проводить разведение рук ребенка в стороны, после чего скрещивать их на груди у малыша. После этого можно попробовать медленно приподнимать ребенка за ручки (до угла 45 градусов), а потом опускать его.

  • упражнения на перевороты

Если малыш не совсем уверенно освоил перевороты, то это упражнение поможет немного ускорить процесс. Мама вкладывает большой палец своей руки в ладошку ребенка и крепко держит его кисть. Затем мама начинает направлять корпус крохи на переворот. При этом правой рукой мама держит левую ножку ребенка, помогая ему повернуть таз.

  • упражнение «лягушка»
массаж для того, чтобы реенок начал ползать

Мама берет ножки ребенка, который лежит на спине, за голени и плавно начинает сгибать их в позу лягушки, а затем так же плавно разгибать. Перевернув малыша на животик, полезно дать ему возможность несколько раз оттолкнуться согнутыми ножками от сложенных маминых ладоней и продвинуться вперед.

При выполнении упражнений нужно спокойно и ласково общаться с малышом, создавая у него благоприятный эмоциональный фон и формируя положительное отношение к упражнениям.

Как научить ребенка ползать. Самое полезное!

Смотрим видео: как научить ребёнка ползать

Укрепляющий массаж

Конечно, назначенный врачом специальный лечебно-оздоровительный массаж может проводить только медработник. В то же время сделать простой общеукрепляющий массаж ребенку, чтобы он начал активнее ползать, могут и мама с папой дома. Главное — помнить, что кожа маленького ребенка очень нежна, и в домашних условиях лучше всего ограничиться таким приемом, как поглаживание. Нельзя выполнять массаж раньше, чем за полчаса до или после кормления, ограничиться одним разом в день. На руках мамы во время процедуры не должны присутствовать кольца и другие украшения. Длительность массажа может составлять около 5-10 минут, но если малышу не нравится, и начинаются слезы, то лучше это дело пока отложить.

Поглаживание рук, ног, спины

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Проводить эту процедуру удобнее всего на специальном пеленальном столике. Мама поглаживает руки ребенка как внутри, так и снаружи от кисти к предплечью. Массаж ножек проводится в последовательности от стоп к бедру, обходя коленные суставы. Переворачиваем малыша на животик и начинаем поглаживание спинки вверх-вниз. После легких и приятных поглаживаний для укрепления мышц рук, ног и спины можно немного поразминать их в описанной выше последовательности.

Привлекаем малыша к ползанию

Бывает так, что малыш уже хорошо ползает по кроватке по-пластунски или как лягушка на четвереньках, но на полу не желает ползать ни в какую. Как же тогда помочь ребенку начать ползать?

  • Учим и помогаем

Убедившись в правильном развитии ребенка, с пяти месяцев можно подготавливать малыша к ползанию. Лучшим местом является чистый пол, покрытый ковриком или одеялом. Положив дитя на пол и подложив под грудку валик, надо показать ему любимую игрушку и поставить ее на небольшом расстоянии от него, чтобы он захотел дотянуться до нее. Пятки малыша должны опираться к стене или об руки мамы, помогая ему отталкиваться вперед.

Можно положить перед крохой любимые игрушки или новые предметы, достаточно близко, чтобы малыш хотел их взять, но достаточно далеко, чтобы ему пришлось до них доползти, а не дотянуться. Обязательно похвалите ребенка, если у него получилось немного проползти. Пусть малыш пока не слишком разбирает ваши слова, но зато он очень точно чувствует интонацию одобрения.


  • Наглядный пример

Ползание взрослых или других ползающих малышей рядом послужит прекрасным образцом для подражания ребенку. Это действие поспособствует выявлению всех опасных мест и предметов в пространстве, предотвратит непредвиденные прецеденты. Поощрение родителей и дружелюбная атмосфера подтолкнут малыша к более активным стараниям ползать. После некоторых успехов задачи нужно усложнять, создавая на пути малыша препятствия.

Маленькие дети, хоть немного научившиеся ползать, обожают преодолевать различные преграды: невысокие барьеры, проходы под стульями и т. д. Используйте это, чтобы сделать ползание более активным. Можно купить в магазине специальную дорожку с небольшими препятствиями, а можно сделать ее самостоятельно или использовать в качестве таких «преград» простые средства, которые всегда под рукой, например, валики из полотенец.

Подведем итог


  • На животе по-пластунски:

На животе ребенок начинает ползать после полугода в зависимости от развития и готовности организма. Если малыш не проявляет попыток ползать после 8 месяцев, стоит обратиться к специалисту. Усилия терпеливых и умных родителей помогут предотвратить многие заболевания и слабое развитие малыша. Для активизации мышц врачи рекомендуют практиковать профессиональный массаж и упражнения для освоения навыка ползания.

Некоторые дети, научившись переворачиваться на живот, начинают попытки передвижения с помощью рук и ног, вертятся по кругу или пятятся назад. Статистика показывает, что дети обычно начинают ползать по-пластунски с 8 месяцев. Поднимая туловище, малыш упирается на руки и перемещается, подтягивая тело.

Дети ползают по-пластунски

  • На четвереньках:

С 9 месяцев малыш умеет стоять на четвереньках и раскачиваться, подготавливая себя к дальнейшему передвижению ползком. Своевременное ползание на четвереньках послужит разработке мышц спины малыша, подготавливая его к навыкам ходьбы. Полноценно ползать ребенок может с 10 месяцев, когда руки и ноги двигаются синхронно и уверенно. Перекрестное ползание является вершиной мастерства малышей.

Девочки опережают мальчиков в развитии, поэтому они и ползать начинают раньше.

Консультирует Целехович Ольга Петровна — врач-педиатр высшей категории: во сколько месяцев дети начинают ползать

Союз педиатров России: Как научить ребенка ползать? Ползание. Двигательные навыки и упражнения. Советы родителям

Важность ползания

Умение ползать благотворно сказывается на развитии ребенка, укрепляет моторику, влияет на формирование речи и работу мозга. Тренируется настойчивость, целеустремленность и выносливость. Поэтому родителям стоит проявить участие в стремлении научить ребенка ползать, не пропуская этот этап развития.

По теме развития:

  • (до года)

Видео: Учим малыша ползать

Ребенок не хочет ползать? Заинтересуйте его!

Малыш мало ползает, а ведь для полноценного развития ребенка это действительно важно. Понаблюдайте за ним, и Вы увидите, что есть вещи, к которым он не равнодушен. Стимулируйте своего кроху с помощью интересных ему предметов, но Вы ему их не давайте. Выкладывайте их недалеко от ребенка, и как только тот подползет и обрадуется своей добыче, отнимайте вещи и кладите их еще дальше. Мы это делаем с помощью пульта от телевизора, дочка не устает ползать за ним и, соответственно, это дополнительное развитие малыша. Ребенок больше устает и лучше спит. Желаем Вам успехов в этом нелегком деле – уходе и развитии Вашего чада!

P.S. Когда ребенок начнет самостоятельно ползать комнатные напольные растения следует убрать наверх, мусорное ведро и предметы бытовой химии спрятать, низко расположенные розетки закрыть специальными крышками — .

* Наблюдая, как он растет *

318. Он повторяет всю историю человеческого развития.

Нет ничего увлекательнее, чем наблюдать, как растет и развивается ребенок. Сначала вы замечаете только, что он увеличивается в размере. Затем он начинает постигать разные человеческие премудрости. Но в действительности его развитие - гораздо более сложный процесс, чем вам кажется. Каждый ребенок в процессе своего развития повторяет шаг за шагом всю историю человечества, его физиологическое и духовное развитие. Сначала в чреве матери зарождается клетка, которая впоследствии станет человеком, так же как когда-то в океане появилась первая живая клетка. Несколько недель спустя у зародыша, находящегося в амниотической жидкости, появляются жабры, как у рыбы. А когда годовалый ребенок с четверенек поднимается на две ноги, то тем самым он отдает дань нашим далеким предкам, которые начали когда-то ходить на двух ногах. Именно в это время ребенок учится пользоваться своими руками, приобретает ловкость. Наши далекие предки встали на две конечности, так как обнаружили, что рукам можно найти более полезное применение, чем ходьба. После 6 лет ребенок частично освобождается от своей зависимости от родителей. Главным делом этого периода его жизни становится приспособление к внешнему миру. Он серьезно изучает "правила игры". Возможно, он переживает тот период в истории человечества, когда наши дикие предки нашли, что гораздо лучше объединяться в большие группы, чем скитаться по лесу отдельными семьями. Объединившись, люди вынуждены были научиться сотрудничать друг с другом, сдерживать себя, установить законы и правила взаимоотношений, а не полагаться на старейших во всех делах рода.

319. Медленно развивающиеся дети.

