Как с пеленок вырастить гения. Как вырастить ребенка-гения Как вырастить маленького гения

Кадр первый. "Посмотри внимательно, - говорит мама 11-месячному малышу, - Это истребитель марки Mirage, выпускаемый фирмой Dassault". Кроха, сидящая на полу, внимательно слушает мамин голос. Эта продвинутая женщина занимается с ребенком по системе Глена Домана. Главное в этой системе - постоянные занятия с ребенком по карточкам, выписанным из мировой энциклопедии. И на карточках, как вы уже поняли, не просто дядя, а, к примеру, первый президент Америки Джордж Вашингтон. Сторонники Домана и сам автор уверяют, что благодаря этим карточкам родители закладывают в мозг ребенка обширнейшие энциклопедические знания, которые потом "всплывают" просто на автомате...

Кадр второй. Шестнадцать лет спустя этому же ребенку показывают карточку этих же самолетов. "Понятия не имею, что это такое, - басит подросток. - В первый раз это вижу". Так стоит ли игра свеч?

Термин "раннее развитие ребенка" появился сравнительно недавно. В России первыми экспериментаторами была семья Никитиных. В Америке большую популярность обрела система Глена Домана, в Италии - Марии Мантессори, в Японии - Масару Ибука. Все эти достойнейшие люди сходились в одном - существующая система образования в корне неверна. Если с детьми не заниматься с самых первых дней жизни, то потом будет поздно. И вот младенцам рассказывают мировую историю, учат иностранным языкам, рассказывают, как правильно сложить дроби. Скептики криво ухмыляются и с пеной у рта доказывают абсурдность и даже вред всех этих действий. А детишки у таких родителей демонстрируют перед камерой знание Шекспира в 5-летнем возрасте, складывают "мама" из кубиков Зайцева в семь месяцев, играют на скрипке в три года... Гениальность или дрессировка?

Все базовые идеи раннего развития строились на одном факте - мозг человека растет и развивается только в самом раннем детстве. Если быть точнее, то до трех, иногда пяти лет. И если в этот период не объяснить ребенку, кто такой первый президент Америки, то потом это же самое в него придется вдалбливать долго и упорно. Иначе говоря, пятилеток всегда легче научить, чем шестилеток, четырехлеток - чем пятилеток, трехлеток - чем двухлеток и так далее. В последнее время в огромном количестве стала появляться литература о том, что именно слушать и что именно читать беременной женщине, чтобы ее ребенок родился умным.

Однако в последнее время крупнейшие западные ученые стали говорить о том, что мозг человека может расти и развиваться всю жизнь! Но! Будет это делать только при определенных условиях. Означает ли это открытие конец теориям раннего развития?

Вовсе нет. Просто подходить к ним, как и ко всему остальному в этой жизни, надо с позиций здравого смысла.

АКТИВНАЯ ИГРОВАЯ СРЕДА ВЛИЯЕТ НА МОЗГ

Факт. Научно доказанный на крысах. У тех животных, которым поставили яркие красивые домики, повесили кольца, поставили лабиринты, объем мозга увеличился на 25%! То же самое, как считает наука, происходит и с человеком. Покупая ребенку красивые, развивающие воображение игрушки, вы не просто так тратите деньги, а вкладываете их в выращивание гения. Помните только, что нет смысла покупать игрушки и хранить их в коробке под замком (вдруг ребенок поломает?). Ваша задача как родителя обеспечить свободный доступ к этим игрушкам для ребенка. Чтобы он с самого раннего детства сам мог выбирать, чем заняться. В идеале у ребенка должны быть:

Краски (для совсем маленьких существуют пальчиковые краски, съедобные), пластилин, цветная бумага, безопасные детские ножницы, клей

Конструкторы (для малышей лучшей серией признана ЛЕГО-малышам, в которой соединены музыкальные эффекты с простотой сборки)

Спортивный уголок (горка, шведская стенка, качели, батут, маты)

Ролевые наборы (кухни, кукольные домики для девочек; гаражи, мастерские для мальчиков)

Музыкальные инструменты (барабан, колокольчики, бубны, детские синтезаторы)

Мягкие игрушки (только не надо с ними перебарщивать, равно как и не надо давать их детям до года)

Поверьте, нет детей, которые бы не любили играть, однако есть дети, которых этому не учат родители. Да-да, играм тоже надо учить. Показать как, поиграть немного вместе, похвалить за результат. И вот уже вы спокойно читаете книгу, а ребенок четвертый час возится в комнате, находя себе занятие и, самое главное, развивая мозг. Кстати, самую оптимальную с этой точки зрения организацию детского пространства можно найти в работах Марии Мантессори. Основной упор она сделала на зоны: спортивная, сенсорная (здесь должны быть предметы разной фактуры, вода, массажные мячики, коробочки с разными запахами и т.д.), игровая.