Вы с огромным интересом следите за развитием своего ребенка. Если он быстро растет, вы гордитесь им, да и собой тоже, за то, что произвели его на свет. Когда ребенок радуется своим достижениям, когда он с восторженным изумлением открывает для себя окружающий мир, вы вновь переживаете самые чудесные дни своего детства. Но вы немедленно начинаете беспокоиться, если ваш ребенок начинает отставать в каком-то отношении от детей ваших знакомых. Вы не просто нервничаете, вы чувствуете себя немного виноватой. Так уж устроены все хорошие родители: чуть что-нибудь не так и они уже гадают, правильно ли они ухаживают за своим ребенком, передали ли они ребенку здоровую наследственность.
Медленное развитие крайне редко имеет отношение к плохому уходу за ребенком или наследственным дефектам.
Развитие каждого ребенка сугубо индивидуально и представляет собой очень сложное явление (см. раздел 53). Ребенок наследует от своих родителей и предков различные черты: возраст, в котором он начинает ходить, разговаривать, появление зубов, рост, более раннее или позднее половое созревание. Но этими качествами члены семьи обладают в разной степени, так как наследственность - это смесь самых разных качеств.
Такие этапы в развитии ребенка, как умение держать головку прямо, сидеть, ползать, стоять, ходить, называются моторным развитием. Существуют средние возрастные нормативы для каждого из этих этапов развития, но практически совершенно здоровые, нормальные дети сильно разнятся в своем развитии.
Существуют очень редкие болезни, которые мешают моторному развитию ребенка. Но диагноз может поставить только врач.
Огромное большинство случаев нормального развития (больше чем девять из десяти) это просто нормальные вариации развития.

320. Умственное развитие.

Умственное развитие ребенка в отличие от моторного гораздо больше зависит от окружения, чем от наследственности. Дети, рожденные матерями с низким интеллектом, но взятые на воспитание людьми с высоким умственным развитием, становятся в этом отношении похожими на своих приемных родителей.

321. Социальное и эмоциональное развитие.

Частично оно зависит от темперамента, с которым ребенок родится, т.е. спокойный он или активный. Но в еще большей степени социальное и эмоциональное развитие ребенка зависит от условий его жизни. Нет оснований полагать, что такие качества, как алкоголизм, лживость, жестокость и преступность, передаются по наследству.
Разумеется, медленно развивающийся ребенок должен находиться под наблюдением врача, который может обнаружить болезнь или дефект, нуждающийся в исправлении. Это особенно необходимо, если ребенок отстает не только в моторном, но и нервно-психическом развитии.

322. В первые 2-3 недели ребенок внутренне сосредоточен.

В этот период у него почти нет контакта с внешним миром. Большую часть времени ребенок как бы вслушивается в то, что происходит в его организме. Когда его организм говорит ему, что все в порядке, ребенок мирно спит. Когда организм подает сигналы голода, желудочного расстройства или усталости, ребенок всем своим существом отдается этим неприятным ощущениям, потому что ничто другое пока не может отвлечь его. В этот период одних детей мучают боли от задержки газов, другие регулярно плачут, а третьи всегда кричат перед тем как уснуть.
После 3 недель ребенок начинает замечать окружающий мир. Он поворачивает голову во все стороны и выглядит очень довольным тем, что он видит.

323. Сначала он поднимает голову.

Ребенок учится управлять своим телом постепенно: сначала головой, потом руками, торсом и ногами. Только что родившийся ребенок умеет только сосать. Когда соска, палец или любой предмет касается его щеки, он пытается достать его ротиком. Если вы будете держать его голову, он будет сердито вырываться. Возможно, этот инстинкт предусмотрен природой, чтобы ребенок не задушил себя.
Матери часто спрашивают: "Когда ребенок начинает видеть?" Это постепенный процесс, так же как и все другие этапы развития ребенка. Сразу после рождения он может отличить свет от темноты. Слишком яркий свет беспокоит его и заставляет закрывать глаза. В первые недели новорожденный начинает останавливать взгляд на предметах недалеко от себя. К одному или двум месяца он узнает лица близких и реагирует на их появление. К трем месяцам ребенок уже разглядывает все вокруг себя. В первые месяцы ребенку еще трудно координировать оба глаза и он часто косит. Поверхность его глаз пока не очень чувствительна и пылинка, попавшая в глаз, обычно не беспокоит его.
Только что родившийся ребенок первые дня два почти ничего не слышит из-за жидкости во внутреннем ухе. Но скоро у него установится прекрасный слух и он будет вздрагивать при громких звуках. У некоторых новорожденных глухота продолжается в течение нескольких первых дней из-за того, что жидкость в ухе впитывается медленнее.

324. Он рано начинает улыбаться, так как он общительное создание.

Однажды ваш ребенок вдруг улыбнется вам. Обычно это происходит между первым и вторым месяцем в один из моментов, когда вы будете нежно с ним разговаривать. Его первая улыбка сделает вас счастливой. Вы только подумайте, что значит первая улыбка в развитии ребенка. В этом возрасте он еще ничего не знает и не умеет, он еще не может пользоваться руками, даже головы повернуть не может, но он уже знает, что он существо общественное, ему приятно быть среди любящих людей и ему хочется отвечать им тем же. Если ребенок будет расти в атмосфере любви и нежности, то хотя временами вы и будете проявлять разумную твердость, он сохранит свое дружелюбное отношение к людям потому, что это заложено в его натуре.

325. Движения.

Только что родившиеся дети очень редко могут засунуть палец в рот. Большинство новорожденных не всегда могут даже донести руку до рта в первые 2-3 месяца. Кроме того, их кулачки все еще крепко сжаты, поэтому они не скоро смогут отделить большой палец и засунуть его в рот.
Но главная функция рук - хватать и держать предметы. Новорожденный как будто заранее знает, что ему предстоит освоить в ближайшее время. Задолго до того, как он сможет схватить предмет рукой, он пытается сделать это и ему явно этого хочется. Если вы вложите погремушку в его руку, он ее удержит и помашет ею. В середине первого года он учится дотягиваться и брать предметы, находящиеся на расстоянии вытянутой руки. Постепенно он учится все эффективнее пользоваться руками. В конце первого года ему нравится осторожно брать пальчиками пылинки, крошки или мелкие предметы.

326. Правой или левой рукой?

По этому вопросу мнения расходятся. В первый год жизни дети одинаково владеют обеими руками, а затем постепенно становятся либо левшами, либо правшами. Некоторые дети несколько месяцев пользуются в основном одной рукой, а затем переходят ко второй.
До сих пор ученые, занимавшиеся этим вопросом, считали, что это врожденное качество, которое рано или поздно проявляется в каждом человеке. Специалисты по детской речи и чтению полагали, что попытки заставить левшу пользоваться правой рукой приводили к заиканию и трудностям в чтении. Они считали, что лучше оставить ребенка в покое из опасения травмировать предполагаемого левшу. В последнее время доктор Абрам Блау опубликовал книгу "Господствующая рука", в которой он доказывает, что предпочтение, отдаваемое правой или левой руке, - не врожденное свойство, а приобретенная привычка. Он предлагает родителям тактично помогать ребенку с самого рождения отдавать предпочтение правой руке. Он считает, что ребенок, который все-таки пользуется левой рукой, несмотря на все попытки матери, делает это нарочно из духа противоречия (качество, называемое негативизмом). Я думаю, из этих двух противоположных теорий родителям безопаснее всего выбрать компромиссное решение. Если ребенок не отдает предпочтения ни одной руке (что наиболее вероятно в середине первого года, когда он начинает пользоваться руками) или, если он явно правша, то считайте его правшой и вкладывайте предметы (игрушку, пищу, а позже и ложку) в его правую руку. Но если с самого начала или позднее ребенок начинает отдавать явное предпочтение левой руке, я бы не стал с ним спорить и настаивать. Лучше оставить его в покое. Даже, если он только из-за упрямства пользуется левой рукой, то вы ничего не добьетесь, борясь с ним, но будете способствовать еще большему упрямству и даже враждебности. Итак, вы должны тактично направлять ребенка, но не вступать с ним в борьбу.

327. Как ребенок относится к незнакомым людям.

Наблюдая, как ребенок реагирует не незнакомых людей, вы можете получить некоторое представление о его развитии. Вот как он ведет себя на приеме у врача. Двухмесячный ребенок почти не обращает внимания на врача. Лежа на столе, он смотрит через его плечо на свою маму. Осматривать трехмесячного ребенка - одно удовольствие. Когда врач улыбается и разговаривает с ним, он тоже улыбается и двигает ножками и ручками от радости. Пятимесячный ребенок ведет себя иначе. Когда он видит незнакомое лицо, он замирает и напрягается всем телом, несколько секунд пытливо и подозрительно смотрит на незнакомца, затем начинает быстро дышать, подбородок его дрожит и раздается отчаянный крик. Он может так разволноваться, что будет еще долго плакать и после того, как вы уйдете из кабинета врача. В этот период ребенок легко пугается всего незнакомого. Он может испугаться даже своего отца. Возможно, в этом возрасте он уже достаточно умен, чтобы отличать своих от чужих. Если ваш ребенок боится чужих людей и незнакомых мест, лучше оберегать его от излишних волнений. Просите незнакомых людей держаться в отдаленности, пока ребенок не освоится с ними, особенно вне дома. А к отцу он скоро привыкнет.
Некоторые дети до конца первого года относятся к незнакомым людям довольно безразлично. Они больше заняты различными предметами и освоением новых видов деятельности, чем незнакомыми лицами. Но в годовалом возрасте все меняется. Мне кажется, самый "подозрительный" возраст - это 13 месяцев. Когда врач пытается осмотреть 13-месячного ребенка, он вскакивает на ножки и пытается сползти со стола на колени к матери. Он рыдает и прячет лицо на груди у мамы, как маленький страусенок. Он бросает на врача гневные взгляды исподлобья. Но он сразу успокаивается, как только осмотр окончен. Через несколько минут он может с интересом разглядывать кабинет врача и даже подружиться с самим "злодеем-доктором" (см. также раздел 380).

328. Когда ребенок начинает переворачиваться и сидеть?

Разные дети в разном возрасте начинают переворачиваться, сидеть, ползать, стоять и ходить. Многое зависит от темперамента и веса ребенка. Гибкий, энергичный ребенок торопится получить свободу передвижения. Упитанный, спокойный ребенок не спешит переходить от одного этапа развития к другому.
Когда ребенок начнет делать первые попытки переворачиваться, его уже нельзя оставлять без присмотра на столе даже на секунду. А когда он действительно научится переворачиваться, его небезопасно оставлять даже посередине большой кровати; просто поразительно, как быстро ребенок оказывается на ее краю.
Большинство детей хорошо сидят (с небольшой помощью) между 7-м и 9-м месяцем. Но некоторые дети, нормально развивающиеся и физически, и умственно, начинают сидеть только в год. Сначала ребенок делает попытки сесть. Если вы возьмете его за ручки, он попытается подтянуться и сесть. Видя такое стремление, матери спрашивают, как рано можно усаживать ребенка на подушку. Врачи считают, что делать этого не следует до тех пор, пока ребенок не будет в состоянии самостоятельно сидеть в течение нескольких минут. Но это не значит, что нельзя играть с ребенком, подтягивая его до сидячего положения, или сажать его на колени, или в коляске подкладывать под спину подушку, чтобы ребенок сидел в наклонном положении. Но следите, чтобы спина и шея ребенка были выпрямленными. Ребенку вредно долго оставаться в сгорбленном положении.

329. Высокое креслице.

Оно очень удобно, если ребенок ест за общим столом. Но дети часто падают с них. Если ребенок ест отдельно от остальных членов семьи, лучше купить ему маленький столик и стульчик. Если же вы хотите пользоваться высоким креслом, то выбирайте такое, которое имеет широкое основание (чтобы не так просто опрокидывалось) и ремни, чтобы привязывать ребенка к стулу. Не оставляйте ребенка надолго ни в высоком, ни в низком креслице, когда он уже умеет стоять или ползать. Ему нужна свобода.

330. Займите ребенка, пока вы его переодеваете.

Ни один ребенок не понимает, что нужно лежать спокойно, пока мама его переодевает. Это совершенно противоречит его натуре. С тех пор как ребенок научился переворачиваться, он возмущенно кричит и брыкается, отказываясь лежать и ждать, пока его переоденут, как будто это для него неслыханное оскорбление.
Но ребенка можно отвлечь чем-нибудь. Мать может попробовать завладеть его вниманием разговорами и всякими забавными звуками. Можно иметь специально на этот случай какую-нибудь особенную игрушку, например, музыкальную шкатулку, которую вы будете давать ему только во время переодеваний.

331. Когда ребенок начинает ползать.

Ползать дети начинают между 5-м и 6-м месяцем и хорошо ползают к 7 месяцам. Некоторые дети не ползают, а сразу из сидячего положения переходят в стоячее. Существует множество разных способов ползания. Ребенок может переходить от одного способа к другому по мере совершенствования. Одни дети ползают пятясь, другие - как-то вбок. Одни ползают на выпрямленных ногах и руках, другие - на четвереньках. А есть дети, которые ползают на одном колене и одной вытянутой ноге. Если ребенок умеет быстро ползать, он обычно начинает позже ходить. А тот, который неуклюже ползает или вообще не умеет ползать, будет стараться раньше научиться ходить.

332. Когда ребенок начинает стоять.

Стоять с поддержкой ребенок обычно начинает между 7-м и 9-м месяцем. Самостоятельно стоять ребенок будет между 9-м и 12-м месяцем. Некоторые дети не умеют стоять и позже, хотя они абсолютно здоровы и умственно полноценны. Обычно это упитанные, спокойные дети или те, у кого ножки долго набирают силу. Не беспокойтесь за такого ребенка, если врач считает, что он здоров.
Очень многие дети, научившись вставать, не знают, как снова сесть. Бедный крошка может простоять несколько часов, пока не свалится от изнеможения. Когда мать посадит такого ребенка, оторвав его от перил кровати или манежа, он моментально забывает об усталости и снова подтягивается и встает. Но на этот раз он начинает плакать уже через несколько минут. Единственное, что мать может предпринять, дать ему какой-нибудь интересный предмет поиграть, чтобы подольше удержать его в сидячем положении. Подольше катайте его в коляске и утешайтесь надеждой, что через неделю он, возможно, научится садиться. В один прекрасный момент ребенок впервые попробует очень осторожно опуститься. Через несколько недель он научится двигаться вдоль перил манежа, сначала держась за них обеими руками, а потом одной. В конце концов ребенок невзначай отпустит перила на несколько секунд, не сознавая, какой смелый шаг он сделал. Так он готовится ходить. Родители часто спрашивают, нужны ли ребенку "ходунки", т. е. Такие приспособления, которые помогают ему передвигаться, пока он не умеет ходить. Цель их: дать ребенку интересное занятие и обеспечить его безопасность. Иногда врачи не советуют пользоваться "ходунками", если ребенок кривит ножки, потому что в "ходунках" он может еще больше их скривить. Обсудите этот вопрос со своим врачом. Но в любом случае я бы советовал не держать ребенка в "ходунках" все время. Ему необходимо дать все возможности ползать и исследовать окружающий мир.

333. Когда ребенок начинает ходить.

Множество факторов определяют возраст, в котором ребенок начинает ходить самостоятельно. Если ребенок начинает ходить и в это время заболеет недели на две, то он, возможно, только месяца через два снова попробует пойти самостоятельно. Или, если он упадет и ударится после первых попыток ходить, то он может еще много недель бояться оторвать руки от опоры.
Большинство детей начинает ходить самостоятельно между 12-м и 15-м месяцем, а некоторые - уже в 9 месяцев. Довольно многие дети, вполне смышленые, не больные рахитом и не имеющие никаких физических недостатков, начинают ходить только в 18 месяцев или даже позже.
Когда ребенок начинает ходить, возникает множество проблем: обувь, дисциплина и др., которые обсуждаются в последующих разделах.
Нет необходимости учить ребенка ходить. Когда он будет готов к этому, его уже нельзя будет остановить. Я помню, когда одна мать водила своего еще не умевшего ходить ребенка, держа за обе ручки. Ребенок был в восторге. Ему так нравилось ходить в "подвешенном состоянии", что он требовал этого целый день. Бедная мать попала в очень тяжелое положение, ее спина невыносимо болела.
Часто матери спрашивают, не вредно ли для ножек ребенка, если он начинает ходить слишком рано. Известно, что телосложение ребенка может выдержать любую нагрузку при условии, что он самостоятельно переходит от одного этапа развития к другому. У только что начинающих ходить детей иногда кривятся ножки, но это не зависит от возраста ребенка.

334. Ноги.

В первые два года ступни ребенка выглядят так, как будто у него плоскостопие. Это происходит от того, что его ступня еще не сформировалась окончательно и ножки ребенка очень пухлые. Учась стоять и ходить, ребенок упражняет мускулы, помогающие сформировать свод ноги (см. следующий раздел).
Форма ног зависит от нескольких факторов, включая наследственность и наличие рахита (размягчение костей от недостатка витамина D). У некоторых детей ноги искривляются и при отсутствии рахита. Особенно этому подвержены хорошо упитанные и активные, сильные дети. Но, если у ребенка имеется тенденция кривить ноги и при этом он заболеет рахитом, то кривизна ног развивается особенно быстро и в сильной степени. Другим фактором, влияющим на форму ног, является положение, в котором они обычно находятся. Например, иногда ноги от щиколотки кривятся внутрь оттого, что ребенок всегда сидит, поджав их под себя. Иногда ступни кривятся внутрь оттого, что, лежа на животе, ребенок всегда повертывал ноги внутрь. Некоторые дети начинают косолапить после того, как они передвигаются в "ходунках", отталкиваясь внешними краями ступней.
Все дети ставят носки врозь, когда учатся ходить. А затем по мере совершенствования ставят их все прямее. Некоторые дети ставят ступни носками в противоположные стороны, как Чарли Чаплин. Ребенок, начинающий ходить, ставя ступни почти параллельно, возможно, в будущем будет косолапить. Часто ребенок с кривыми ногами косолапит.
Врач внимательно следит за развитием ног ребенка с того времени, когда ребенок начинает стоять. Вот почему так важно регулярно посещать врача и на втором году жизни. При различных дефектах ног ребенка врач может прописать ортопедическую обувь.