ЧЕМ РАНЬШЕ НАЧАТЬ УЧИТЬ РЕБЕНКА ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ, ТЕМ ЛУЧШЕ

Не совсем факт. Большинство детских психологов склоняется к тому, что минимальный возраст, когда нужно учить ребенка иностранным языкам -5-7 лет. То есть не раньше, чем ребенок уверенно заговорит на родном языке. Тем временем сторонники теории раннего развития советуют учить иностранный с пеленок. Кто прав? Уже известно, что ребенок, которого пытаются сразу с рождения учить двум и более языкам, начинает говорить позднее своих сверстников. Это понятно. Стремясь к билингвизму, родители слишком перегружают мозг малыша.

И ребенок никак не может разобраться со словами, предложениями и т.д. Некоторые психологи уверяют даже, что лучший возраст для изучения иностранных языков -14 лет. Лучший совет от детского психолога Лены Даниловой: если вам уж так хочется начать изучать иностранный язык с ребенком с самого детства, то ограничьтесь одним детским стишком. Но так, чтобы этот стишок, как говорится, от зубов отскакивал. На этот стишок потом уже в 14-16 лет ляжет вся база иностранного языка без всяких усилий.

ЧЕМ БОЛЬШЕ РЕБЕНКУ ПОКАЗЫВАТЬ КАРТОЧКИ, ТЕМ БОЛЬШЕ ОН ЗАПОМНИТ

Вы помните самый первый пример? Так вот, судя по всему, нет смысла мучить младенцев всемирной энциклопедией. Самый большой минус теории Глена Домана - это сведение роли ребенка с творца (как у Мантессори) до слушателя. Вместо того, чтобы поиграть с ребенком в прятки, родитель-"домановец" упорно показывает карточки. Однако что-то можно взять и отсюда. Несложные карточки с знакомым предметом и его написанием помогут вашему ребенку не только пополнить словарный запас, но и раньше начать писать. А пять минут в день для игры в лото -сплошное удовольствие для малыша.

ЕСЛИ РЕБЕНКУ ВКЛЮЧАТЬ КЛАССИЧЕСКУЮ МУЗЫКУ, ТО ОН ВЫРАСТЕТ ГЕНИЕМ

Доказано, что музыка Моцарта (и только его) активизирует мозговую деятельность человека. То есть человек, послушавший Моцарта, перед контрольной решит большее количество задач, чем человек, не слушавший музыку. Это факт. А уж как им распорядиться - ваше дело. Одно помните - с музыкой тоже не все просто. Японец Масару Ибука, чья книга "После трех уже поздно" расходится огромными тиражами, предупреждал - если у матери нет слуха, лучше не петь колыбельные младенцу. Иначе у ребенка тоже не будет слуха. И сломать эту запрограммированную закономерность сможет лишь очень хороший психолог, сумевший перепеть человеку фальшивый мотив. Это, во-первых. Во-вторых, не эксплуатируйте всего одну музыкальную игрушку с одним и тем же мотивчиком. Особенно это касается многочисленных подвесок для кроватки. И не забывайте, что музыка (особенно для маленьких детей) не должна быть слишком громкой. Это относится и к музыкальным инструментам.

ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ ДОМА ВОВСЕ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО

Большое заблуждение. Очень важно, особенно в условиях нашей зимы, когда большинство маленьких детей садят под замок дома, дать ребенку возможность много двигаться. Вот зачем и нужны различные спортивные комплексы или просто подвижные игры. Поверьте, это куда важнее, чем иностранный язык или энциклопедические знания. Тем более, что детские психологи говорят об обязательном наличии дома шведской стенки. Оказывается, возможность лезть вверх у детей стимулирует не просто умственные способности, но и веру в себя. Кто бы мог подумать, что покупая ребенку лестницу, вы стимулируете развитие лидера?

ТЕЛЕВИЗОР И КОМПЬЮТЕР ВРЕДНЫ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ!

Интересно, а что будут говорить наши дети лет через тридцать? "Немедленно отойди от машины времени и посиди, хоть телевизор посмотри"? А наших родителей бабушки-дедушки гоняли за то, что они читали книжки. Я хочу сказать, что конечно, 12-часовое сидение за компьютером может утомить глаза и испортить зрение. Но и 12-часовое чтение книг - вредно для глаз. Так что не надо паниковать и корить себя за покупку очередной компьютерной игры. Просто попробуйте распределять время и вовремя выманивать юного компьютерщика на технические перерывы. И позаботьтесь о хорошем освещении и хорошем стуле-кресле, чтобы избежать сколиоза. А научных данных об ужасных последствиях работающего телевизора или компьютера для детского здоровья и психики нет. Понятно только, что старый советский Винни-Пух лучше в воспитательных целях, чем Том и Джерри.