335. Обувь - когда и какая.

Обычно ребенок нуждается в обуви, только когда он ходит по улице. Совершенно нормально, если его руки и ноги холодные - это его нисколько не беспокоит. Другими словами, нет никакой необходимости в вязаных башмачках или мягких ботиночках в первый год жизни, разве что полы в доме очень холодные.
Когда ребенок научится стоять и ходить, тем более ценно оставлять его босым, если позволяют условия. Свод стопы ребенка вначале сравнительно плоский. Свод становится выпуклым, укрепляются щиколотки, когда ребенок стоит и энергично ходит. (Мне кажется, что именно поэтому кожа на своде ступни боится щекотки. Таким образом, природа напоминает нам, что эту часть ступни следует поднимать над землей.) Ходьба по неровной или шершавой поверхности также помогает развивать и укреплять мускулы ног. Если ваш ребенок всегда ходит по гладкому полу и его ножки всегда обуты (особенно если подметки жесткие), то мускулы его ступней расслабляются и развивается плоскостопие.
Разумеется, ребенку нужно надеть ботинки, когда он гуляет в холодную погоду или, если он ходит по асфальту или другой "опасной" поверхности. Но дома ребенку лучше ходить босиком до 2-3 лет. В теплую погоду ребенку полезно ходить босиком на пляже, в садике и в других безопасных местах.
Обычно врачи рекомендуют покупать первые ботинки с полужесткими подметками, чтобы мускулы ног имели возможность работать. Очень важно, чтобы ботинки и носки были достаточно велики, - тогда пальцы на ногах не будут подгибаться (но не настолько велики, чтобы ребенок падал).
Маленькие дети очень быстро вырастают из ботинок. Иногда приходится покупать им обувь каждые 2 месяца. Мать каждые несколько недель должна проверять, не вырос ли ребенок из ботинок. Ботинки должны быть немного больше ноги ребенка, потому что во время ходьбы пальцы ног продвигаются вперед. Когда ребенок стоит, носок ботинка должен оставаться свободным приблизительно на 2 см. Когда ребенок сидит, его нога не заполняет всего ботинка, поэтому проверять обувь нужно, пока ребенок стоит. Обувь должна быть достаточно широкой.
Если врач прописывает ортопедическую обувь с клинышками для исправления слабых щиколоток, косолапости, кривых ног, он, вероятно, посоветует жесткие прочные ботинки. Ортопедические ботинки лучше помогают, если они жесткие и высокие.
Если у вашего ребенка сильные ножки, можно купить ему полужесткие ботинки, даже самые дешевые, если они хорошо сидят на ноге и достаточно большого размера.

336. Когда ребенок начинает разговаривать.

Большинство детей начинает произносить звуки, имеющие какое-то значение, около года. Но есть совершенно нормальные дети, которые не торопятся заговорить. Похоже, что это зависит главным образом от темперамента и особенностей натуры ребенка. Дружелюбно настроенный, веселый ребенок стремится заговорить раньше. Спокойный ребенок, склонный к созерцательности, долго наблюдает за происходящим вокруг, прежде чем у него появляется желание высказать и свое мнение.
Атмосфера, в которой растет ребенок, и отношение к нему окружающих также играют важную роль. Если из-за нервного напряжения, вызванного чем-либо, мать все время молчит в обществе ребенка, то он, не чувствуя с ее стороны стремления к общению, тоже замыкается в себе. Взрослые иной раз впадают в другую крайность: постоянно разговаривают с ребенком и командуют им, лишая его всякой инициативы. Такой ребенок будет чувствовать себя неловко с людьми и замыкаться в себе. Он еще не дорос до того возраста, когда он может поспорить со взрослым либо просто уйти. Все люди - и старые, и молодые - чувствуют потребность разговаривать, высказаться, когда они находятся среди общительных, сочувствующих друзей. Ребенок - не исключение, только сначала он должен захотеть научиться разговаривать.
Считается, что поздно начинают говорить те дети, которых обслуживает вся семья, не давая им самостоятельно и рукой шевельнуть, предупреждая каждое их желание. Такой ребенок действительно медленнее будет пополнять свой словарный запас, но вряд ли он будет вообще молчать. Но если, кроме этого, родители будут сдерживать стремление ребенка к общительности и постоянно одергивать его, то он действительно будет молчать.
Бывает, что мать говорит с ребенком такими длинными предложениями, что он не успевает выделить и запомнить ни одного слова. Но это встречается редко, так как мы инстинктивно говорим с детьми короткими фразами с ударением на самом главном слове.
Если ребенок долго не начинает говорить, первое, что приходит в голову родителям, это не отстает ли их ребенок в умственном развитии. Действительно, некоторые умственно отсталые дети начинают говорить поздно. Но очень многие из них произносят первые слова в том же возрасте, что и нормальные дети. Разумеется, если ребенок очень сильно отстает в физическом развитии (например, в 2 года еще только научился сидеть), то он и говорить начнет поздно. Факты доказывают, что огромное большинство детей, которые почти не разговаривают до 3 лет, отличаются нормальным умственным развитием или даже оказываются необычайно смышлеными.
Я думаю, нетрудно догадаться, что делать, если ребенок долго не начинает говорить. Не сердитесь на него за это и не торопитесь делать вывод, что он глуп. Будьте нежны с ним и постарайтесь не слишком сдерживать его инициативу. Дайте ему возможность бывать среди других детей, где он будет чувствовать себя естественнее. Разговаривайте с ним дружелюбным тоном, употребляя простые слова. Поощряйте его называть вещи, когда они ему нужны. Но не требуйте от него, чтобы он заговорил, и не выражайте свое недовольство.
Большинство детей вначале произносят все слова неправильно, но постепенно говорят все лучше и чище. У некоторых детей не получаются определенные звуки. Иногда причиной этого является неуклюжесть языка либо другого органа речи. В конце концов некоторые взрослые тоже шепелявят, хотя всеми силами пытаются избавиться от этого недостатка. Иногда ребенок неправильно произносит какое-то слово, хотя те же звуки в других словах произносит правильно. Незначительные отставания в развитии речи ничего не значат, если в других отношениях ребенок развивается нормально, если он весел и в его жизни все благополучно. Полезно время от времени поправлять ребенка в дружелюбном тоне. Но было бы ошибкой относиться к произношению ребенка слишком серьезно и постоянно придираться к нему.
Что делать с ребенком, который в 3, 4 или в 5 лет говорит настолько невнятно, что другие дети не могут его понять и смеются над ним? Прежде всего необходимо проверить его слух. Можно обратиться к логопеду. Но это должен быть специалист, который умеет обращаться с маленькими детьми и сделать уроки интересными. Найдете вы логопеда или нет, ребенок должен как можно больше находиться в обществе детей, желательно своего возраста. Еще лучше отдать в хороший детский сад. Чуткая воспитательница тактично защитит ребенка с речевым дефектом от насмешек товарищей. Обычно воспитательница скорее может помочь ребенку исправить дефект речи, чем родители, потому что она меньше беспокоится об этом.

337. Нарочитое сюсюканье.

Оно встречается у детей, которые ревнуют к младшему брату или сестре, если им кажется, что к маленьким братьям и сестрам родители проявляют больше любви и внимания (см. раздел 464). Но иногда ребенок нарочно сюсюкает и без "соперников" в семье. Например, мне приходит на память маленькая девочка с завитыми локонами и в нарядном платьице - единственное дитя в обожающей ее семье. Все члены семьи забавляются крошкой, забывая, что ей предстоит повзрослеть. Они продолжают сюсюкать с маленькой девочкой и тогда, когда она уже давно вышла из возраста, для которого это естественно. Они показывают своим поведением, что девочка им больше нравится, когда она ведет себя, как "очаровательный пупсик". Не удивительно, что девочка охотно играет эту роль. Но ей будет очень трудно, когда она окажется среди детей своего возраста, потому что они не будут считать ее "милым пупсиком", они будут смеяться над ней.

* Развитие зубов *

338. Время появления первых зубов ничего не значит.