Подводя итог, хочется подчеркнуть два правила:

1. Гораздо лучше перебарщивать с методиками раннего воспитания, чем не заниматься с ребенком вовсе.

2. Если стоит выбор между уроком игры на скрипке и прогулкой, то выбирать надо второе. Для здоровья полезнее. А здоровье, как известно, потом ни за какие деньги не купишь.

ЧТО ПОЧИТАТЬ О РАННЕМ РАЗВИТИИ
Глен Доман "Гармоничное развитие ребенка"
Сесиль Лупан "Поверь в свое дитя"
Мария Мантессори "Руководство для родителей"
Никитины "Развивающие игры", "Резервы здоровья наших детей"
Масару Ибука "После трех уже поздно"
Евгений Комаровский "Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников"

Какая мама не желает, чтобы ее малыш был смышленым, умным, талантливым. Так вот, именно родители должны помочь своему ребенку обнаружить и развить скрытые таланты, а они есть практически у каждого малыша. Важно позволить ребенку свободно развиваться, проявлять любознательность, не ограничивать возможности для любого творчества. Почему надо растить вундеркинда с пеленок? Да потому, что именно период младенчества, первый год жизни особенно важен для развития врожденных способностей.

Три «секретных компонента»

Три «кита», на которых держится система успешного воспитания – это Любовь, Похвала и Помощь. Но ведь все родители любят своих детей. Да, однако, не всегда они дают ребенку это почувствовать, а очень зря. Только купаясь в лучах родительской любви, дети растут здоровыми, спокойными, уверенными и успешными. Похвала тоже не должна быть редкостью – даже самые маленькие успехи заслуживают внимания и обязательно – одобрения. И это правило не только для родителей, которые хотят вырастить вундеркинда с пеленок.
А вот помощь должна быть правильной: никогда нельзя бросать ребенка наедине с его проблемой, страхом, неудачей. Для малыша может быть одинаковой трагедией как боязнь темноты, так и не получившийся домик из кубиков.
Не надо бросаться исправлять все за малыша, но помочь, подсказать, подбодрить – вот отличный стимул для малыша довести дело до конца и получить заслуженную похвалу.

Ловкие пальчики – сообразительные дети

А вы знаете, что есть способ определить уровень развития речи вашего чада, даже не разговаривая с ним! Надо попросить малыша показать сначала один, потом два и наконец, три пальчика по очереди. Если пальчики двигаются вместе, слишком напряжены или наоборот двигаются слабо и вяло, то малыш еще толком не заговорил. А ребенок легко совершает отдельные движения каждым из пальцев, то ребенок этот явно разговаривающий.

Развивающие занятия и игрушки для вундеркиндов с пеленок

В чем же секрет, где связь мелкой моторики и малышовой речи? А дело в том давлении, которое оказывается на кончики пальцев во время выполнения тонких движений. Нервные окончания отправляют импульсы, которые «будят» еще спящие клетки коры головного мозга, отвечающие за речь и мышление. Детки с развитой моторикой более сообразительные, внимательные, наблюдательные, у них нет проблем с памятью и координацией.

Большинство действительно эффективных методик раннего развития включают упражнения и игры для улучшения мелкой моторики. Именно так и можно вырастить с пеленок вундеркинда – играя, читая, регулярно занимаясь по выбранной системе.

Начинать заниматься с ребенком можно хоть с самого рождения: когда мама гладит крошечные ладошки, перебирает малюсенькие пальчики, происходит первое воздействие на мозговые центры. Позже малыш все хватает, в ладошки хлопает, разжимает и сжимает кулачки.
Тренировать ручку ребенка можно играя с кубиками и пирамидками, рисуя пальчиковыми красками, используя разные развивающие коврики, браслеты-погремушки.

Позднее можно заинтересовать малыша шнуровками, сортерами, обучающими столиками и другими развивающими игрушками.

Заниматься нужно регулярно, осваивая одни игры, и предлагая ребенку что-то новенькое, чтобы у него не пропадал интерес к таким играм-урокам. Как и в любом деле, только систематические упражнения дают заметный эффект.

Сегодня ассортимент развивающих игрушек огромный, но не стоит забывать и о лепке из различных материалов (теста, глины, пластилина), нанизывании колец и бусин. Можно плести косички, расстегивать-застегивать пуговицы.