У разных детей развитие зубов протекает по-разному. Одни дети жуют все подряд, капризничают и хнычут за 3-4 месяца до появления каждого зуба и портят жизнь всем членам семьи. А у других детей зубы прорезаются безболезненно, и мать их обнаруживает случайно в один прекрасный день, вообще не подозревая, что у ребенка выросли зубы. У относительно здорового ребенка возраст, когда появляются зубы, определяется наследственностью. В одной семье почти у всех детей зубы появляются раньше, а в другой - позже. Не думайте, что ваш ребенок лучше другого, если у него рано прорезались зубы. И не считайте, что ваш ребенок умственно и физически отстает, потому что зубы у него появились поздно.

339. Как растут зубы у ребенка.

Как правило, первые зубы появляются около 7 месяцев, но еще с 3-4 месяцев ребенок хнычет, все кусает и периодически плачет. В первые 2,5 года у ребенка должно вырасти 20 зубов, поэтому не удивительно, что почти любое недомогание в этот период так легко объяснить прорезыванием зубов.
В прежнее время прорезывание зубов считали причиной простуды, поноса, повышения температуры тела. Разумеется, причина этих болезней не прорезывание зубов. Однако, у некоторых детей прорезывание зубов снижает общую сопротивляемость организма и они в этом время легче заболевают. Поэтому, если при прорезывании зубов ребенок заболеет или температура превысит 38°, необходимо вызвать врача для установления диагноза и лечения.
Обычно первыми появляются два нижних центральных зуба (8 передних зубов называются резцами). Через несколько месяцев прорезаются четыре верхних резца. Обычно к году у ребенка имеется 8 зубов (4 внизу и 4 наверху). Затем обычно бывает перерыв в несколько месяцев, после чего почти один за другим прорезаются еще 6 зубов: 2 оставшихся нижних резца и 4 коренных зуба, которые находятся на боковых сторонах челюсти. Между коренными зубами и резцами остается место для клыков (заостренных на концах), которые появляются через несколько месяцев после коренных зубов. Как правило, они прорезываются во второй половине второго года. Последними вырастают еще 4 коренных зуба, обычно в первой половине третьего года жизни.

340. Когда прорезываются зубы, ребенок часто просыпается ночью.

Первые четыре коренных зуба прорезываются особенно болезненно. Ребенок может капризничать и потерять аппетит на несколько дней. Он может просыпаться несколько раз за ночь. Если он снова быстро не засыпает, то это может стать проблемой. Самый простой способ успокоить ребенка - дать ему молока из чашки или из соски. Не рискованно ли это? В большинстве случаев ребенок перестает просыпаться, как только зубы прорежутся. Но иногда у детей развивается привычка просыпаться ночью, особенно если их берут на руки и занимаются ими. Поэтому я думаю, что лучше не кормить ребенка ночью и не брать его на руки, если он сам засыпает через несколько минут. Если же вам приходится кормить его ночью, делайте это в кроватке, но, как только зубы прорежутся, немедленно прекратите эту практику.
Когда в середине первого года жизни у ребенка растут первые зубы, он тоже часто просыпается ночью.

341. Дайте ребенку возможность жевать.

Некоторые матери считают своей обязанностью ничего не позволять ребенку класть в рот. Но большинству детей это просто необходимо по крайней мере от 6 до 15 месяцев. Постоянная борьба измучает и мать, и ребенка. Разумнее обеспечить ребенка предметами для жевания, которые не должны иметь острых углов и краев, чтобы ребенок не поранил себя, если упадет. Очень удобны для этой цели резиновые кольца, но подойдет любой кусок резины, которые ребенку удобно держать в руке. Будьте осторожны с игрушками из тонкого целлулоида. Иногда дети откалывают маленькие кусочки целлулоида, глотают их и могут подавиться. Следите, чтобы ребенок не грыз краску с мебели и других предметов. Некоторые дети предпочитают жевать кусок материи. Разрешите ребенку жевать все, что он хочет, кроме опасных для него предметов. Не бойтесь бактерий, живущих на предметах, которые он жует. Это его собственные бактерии, к которым он давно привык. Конечно, надо вымыть кольцо водой с мылом, если оно упадет на пол или если его схватит собака. Кипятите время от времени тряпку, которую ребенок жует. Некоторым детям нравится сильный массаж десен.

342. Как укреплять зубы.

Прежде всего необходимо помнить, что коронки зубов (т. е. та часть зубов, которая выступает на поверхности десен) образуются в деснах задолго до рождения ребенка из тех веществ, которые мать получает с питанием во время беременности. Исследования показали, что для укрепления зубов особенно полезны следующие вещества: кальций и фосфор (молоко и сыр), витамины D (в виде концентрата и солнечных лучей), витамин C (в виде концентрата, апельсинов и других цитрусовых, свежих помидоров, капусты). Витамин A и некоторые витамины группы B, по всей видимости, так же необходимы, как и другие вещества.
Постоянные зубы ребенка, которые появляются не раньше 6 лет, начинают формироваться через несколько месяцев после рождения. в этом возрасте ребенок получает большое количество фосфора и кальция из молока. С месячного возраста ребенок должен получать витамины C и D (обычно их дают новорожденным в виде концентратов).

343. Фтор, содержащийся в воде, укрепляет зубы.

Фтор - очень ценное вещество для построения хороших зубов. Оно должно быть в составе питания рациона и беременной женщины, и маленького ребенка в период формирования постоянных зубов. В тех странах, где фтор содержится в воде, зубы разрушаются гораздо меньше. Во многих странах фтор добавляют в воду. Если в воде он отсутствует, зубной врач может частично восполнить этот недостаток, нанеся фтор тонким слоем на зубы ребенка. До сих пор некоторые люди восстают против добавления фтора к воде, считая это вредным, несмотря на тщательные исследования ученых и их заключение о пользе такой меры. Но в свое время многие возражали и против всеобщей вакцинации, и против хлорирования воды, хотя сейчас это стало обыденным явлением.

344. Сахар и пища, содержащая крахмал, способствует разрушению зубов.

Ученые еще не нашли исчерпывающего ответа на вопрос, отчего разрушаются зубы (явление, называемое кариесом). Питание женщины в период беременности и питание ребенка безусловно очень важно для предупреждения кариеса. Наследственность тоже играет некоторую роль.
Даже крепкие с виду зубы могут начать разрушаться. Зубные врачи считают, что разрушение вызывается главным образом молочной кислотой, которая вырабатывается бактериями, живущими в сахаре и крахмале, застрявшем в зубах. Чем дольше остатки этой пищи находятся на зубах, тем больше размножается бактерий и тем больше вырабатывается молочной кислоты, которая разъедает отверстия в зубах. Вот почему жевание сладостей (конфеты, печенье, сухие фрукты, сладкие напитки, пирожные) между кормлениями особенно способствует разрушению зубов.
Конечно, во фруктах и даже в овощах тоже содержится сахар. Но в них он находится в растворенном состоянии и поэтому скорее смывается. Грубая клетчатка фруктов и овощей действует на зубы, как зубная щетка. Все мы едим пищу, содержащую крахмал, но обычно только в определенные часы. Кроме того, хлеб, крупы грубого помола и картофель не прилипают к зубам надолго. Зубы страдают от частых "перекусываний" вне расписания (особенно если это пища, надолго застревающая в зубах, как сладкое и крахмал).

345. Уход за зубами.

Некоторые врачи советуют начинать чистить зубы ребенка, когда появляются первые 4 коренных зуба, т. е. приблизительно в первой половине второго года жизни. Я думаю, лучше подождать до 2 лет. В этом возрасте ребенок с увлечением копирует все, что делают взрослые. Если его мать и отец чистят зубы, он тоже хочет попробовать. Купите ему зубную щетку, как только он проявит к ней интерес, и пусть он пробует. Разумеется, вначале у него ничего не получится, но вы тактично ему поможете. Вы скажете, что я чересчур подробно говорю на эту тему. Я только хочу показать на этом примере, что нет нужды заставлять ребенка что-то делать, как уверены многие взрослые, так как в свое время он с огромным удовольствием сам будет делать то, что взрослые, может быть, считают неприятной обязанностью. Но только дайте ему возможность самому научиться.
Главная цель чистки зубов - удаление остатков пищи с их поверхности. Чистить зубы надо после каждой еды, 3 раза в день. Особенно важно чистить зубы после ужина, чтобы они оставались чистыми всю ночь, когда слюна образуется в очень небольшом количестве.

346. Водите ребенка к зубному врачу 2 раза в год с 3 лет.

Зубы обычно начинают разрушаться с 3 лет. Пломбировать их надо, пока отверстия еще маленькие. Это, во-первых, сохранит зуб, а во-вторых, причинит ребенку меньше боли. Даже, если зубы трехлетнего ребенка целы, все-таки имеет смысл повести его к зубному врачу по двум причинам: чтобы удостовериться, что зубы здоровы, и чтобы впоследствии ребенок шел к зубному врачу без страха. Если в первый раз ему не причинили боли, он не будет бояться вставлять пломбу, когда это впервые потребуется.
Часто родители думают, что бесполезно ухаживать за молочными зубами, так как они все равно выпадут. Это неправильно. Разрушающийся молочный зуб тоже может болеть и через него инфекция может проникнуть во всю челюсть. Если же больной зуб приходится удалять, то из-за образовавшегося пустого пространства соседние зубы растут неправильно и впоследствии будут мешать расти коренному зубу. Помните, что последние молочные зубы выпадают только в 12 лет. Поэтому они нуждаются в таком же тщательном уходе, как и постоянные зубы.