Что читают маленьким гениям

Важно много читать ребенку, даже если нет цели — вырастить вундеркинда. Начать можно прямо с рождения, а можно и даже во время беременности. Многие продвинутые мамочки говорят, что не только читали, рассказывали сказки, но и пели своим малышам еще до рождения, слушали красивую музыку, и принесло это только пользу. Книжки надо выбирать исходя из возраста – сначала ребенок будет просто слушать, потом заинтересуется яркой обложкой, шуршанием страниц, картинками. Потом начнет различать, кто нарисован, захочет потрогать, полистать сам.
Постепенно малыш научится не только вслушиваться в мелодику маминого голоса, но и различать знакомые слова.

Самое время закреплять связи слово-образ, называя слова и показывая картинки, предметы, выражая мимикой эмоции. Создайте свою подборку детских книжек, читайте разноплановые вещи, подмечайте, что больше всего заинтересует ребенка. Поощряйте любую реакцию маленького на чтение, общайтесь, спрашивайте, подсказывайте. Например, вот такую книжку-развивалку можно заказать в магазине mytoys.

Некоторые развивающие книжные наборы выглядят как новогодняя коробка конфет, а играть с книгой-погремушкой не только весело, но еще полезно и интересно. Маленькие гении даже купаться могут со специальными книжками для ванной!

В заключение, хочется сказать, что методик раннего развития существует довольно много, и нужно только выбрать подходящую именно вашему малышу. Но если все так просто, возникает вопрос — почему же не из всех детишек вырастают гении? Ответ прост – большинству родителей не хватает терпения и последовательности, чтобы заниматься регулярно и постоянно.

Достигая определенных успехов, большинство пускает занятия на самотек, а потом и совсем бросает это дело. Например, научился малыш говорить, или читать-писать раньше положенного, и все, мама уже может с гордостью демонстрировать успехи крохи. И со временем весь тот задел, все то опережение, ранее развитие, к которому так стремились родители постепенно сходит на нет. И к школе это уже совершенно обычный ребенок с тем же уровнем что и у всех.

Но ведь можно продолжать занятия, не лениться и не останавливаться на достигнутом, не утомляя ребенка, но и помогая ему не потерять, а наоборот совершенствовать полученные навыки. Только тогда результат будет постоянно прогрессировать, а маме и малышу определенно будет, чем гордиться!

Есть одна легенда о том, что родители новорожденного малыша хотели знать, когда им надо начинать воспитывать своего ребенка. Они обратились за советом к мудрецу. «Когда родился ваш малыш?», - спросил мудрец. «Три дня назад», - ответили родители. «Вы опоздали ровно на три дня», - ответил старец.

Современные родители не отстают в своем желании воспитать своего ребенка как можно лучше. Сегодня существует много методик воспитания детей, только надо выбрать ту, которая подойдет именно вашему малышу.

Методика Монтессори. Ребенок должен решать сам

Сегодня чрезвычайной популярности набирает методика Марии Монтессори. Это итальянский педагог и психолог. Девизом ее системы воспитания детей можно назвать то, что педагог не должен делать за ребенка то, что малыш может делать сам.

В мире уже давно существуют детские сады и школы, которые работают по этой системе. Самые известные люди, которых воспитывали по Монтессори, - Джордж Клуни, Билл Клинтон, Билл Гейтс.

Что же сделало этих людей такими успешными? Кажется, сработал основной принцип педагогической системы Монтессори - ребенок сам определяет свои интересы и занимается тем, что действительно хочет делать.

Можно выделить основные принципы этой методики.

1. Определяем интересы ребенка

Но этот способ нельзя воспринимать буквально, ведь интересы ребенка разные и порой меняются каждый день.

2. Забыть о запретах

Но надо понимать, разницу между тотальными запретами на все и вседозволенностью. Психологи рекомендуют определить четкий круг запретов, которые ребенок может запомнить, особенно на то, что опасно для жизни малыша.

3. Не ругать

Тут надо понимать разницу между пояснением и криком. Нужно объяснять ребенку следствия его поступка, чтобы он сам понял, что поступил плохо, а не просто говорить «нельзя».

4. Не хвалить

Наверное, этот пункт трудно выполнить почти всем родителям. Но тут имеется в виду, что не надо захваливать свое чадо, чтобы ребенок не делал того, что нравится родителям, а поступал так, как хочет делать сам.

5. Не критиковать

Не надо сравнивать ребенка с другими детьми и поддавать сомнению его даже незначительные достижения.

6. Не стимулировать

Родители или педагог не должны подталкивать ребенка заниматься тем, что нравиться взрослым. Можно предложить игрушку, но не надо подстрекать малыша с ней играть.

Ребенок должен жить в реальном мире. Но это правило также нелегко выполнить. Ведь, читая сказки, мы развиваем фантазию у ребенка, учим доброте и взаимопомощи.


У этой системы есть плюсы и минусы. Главный минус в том, что дети, которые занимаются по системе Монтессори или ходят в такой садик, трудно адаптируются в школе. Они часто не понимают правил дисциплины и не готовы учить то, что им неинтересно.

Методика Рудольфа Штайнера. Гармоничное и творческое развитие

Эта методика считается альтернативой системы Монтессори. Главная цель - гармоничное развитие ребенка.

Основные моменты этой методики:

1. Ребенок должен развиваться в своем темпе

В то же время родители должны предоставить для этого все доступные средства.

2. Игрушки должны быть из натуральных материалов, куклы без лиц - это развивает фантазию у детей

3. Воспитатель - пример для подражания у ребенка

4. Учебный материал поделен на части: духовную, душевную, практическую

В духовной части уделяют внимание активному мышлению, в душевной - музыке, в практической - рисованию, лепке.

5. Воспитываем человеческие ценности на исторических примерах

Популярные методы обращения в рыцарскую эпоху. Дети переодеваются в средневековые костюмы, разыгрывают сценки.

Методика Глена Домана. Как воспитать гения

Доктор Глен Доман - нейрохирург. Он работал с детьми-инвалидами, в которых была поражена нервная система. Доктор изобрел свою методику, которая оказалась очень действенной для развития памяти у детей. В результате больные дети через некоторое время догоняли здоровых в своем развитии.

Что же придумал Глен Доман? Он попробовал показывать детям карточки с рисунками и называть, что там изображено. Такой урок должен длиться несколько секунд, а всего уроков в день может быть и до пятидесяти.

Также большое значение его методика воспитания уделяет физическому развитию детей. Он уверен, что для новорожденного надо максимально много времени проводить на полу или специальном приспособлении. Детей нужно вертеть и крутить разными способами, учить преодолевать препятствия.

Самые важные принципы методики Домана:

1. Чем раньше начать заниматься с ребенком, тем больше шансов воспитать его эрудитом

2. Хвалите ребенка за его достижения

3. Не учите детей без их интереса

4. Регулярные занятия - залог успеха

5. Не проверяйте знаний у малыша

6. Каждый ребенок может вырасти гением, надо лишь постараться.

7. Маленькие дети воспринимают и запоминают огромное количество информации. После 6 лет способности памяти не такие большие.

Система воспитания Никитиных. Минимум опеки - максимум любви

Эту систему открыли для себя и миру педагоги-новаторы Никитины, испытав на собственных детях. Все методы приходили со временем и опытом. Вот основные правила воспитания, которые вывели для себя Никитины.

1. Закаляйте ребенка

Холод - главный враг болезней. Но закалять ребенка надо постепенно.

2. Не надо заставлять ребенка есть

И речь идет не только о перекорме. Если какой-то ребенок Никитиных отказывался от еды, его не кормили вообще. Но до следующего «планового» приема пищи никаких перекусов.

3. Движение - жизнь

Огромное значение в семье уделялось физическому развитию. Дети лазали по турникам, канатам, лестницам. При этом никто не указывал, как именно надо заниматься ребенку - все по собственному желанию.

4. «Нет» лишней опеке

Согласно методике воспитания Никитиных, не надо излишне опекать детей - они многое могут сами. Когда их дети начинали ползать и ходить, родители практически не страховали малышей. И ребята учились группироваться, правильно падать и поддерживать баланс тела. Если малыша страховать, он перестает полагаться на свои силы.

5. «Да» взрослым игрушкам

Если ребенку интересно играть не куклой, а ложкой, тапочками, феном - пожалуйста, лишь бы не было опасности для жизни. Но надо четко выделить, какие взрослые вещи можно брать, а какие - нет.

6. Собственный пример - стимул для детей

По мнению отца семейства, если что-то делать с любовью и интересом, дети искренне заинтересуются делами родителей.

7 . Развивайте ребенка с помощью настольных игр, головоломок, ребусов, загадок

Очень важно, чтобы вся семья принимала участие в домашних играх, это развивает не только мышление, но и формирует командный дух.

Но у этой системы есть вторая сторона медали, которую увидели сами Никитины. Их дети были эрудированы не по годам. В школе они не привыкли напрягаться, а когда запас их знаний иссяк, они просто не умели учиться. Несмотря на физическое развитие, они не стали чемпионами в спорте.

Горе от ума

Выбирая методы воспитания для своего малыша, надо помнить, что они должны быть полезны для вашего ребенка и подходить именно ему.