347. Постоянные зубы.

Они начинают появляться около 6 лет. Постоянные коренные зубы вырастают вслед за молочными коренными зубами. Первыми выпадают нижние центральные резцы. Постоянные зубы, вырастая, разрушают корни молочных зубов, расшатывают их до тех пор, пока они совсем не выпадут. Молочные зубы выпадают в том же порядке, в каком появляются: резцы, коренные, клыки. Процесс смены молочных зубов постоянными заканчивается только в 12-14 лет. Вслед за коренными зубами, выросшими в 6 лет, появляются вторые коренные зубы около 12 лет. Зубы мудрости вырастают гораздо позже, примерно в 18 лет (а иногда вообще не вырастают).
Иногда постоянные зубы вырастают кривыми или смещенными, но со временем они несколько выравниваются. Правда, заранее трудно сказать, насколько они исправятся. Зубной врач, проверяющий зубы вашего ребенка каждые 6 месяцев, может назначить лечение.

Ползание – важный этап в жизни младенца, подготавливающий опорно-двигательную систему к последующим нагрузкам при ходьбе. Большинство детей осваивают этот навык самостоятельно. Но если у малыша возникают проблемы с передвижением, ему не обойтись без помощи родителей. Для этого мамам и папам потребуется разобраться в вопросе о том, как научить ребенка ползать.

Польза ползания

Для маленького человека очень важно прохождение всех этапов роста, запланированных природой. Это обеспечивает нормальное развитие важнейших систем организма. Возраст перехода к следующему периоду и продолжительность прохождения каждого зависят от индивидуальных особенностей малыша, главное – сохранение последовательности. Пропуск какого-либо из этапов может отрицательно сказаться на дальнейшем физическом и психологическом развитии ребенка.

Специалисты считают, что процесс ползания необходим малышам и оказывает положительное влияние на организм:

  • тренирует руки и укрепляет мышечную систему младенца;
  • развивает чувство баланса и равновесия, укрепляет вестибулярный аппарат;
  • укрепляет позвоночник, формируя правильную осанку;
  • развивает координацию движений нижней и верхней половины тела;
  • формирует представление о схеме собственного тела;
  • устанавливает межполушарное взаимодействие головного мозга, включая поочередно правое и левое полушария, что снижает риск нарушения процессов чтения и письма в дальнейшем;
  • способствует изучению окружающего мира;
  • учит фокусировать взгляд на том же расстоянии, на котором обычно пишут, читают, рисуют;
  • формирует начальные навыки ориентации в пространстве, необходимые позже для успешного обучения письму, геометрии, ориентации во времени;
  • развивает мелкую моторику, стимулируя ловкость рук;
  • совершенствует тактильные ощущения, заменяя массаж ладошек и способствуя снижению мышечного тонуса.

Когда ребенок начинает ползать

Не существует единого шаблона, по которому должны развиваться все дети без исключения. Есть лишь усредненные данные, примерно определяющие возрастные рамки, когда малыш способен освоить тот или иной навык.

В среднем ребенок начинает ползать в период с 6 до 9 месяцев, обычно после того, как он научился уверенно сидеть. Ведь из положения сидя гораздо удобнее вставать на четвереньки. Но первые попытки ползания могут быть предприняты крохой уже в возрасте 5 месяцев. Некоторые малыши к 6-7 месяцам активно передвигаются ползком, другие не делают попыток месяцев до 8. Это зависит от целого ряда факторов.

  • Развитие опорно-двигательного аппарата . Ребенок не сможет ползать, пока у него недостаточно укреплены мышцы рук и спины. Для этого необходимо выполнять с ребенком различные комплексы упражнений. Кроме того, для малыша лучшая гимнастика – когда он поочередно или одновременно поднимает ручки и ножки, лежа на животе. Дети, которых часто кладут на живот, обычно с удовольствием занимаются такой зарядкой.
  • Общее состояние здоровья малыша . Если у ребенка есть проблемы со здоровьем (например, ортопедические), процесс ползания может оказаться ему не по силам.
  • Рождение раньше срока . Недоношенные дети часто отстают в развитии и начинают ползать гораздо позже своих сверстников. Это может произойти примерно в 10 месяцев.
  • Уровень развития нервной системы . Освоение принципа перемещения тела в пространстве во время ползания является результатом напряженной работы головного мозга. Нервная система ребенка должна быть готова к такой нагрузке.
  • Особенности телосложения . Детям с плотным телосложением ползать тяжелее, чем худеньким малышам, из-за большего веса им труднее удерживать свое тело в нужном положении.
  • Индивидуальные особенности . Каждый ребенок познает окружающий мир в собственном ритме. Активные и предпочитающие тактильные ощущения малыши начинают ползать раньше. Более спокойные и склонные к наблюдению младенцы могут поползти позже.
  • Гиперопека со стороны родителей . Если родители слишком опекают свое чадо, у ребенка может не возникнуть потребности в ползании. Ему нет необходимости тянуться, чтобы что-либо достать, ведь мама подаст все, что он захочет, и принесет все, к чему малыш проявляет интерес.
  • Пол ребенка . Как правило, девочки опережают мальчиков на некоторых этапах развития, поэтому ползать они часто начинают раньше.

Стимулирование ползания

Для более раннего стремления к ползанию необходимы благоприятные условия, которые могут обеспечить малышу родители. Для этого с ребенком нужно заниматься, начиная с рождения: делать гимнастику, чаще класть кроху на животик. К 4 месяцам суммарное время, отведенное для физических упражнений, должно составлять не менее 30 минут в день.

Отличным стимулятором физического развития ребенка является массаж. Конечно, кроха и без него научится рано или поздно сидеть, ползать и ходить. Но массаж, особенно профессиональный, способен ускорить эти процессы, укрепляя и оздоравливая организм малыша.

Если ребенку уже исполнилось 7 месяцев, а он еще не делает ни малейших попыток передвигаться самостоятельно, можно помочь ему, создавая необходимые условия и выполняя с ним комплексы упражнений для активного движения.

Оптимальные условия

Свободное пространство . Ребенку необходим простор, чтобы он мог свободно перемещаться. Если его пространство ограничено кроваткой или манежем, ползать он может и не начать. Кровать или диван будут небезопасны для обучения навыку ползания. Отвернувшись даже на пару секунд, мама рискует обнаружить кроху на полу.

Манеж очень удобен в некоторых случаях, например, если маме нужно отлучиться ненадолго в другую комнату или на кухню. Но злоупотреблять его использованием, ограничивая пространство малыша, не стоит. Для нормального развития крохе необходимо постоянно изучать окружающий мир.

Подходящая поверхность . Лучшим вариантом для ползания является пол. На него можно постелить покрывало или плед, накрыв сверху простыней. Так поверхность будет достаточно твердой, но при этом комфортной и безопасной, если вдруг ручка малыша подвернется и он ударится лбом. Также можно постелить на пол туристический коврик.

Отсутствие сквозняков . Нужно убедиться, что в квартире нет сквозняков. Холодный воздух, который опускается вниз, где будет находиться малыш, может стать причиной простудных заболеваний.

Безопасная среда . Прежде чем пустить ребенка на пол, взрослым следует осмотреть окружающее пространство с точки зрения своего чада в прямом смысле. Для этого нужно опуститься на четвереньки или лечь на пол и оглядеться. Место может считаться безопасным, если:

  • надеты накладки на острые углы;
  • мебель надежно закреплена;
  • убраны провода и сетевые удлинители;
  • поставлены заглушки в розетки;
  • шторы не свисают до пола;
  • пол чистый;
  • убраны все мелкие, бьющиеся и острые предметы, до которых малыш может дотянуться;
  • при наличии домашних питомцев убраны миски с кормом и лотки с наполнителем.

Удобная одежда . Для ползания подойдет легкая одежда, которая не будет сковывать движений ребенка. Например, футболка с коротким рукавом и шорты. Колени лучше оставить открытыми, так малышу будет удобнее на них опираться.

Упражнения для освоения навыка ползания

До того как начать обучение ребенка ползанию с помощью специальных упражнений, родителям необходимо получить консультацию врача. Может оказаться, что нежелание малыша осваивать полезный навык вызвано проблемами со здоровьем, такими как повышенный или пониженный мышечный тонус, нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата. В этом случае упражнения вместо пользы могут ухудшить состояние ребенка. Специалист поставит правильный диагноз и назначит комплексную терапию. Если же никаких отклонений в развитии не выявлено, можно приступать к занятиям.