Задумайтесь, так ли нужно делать из своего ребенка гения? Принесет ли это ему счастье? Или просто вы пытаетесь удовлетворить свои амбиции, заставляя детей делать то, что им не нужно.

Стоит помнить правило, которое все эти педагоги открыли для себя: не бегите вперед поезда с обучением, воспитывайте малыша с любовью и искренним интересом - и тогда результаты действительно вас удивят.

Сенсорное развитие ребенка – это формирование восприятия о свойствах предметов, их форме, цвете, размерах, пространственном положении, о присущих им запахов, вкусов, а также накопление чувственного опыта.

Основные представления об окружающем мире закладываются в возрасте до семи лет, поэтому роль сенсорного развития в младенчестве является основополагающей.

Педагоги и психологи единогласно утверждают, что без своевременного сенсорного воспитания невозможно формирование умственных способностей ребенка.

Сенсорное развитие детей от рождения до года идет быстрыми темпами, поэтому ему стоит уделить максимум внимания с самых первых дней. С развития основных чувственных восприятий начинается путь к талантливому, успешному будущему малыша.

Новорожденные детки

Самое верное представление о новорожденном – это представление о маленькой, но все же личности, а не только как о предмете ухода. В работах по дошкольной психологии Г.А. Урунтаевой отмечено, что с момента рождения у малыша функционируют органы чувств , однако, сенсорное развитие детей раннего возраста (0-1 года) происходит не одновременно с развитием моторики .
Своевременное начало развития органов чувств малыша – залог его успешного развития в будущем.

Поэтому первые недели и даже дни являются крайне благоприятными для начала сенсорного воспитания крохи. Самые простые игры и важные процедуры, такие как гимнастика или расслабляющий массаж - лучшие упражнения по сенсорному развитию для новорожденных. Рассмотрим подробнее потенциал малыша, недавно появившегося на свет, а также возможности сенсорного развития новорожденных в домашних условиях.

Движения и действия

Особенностью сенсорного развития новорожденного является то, что зрение и слух развиваются быстрее, чем, например, руки. Поэтому родителям, желающим ускорить познавательные способности своего чада, важно предлагать малышу игры на развитие моторики. При этом развитию общей и мелкой моторики новорожденного следует уделять особое внимание, ведь двигательная активность является показателем психоэмоционального развития малыша. Учеными доказано, что движения пальцев рук крохи оказывает положительное влияние на кору головного мозга и формирование речевых зон.

За свободное владение своим телом отвечает кинестетические, кинетические и пространственные факторы. Кинестетическое и кинетическое развитие у новорожденных – это ощущение положений своего тела в пространстве, усилий производимых мышцами в процессе движения или совершения определенных действий, а также совокупность телодвижений (включая мимику), применяемых в период общения. Роль кинестетического и кинетического развития у новорожденных выделена И. М. Сеченовым , считающим, что мышечное чувство – это не только регулятор движения, но и психофизическая основа видения пространства.

Закрепление понимания в мозгу ребенка всех поз и движений происходит на трех уровнях:

  • зрительном, т. е. в процессе наблюдения за движением других людей;
  • словесном - ребенок проговаривает действия для себя или командует другим;
  • двигательном - при самостоятельном выполнении действий.

Чтобы помочь ребенку сконцентрироваться на своих ощущениях, можно использовать игры на кинестетическое и кинетическое развитие:

  • смена положения туловища (вытягивание вверх, затем полное расслабление);
  • смена качества движений (сначала резкие, затем плавные);
  • движение в разных направлениях (вверх-вниз, влево-вправо).

Основополагающим в развитии пространственных отношений у новорожденных является осознание собственного тела, начинающееся с напряжения и ослабления мышц. Малыш, недавно появившийся на свет, еще не знает, где заканчивается его тело и начинается окружающий мир, поэтому развитие пространственных отношений у новорожденных напрямую зависит от его умений держать головку, а впоследствии сидеть и ходить. Именно с освоением этих навыков малыш получает первое осознание себя самого в окружающем мире. Отличные игры для формирования пространственных отношений можно придумать во время проведения массажа и гимнастики.

Развитие тактильно-двигательных ощущений у новорожденных происходит, прежде всего, путем телесного контакта с мамой. Поэтому чаще берите малыша на руки, практикуйте периодически совместный сон или ванну. Смастерите или купите развивающий коврик из материалов разных фактур для игр на развитие тактильно-двигательных ощущений. Выкладывая на него малыша голеньким, он почувствует материалы не только ручками, но и ножками и животиком, развивая тактильно-двигательные ощущения. Повесьте над кроваткой карусель с разнообразными по форме и материалу игрушками и периодически меняйте их на другие. Желательно чтобы игрушки также были разными по размеру и цветам, тогда это окажет положительное влияние еще и на развитие зрения новорожденного.

Развиваем зрение, слух и вкус

Младенцы, появившиеся на свет, видят еще очень плохо, поэтому старайтесь время от времени проводить игры на развитие зрения: показывайте малышу яркую погремушку или простые картинки, но не убирайте и не перемещайте их слишком быстро, дайте малышу их рассмотреть. Во избежание развития косоглазия не приближайте свое лицо или различные предметы к малышу ближе 30 см. Изучайте с малышом его отражение в зеркале и пейзажи за окном.

Груднички уже с рождения воспринимают многие звуки, поэтому родителям следует применять музыкальную терапию для развития слуха у новорожденных. Включайте малышу спокойную классическую музыку с участием разных инструментов – это поможет развить не только слух, а еще и музыкальные способности, хороший мелодичный вкус и окажет положительное влияние на нервную систему.

Для успокоения малышей хороши композиции Вивальди (например, «Зима» из «Времен года»), колыбельные песни, особенно если их напевает мама. Для поднятия настроения и активности крохи включайте произведения Баха или Брамса, вальсы Чайковского, шестую симфонию Бетховена. Также малыши любят композиции Шопена или Моцарта. Ученые обнаружили, что при прослушивании музыки последнего активируется вся кора головного мозга и назвали это «эффектом Моцарта». Постоянно разговаривайте с малышом, используя различные интонации и тембр голоса, это также поможет развитию слуха.


Вкусовые рецепторы у человека формируются рано. Исследования, направленные на развитие вкуса у новорожденных показали: с самого рождения малыш имеет свои вкусовые предпочтения, а некоторые ученые считают, что они закладываются еще на внутриутробной стадии. Дайте малышу попробовать водичку с различными вкусовыми эффектами: с лимоном, сладкую и со вкусом фенхеля. Такие игры помогут развитию обоняния, а родителям проверить вкусовые ощущения малыша.

От двух месяцев до года

Учеными доказано, что наиболее благоприятное развитие малыша протекает под продуманным планом воспитания и обучения родителями, которые учитывают возрастные особенности крохи.

Поговорим немного о сенсорном развитии ребенка до года в домашних условиях.

Действия и движения

Чем богаче опыт ощущений у малыша, тем смышленее и активнее он будет становиться подрастая.

Чтобы разнообразить ощущения крохи используйте различные игры на развитие тактильно-двигательных ощущений. Смастерите разнообразные следы из бумаги, картона, ткани, ваты и бинтов, предлагая босому ребенку топать по ним, а совсем маленьких крох можно провести поддерживая под ручки.

Насыпьте в мешочки разные крупы, горох или пуговицы и давайте малышу попробовать их на ощупь. Это станет очень увлекательной игрой для юного открывателя (только проверьте прочность мешочков, чтобы кроха не смог их разорвать). Организуйте водные процедуры для игрушек, поместив их в небольшой надувной бассейн или тазик – водные игры малыши очень любят.


Развитие общей и мелкой моторики у ребенка до года важная, но вполне посильная задача для родителей. Для совсем маленьких деток можно предложить небольшой кукольный театр, в котором главным участником будет малыш. Смастерите или приобретите сказочных героев, которых можно надеть на пальчики ребенка. Эта забавная игра заинтересует малыша, побудив желание лучше управлять ими. Играйте в потешки с участием пальцев и ладошек.

Немного подросшим малышам уже можно предлагать лепку из пластилина на растительной основе (PlayDoh или Artberry) или из теста. Не страшно, если малыш попробует пластилин на вкус. Он сделан на основе натурального теста и поэтому абсолютно безопасен. Материал имеет яркую палитру цветов и идеально подойдет для первых шагов в освоении приемов лепки и моделирования.

Не забывайте и про игры с подручными предметами: застежки и пуговицы на одежде, коробочки и баночки. Также современные магазины предлагают огромный ассортимент игрушек для развития общей и мелкой моторики у ребенка до года и старше. Это разнообразные пирамидки, погремушки, развивающие центры и коврики. Конечно, мамам важно помнить о том, что одним из главных органов познания мира малышом является рот, поэтому крохе необходимо попробовать на вкус любой предмет. Исходя из этого, все игрушки должны отвечать возрастной категории малыша, не иметь мелких деталей, а все ее мелкие части должны быть надежно пришиты или прикреплены к основе.