Начальный комплекс

  • Для уверенного передвижения ползком малыш должен опираться на полностью раскрытые ладони. В этом поможет использование фитбола. Малыша кладут животом на мяч, крепко придерживая за ножки. Продвигая мяч вперед, кроху медленно и осторожно наклоняют головой вниз. Как только ручки ребенка достанут пола, кроха тут же раскроет ладони, чтобы опереться.
  • Для развития коленных суставов и стимулирования отталкивания подойдет следующее упражнение на фитболе: малыша положить на мяч животом вниз, придерживая одной рукой за спину. Другой рукой поочередно сгибать ножки ребенка так, чтобы он упирался ступней в ладонь взрослого. Через некоторое время кроха сам начнет отталкиваться ножками, слегка продвигая мяч вперед.

Укрепление плечевого пояса

Бывает, что ребенок не ползает из-за того, что у него слишком слабые руки. Это можно исправить с помощью специальных физических упражнений, направленных на развитие определенной группы мышц.

  • Самых маленьких полезно приподнимать за ручки, при этом малышу будет удобно держаться за деревянную палочку или пальцы взрослого. Можно аккуратно покачать ребенка вперед-назад.
  • Малыша, уверенно держащего головку (обычно это бывает к 3-4 месяцам), можно положить на живот, подложив под грудь небольшой валик (например, свернуть одеяло). В таком положении крохе будет удобно брать игрушки, так как ему не приходится опираться на руки. Это упражнение способствует укреплению мышцы спины, а также развивает вестибулярный аппарат.
  • В полгода ребенок уже способен приподниматься на руках, лежа на животе. Ему важно научиться брать игрушку одной рукой, перенося вес на другую. Для освоения этого навыка можно положить ребенка на живот, подвесив перед ним яркую игрушку на небольшой высоте, чтобы ему пришлось тянуться к интересному предмету.
  • С ребенком, которому исполнилось 8 месяцев, полезно выполнять еще одно упражнение для укрепления ручек: положить малыша на живот и, аккуратно приподняв за ножки, чуть подтолкнуть вперед. Ребенок, опираясь на руки, начнет перебирать ими по полу. Нужно соблюдать осторожность, не толкать слишком сильно, чтобы малыш не ударился головой об пол.

Малыш не хочет ползать: как заинтересовать

Бывает, что физически ребенок готов к ползанию, никаких проблем со здоровьем нет, все условия созданы, но кроха упорно отказывается учиться передвигаться самостоятельно. Тогда родителям придется проявить упорство, чтобы заинтересовать своего «ленивого» малыша и побудить его к движению.

Наклонная плоскость . Ребенка легче будет научить ползать на поверхности, которая имеет небольшой угол наклона. Для этого подойдет широкая доска. Можно обить ее каким-либо материалом, достаточно гладким, чтобы не повредить кожу малыша, но при этом не скользким. Доску укладывают слегка под наклоном, прочно закрепив. Ребенка кладут на живот в верхней части, постоянно придерживая и подстраховывая во время спуска.

Достать игрушки . Взять яркую игрушку (лучше новую либо ту, которая сильно интересует малыша), отодвинуть ее от лежащего на животе ребенка так, чтобы она была у крохи перед глазами, но достать ее он не мог. Желанный предмет будет отличным стимулом для движения вперед. По мере того как ребенок продвигается, игрушку можно отодвинуть еще. Но после того, когда малыш немного проползет, игрушку ему нужно отдать, иначе он потеряет к ней всякий интерес.

Можно разложить несколько предметов (игрушек) на различном расстоянии. Их не должно быть слишком много, 3-5 будет достаточно, чтобы внимание малыша не рассеивалось. Раскладывать игрушки нужно так, чтобы какие-то из них ребенок мог достать, поворачиваясь на месте, а другие – продвинувшись вперед. Наибольший интерес у детей обычно вызывают музыкальные и двигающиеся игрушки, а также домашние питомцы. Но последних не всегда можно уговорить сидеть на месте, наблюдая за подползающим с неизвестными целями младенцем.

Совместное ползание . Если игрушки и прочие предметы не заинтересовали маленького исследователя и не вызвали у него желания ползти, придется взрослым самим встать на четвереньки. Малыш будет в восторге, если мама с папой покажут ему, как интересно и весело ползать всем вместе. Можно помочь малышу, передвигая поочередно его ручки и ножки.

Хорошо, если у ребенка есть возможность понаблюдать за другими активно ползающими сверстниками. Желание подражать может побудить кроху повторить движения за другими детьми и попробовать ползти.

Ползание способствует правильному психологическому и физиологическому развитию ребенка. Не следует пропускать этот важный этап, пытаясь сразу поставить малыша на ноги и обучая ходьбе. Родителям не нужно пытаться опередить время, лучше просто помочь крохе реализовать свои возможности. Главное – постараться пробудить интерес к движению, создавая для этого все условия.

Попытки грудничка самостоятельно передвигаться по комнате можно отнести к значительному этапу его взросления. Ползая, младенец учится управлять своим телом, развивать координацию, уметь ориентироваться в пространстве. Перед тем как начать ходить, младенец должен некоторое время ползать, чтобы подготовить свои мышцы к более высокой нагрузке. Многие мамы хотят ускорить этот процесс, поэтому задают вопрос: как научить ребенка ползать?

Когда дети начинают ползать , мир предстает перед ними совсем другим. Это отличная тренировка перед предстоящей ходьбой, а потом и бегом. При этом грудничок учится сохранять баланс и управлять своим телом, иначе он просто упадет. Ученые доказали, что ползание позитивно сказывается на работе головного мозга. У малыша развивается координация и мелкая моторика.

Когда дети начинают ползать, они в какой-то степени приобретают самостоятельность. Теперь им уже не нужно плакать и звать маму, чтобы что-то получить.

Они могут сами доползти до интересующего их предмета. Ползая, грудничок постепенно познает окружающий мир, начинает развивать свой кругозор.

Если малыши начинают ползать в 5-6 месяцев, в будущем они становятся более самостоятельными и решительными, так как уже в раннем детстве стали менее зависимыми от мамы. Они приобретают уверенность в себе, не боятся принимать решения и не страшатся опасных ситуаций.

Когда дети начинают ползать, мамы могут немного передохнуть. Теперь уже не обязательно постоянно держать кроху на руках. Ползая на четвереньках, чадо обычно увлекается этим процессом, поэтому мама может заняться своими делами.

Подготовка

Когда и во сколько месяцев малыши начинают ползать? Этот вопрос волнует любую маму. Многие из них обращаются за советом не только к педиатру, но и к другим мамам. И слышат совсем разные ответы. Все дети индивидуальны, поэтому и ползать начинают в разные сроки.

Одни малыши уже вовсю передвигаются на четвереньках в 5-6 месяцев, а другие начинают только в 8-9 месяцев.

Врачи говорят, что малыш должен начать ползать примерно в 6-10 месяцев. Поэтому раньше или позже этого срока беспокоиться не стоит. Некоторые груднички даже не начинают ползать, а сразу переходят к сидению или даже ходьбе. Многих родителей это радует, но не стоит забывать, что именно передвижение на четвереньках дает большую пользу организму: развивается мышечный корсет, укрепляются кости, позвоночник, расширяется кругозор, приобретаются взрослые навыки и самостоятельность.

Когда ребенок передвигается на четвереньках, он учится балансировать, управлять своими мышцами. Такому нельзя научиться сразу при сидении или ходьбе. Поэтому желательно, чтобы дети все же ползали. Если же грудничок отказывается от этого занятия, стоит немного помочь ему и подтолкнуть к этому. Потом малышу это понравится, и он будет вовсю ползать сам.

Нужно ли учить

Некоторые родители, желая побыстрее развить малышей, пытаются помочь им в приобретении такого навыка. Педиатры этого не запрещают, хотя советуют отказаться от попытки заставить малыша ходить или сидеть до 12 месяцев. При этом подготовку к ползанию можно начинать с рождения.

Проявлять настойчивость не стоит. Необходимо ненавязчиво и осторожно подталкивать малыша к этому интересному занятию, вызывая у него естественный интерес. Помочь в этом могут специальный массаж, упражнения, занятия в воде.

Непосредственно процесс

Когда ребенок не проявляет желания ползать, ему могут помочь родители. Рекомендации:


Упражнения

Мамам следует быть очень внимательными, когда малыш начинает ползать. Если в возрасте 6 месяцев ребенок пока еще не предпринимал подобные попытки, следует подтолкнуть его к этому и помочь. Здесь помогут специальные упражнения.

Итак, как научить ребенка ползать


Помочь малышу быстрее освоиться в новой обстановке и научить его правильно ползать помогут знакомые игрушки.

При этом важно развивать навык не только ползания, но и умения крепко держать игрушку. Для этого можно держать игрушку чуть выше лица ребенка. Ему станет интересно, и он тут же попытается схватить интересный предмет. Такое упражнение можно делать еще в кроватке, неважно, сколько месяцев малышу. В будущем это поможет ему передвигаться на четвереньках.

Если упражнения не помогают, необходимо обратиться к врачу. Возможно, он подберет индивидуальный комплекс занятий или же посоветует обследоваться. Иногда хорошо помогают специальный массаж, плавание, гимнастика.

Если у грудничка долго не получается ползти, не стоит сильно расстраиваться. В некоторых ситуациях дети потом сразу начинают ходить. Сколько бы месяцев ему ни было, такая подготовка очень полезна, поскольку поможет ребенку в дальнейшем чувствовать себя гораздо увереннее при ходьбе и сидении.

(7 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Как научить ребенка ползать? Этот вопрос начинает волновать родителей, чьим детям уже исполнилось 5, 6,7, 8 или даже 9 месяцев, а они никак не желают ползать.

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала понять, что же движет ребенком, что может послужить стимулом к тому, чтобы он начал ползать.

Безусловно, это любопытство, желание узнать, что происходит вокруг. Однако все дети разные, с разными темпераментами: кто-то хочет сам научиться вставать на четвереньки и подползти к заинтересовавшему предмету, а кто-то с помощью криков и слез добивается поставленной цели.

Действительно, зачем «напрягаться», учиться передвигаться самостоятельно, если можно немножко покричать и мама сама подаст в руки все, что ему нужно.

Так что же делать маме в таком случае: идти на поводу у своего ребенка, лишь бы он не плакал или все таки заставить ребенка сдвинуться с места?

Второе, безусловно, будет правильнее, ведь ползанье - это одна из самых важных стадий развития ребёнка, когда малыш учиться координировать движения своих рук и ног, укрепляет мышцы спины и всего тела для дальнейшего развития, а также учится ориентации в пространстве. Так как же научить малыша ползать? Давайте об этом и поговорим.

Когда следует начать обучать ребенка ползать?

Ответ: с самого рождения . Уже на первом месяце жизни необходимо периодически выкладывать своего малыша на животик, чтобы он старался удерживать свою головку, тем самым, помочь ему лучше видеть окружающий мир.

Яркая игрушка будет симулировать вашего малыша к активности, он будет стараться познакомить с ней поближе и схватить ее своими ручками.

В возрасте четырех-пяти месяцев, когда ребенок научится переворачиваться со спины на живот и обратно, его представление об окружающем мире в буквальном смысле переворачиваются, самооценка резко повышается – ведь теперь он многое может делать сам.

А после того, как малыш научился ползать или даже вставать на ножки, происходит настоящая революция тела и духа.

Для родителей настает время постоянного контроля над действиями карапуза. Должны быть хорошо продуманы и обеспечены все меры безопасности. Особенно важно оградить малыша от розеток, электропроводки и мелких деталей, которыми малыш может подавиться.

Однако, следует отметить, что степень подвижности малышей, очень разнится: кто-то начинает ползать чуть ли не с 5-ти месяцев, хватая при этом все и везде, а кто-то боятся неизведанного пространства и предпочитают исследовать мир на руках у родителей, начиная ползать только в 8 - 9 месяцев.

Это может быть связано в первую очередь с характером, темпераментом ребенка. Необходимо также исключить заболевания опорно-двигательного аппарата или отставание в психическом развитии.

Но в общем, нормой для начала ползания является период с 5 до 8 месяцев.

Крупные детки менее активны, так как вес мешает им передвигаться, поднимать свои части тела. На темпы развития ребенка влияют также нервный стресс, или какое-либо перенесенное заболевание. Однако, когда малыш поправится, он довольно быстро догонит своих сверстников.

Что же нужно делать, чтобы научить ребенка ползать?

В первую очередь необходимо окружить ребенка интересными, яркими, разнообразными предметами, чтобы вызвать у него желание исследовать пространство вокруг себя. Это могут быть игрушки, крышки от кастрюль, сотовый телефон, пульт от телевизора. Все зависит от ребенка, что ему больше приглянется. Стимулируйте его к действию.

В среднем детки начинают ползать в возрасте в 6-7 месяцев, но готовиться к этому важному процессу необходимо заблаговременно. Вот примерный «план действий», чтобы научить вашего малыша ползать:

1. Если в возрасте 3-х месяцев ваш малыш еще плохо держит голову, почаще выкладывайте его на животик и кладете перед ним яркие предметы, носите ребенка по квартире и показывайте различные вещи. В возрасте одного, трех и шести месяцев обязательно посетите врача-невропатолога, который оценит состояние нервной системы ребенка. Можно также провести курс оздоровительного массажа для укрепления мышечной системы и стимуляции двигательного развития (особенно если у вашего чада мышечный гипер- или гипотонус).

2. В возрасте 4-х месяцев окружите ребенка игрушками, которые удобно брать ручками. В этом возрасте малыш начинает изучать сове тело и вдруг обнаруживает, что у него есть ножки – научите его хватать себя за ножки, а также дотянуть их до рта.

Когда вокруг ребенка много игрушек (как на фотографии выше) какая-то из них обязательно заинтересует малыша и он будет вынужден потянуться, перевернуться или подползти к ней

3. В возрасте 5-ти месяцев ребенок начинает осваивать пространство. Для начала можно научить ребеночка поворачиваться на бочок за интересной игрушкой, например за звонкой погремушкой. Положения малыша на спину, заведите ему коленку на бок, чтобы он смог сам завершить поворот корпуса.

4. В возрасте 6-ти месяцев также не забывайте заниматься вращениями и разного рода поворотами. Если малыш еще не научился сидеть сам (в норме это должно произойти в возрасте 6 - 8 месяцев), помогите ему это сделать. Движение осуществляется через бочок, перебирая его ручками.

5. В возрасте 6-7 месяцев детки сами ползать каким-либо способом: кто-то на четвереньках, кто-то «по-пластунски», а кто-то и на попе и т.д. Перед тем как поползти, сначала малыш несколько недель тренируется: встает на четвереньки и смешно раскачивает попой. Чтобы спровоцировать ползание, приманивайте лежащего на животике ребеночка игрушками или другими полюбившимися ему предметами. Играйте с ним в различные пальчиковые игры (ладушки, сорока-ворона), слушайте вместе с малышом веселые детские песенки, под которые хочется подвигаться. Детки очень любят переползать через папу или маму, или ползти от мамы к папе, и обратно. Используйте это.

6. В возрасте 8-ми месяцев начинается время самозабвенного ползания и попыток встать с опорой. Если в этом возрасте ребеночек отказывается ползать или с помощью крика пытается добиться своего – это может быть как проявление характера, так и следствие каких-либо двигательных затруднений. Добивайтесь того, чтобы ребенок доставал предметы самостоятельно. Также можно провести повторный курс оздоровительного массажа.

7. В возрасте 9-ти месяцев почти все детки очень хотят принять вертикальное положение, встают на ножки из любого положения как «ваньки-встаньки». Если в этом возрасте ваш малыш еще только ползает – это вполне нормально. Чем дольше ползает, тем лучше. Хуже будет, если вы будете форсировать события и начнете водить малыша по квартире за ручку или того хуже использовать ходунки для этих целей. Всему свое время. Предоставьте ему побольше пространства для передвижения и дайте занимательные игрушки и вещи, до которых хочется добраться.

8. В возрасте одного года уже почти все детки умеют самостоятельно стоять. Однако первые шаги каждый малыш делает в свой срок, когда достаточно окрепнет для этого.

Что же делать, если ваш ребенок не ползает?

Но что же делать, если все ваши усилия не увенчались успехом и ваша кроха отказывается ползать и в 6, и в 7, и в 8, и даже в 9 месяцев? Конечно, может случиться такое, что ваш карапуз перескочит этап ползанья и сразу около года встанет на ножки и пойдет, но медики всё же советуют в любом случае обратиться к ортопеду, поделать лечебный массаж и упражнения.

Если ортопед никаких нарушений не выявил, попробуйте следующее:

  • Пригласите в гости маму с ребёнком, который уже научился ползать. Вместе им будет гораздо веселее осваивать пространство. А уж если маленький гость начнет трогать и играть с игрушками хозяина, вряд ли он будет за этим равнодушно наблюдать. Хотя ваш ребенок достаточно мал, чувство собственности у него уже имеется
  • Ползайте сами, привлеките к этому занятию бабушку, дедушку, дядю, тетю. Покажите на своем примере, как это забавно, весело и увлекательно.
  • Создайте комфортные условия для ползанья. Проследите, чтобы малышу было комфортно на полу: не холодно и не жарко. Оденьте малыша в комфортную одежду, которая не стесняет движения.
  • Не забывайте делать гимнастику ребёнку и массаж. Это поможет вашему малышу окрепнуть. Вы можете делать его самостоятельно, а также с помощью квалифицированного специалиста.