Кинестетическое и кинетическое развитие у ребенка до года особенно быстро прогрессирует во втором полугодии. Теперь все больше и больше регулируются движения рук, которые с каждым днем становятся увереннее. Мышцы получают «сигнал» к действиям от головного мозга, а также от периферийных органов чувств (тактильных, зрительных и слуховых) о достижениях, в результате чего мозг и центральная нервная система дают более точные «команды». Кинестетическое и кинетическое развитие у ребенка к году достигает высокого уровня, и малыш уже может взять предмет, не задев окружающих вещей.

Рисование можно отнести к вполне подходящим играм на кинестетическое и кинетическое развитие, помогающим развивать воображение и координацию, даже для таких маленьких. По достижении ребенком 10- месячного возраста можно начать рисовать с карапузом используя пальчиковые краски. Такие краски рассчитаны на маленьких художников: имеют широкие баночки, в которые удобно помещаются крошечные пальчики. В их состав не входят вредные компоненты, поэтому при попадании в рот в малых дозах не причинят вреда здоровью крохи.


Кандидат медицинских наук Мария Гмошинская разработала методику грудничкового рисования, согласно которой знакомить малыша с художественным творчеством можно с 6 месяцев, главное, чтобы ребенок умел уверенно сидеть. Участвовать в процессе рисования могут пальчики, ладошки, а также обе ручки. Не стоит заставлять малыша рисовать насильно, так как суть методики основывается на том, чтобы развить его природные качества. Также не следует мешать творческому процессу карапуза. Находясь чуть в стороне и держа все под контролем, вы предоставите малышу свободу действий.

Развитие тактильно-двигательных ощущений у ребенка до года происходит при прикосновении к предмету, а овладение тонким движением рук осуществляется уже под контролем зрения. Ассоциации, возникающие от тактильных ощущений и зрительных восприятий, очень точно и просто выразил нобелевский лауреат И. П. Павлов: «Глаз «учит» руку, рука «учит» глаз».

Используйте игры на развитие тактильно-двигательных ощущений – поместите различные по форме и фактуре игрушки в мешочек и предложите малышу доставать их по одной, не спеша, нащупывая рукой. Не забывайте о безопасности и ни в коем случае не давайте ребенку предметы и игрушки, содержащие мелкие детали!

Распространено мнение, что игры, например, с фасолью или другими крупами безопасны, но врачи расскажут вам множество несчастных случаев, когда ребенок, проглотил такую «игрушку» и либо задохнулся, либо фасоль проросла в пищеводе. Поэтому используя в играх природные материалы, отдавайте предпочтение более крупным предметам. Подойдут, например (предварительно помытые), грецкий орех в скорлупе, сосновые шишки, морские ракушки.

Развиваем слух и зрение

Продолжайте практиковать музыкальную терапию для развития слуха у детей до года, так как ее положительное влияние не раз было доказано учеными. Беспокойным и возбудимым малышам полезно слушать мелодии в медленном темпе. Обычно это вторые части классических сонат и инструментальных концертов, к примеру, 2-я часть «Маленькой ночной серенады» Моцарта, дуэт Лизы и Полины из оперы «Пиковая дама» Чайковского. Для неактивных малышей, и крох с синдромом угнетения полезны вальсы из композиций Чайковского, маршевые мелодии, «Весна» из времен года «Вивальди». Также учеными отмечено, что мелодия со словами влияет на детей сильнее, чем мелодия без слов, а пение в живую в несколько раз лучше пения в записи.

Одним из лучших фонов для крохи служат звуки природы. Морской прибой, щебет птиц и шорох листвы оказывают благоприятное влияние на нервную систему и развитие слуха. У ребенка до года очень чувствительный слуховой аппарат, поэтому не забывайте, что звуки вокруг него не должны быть громкими. Стоит отметить, что самые простые занятия с погремушкой, бубенцами и музыкальными инструментами являются незаменимыми играми на развитие слуха. Помните о том, что и у такого безобидного мероприятия имеются противопоказания (предрасположенность к судорогам, внутричерепное давление, отит, тяжелое состояние малыша при заболеваниях).

Развитие зрения у ребенка до года – процесс не только естественный, но и частично зависящий от родителей малыша. Лучше всего если в окружении крохи будут присутствовать яркие контрастные цвета, предметы разных форм и размеров, например, разноцветные покрывала, вазы, цветочные горшки. Также вокруг кроватки можно развесить маленькие зеркала, яркие игрушки, фотографии и картинки. Например, фотографии родителей, распечатанные на листе А4 и повешенные на стену у кроватки успокоят малыша, создадут для него безопасное пространство. Учеными доказано: лицо человека – это то, что маленький ребенок любит рассматривать больше всего, а лица родителей запоминает уже с рождения.

Очень важно, чтобы кроватка малыша (или манеж, где ребенок будет находиться чаще всего) стояла в самом светлом месте. Развитие зрения продолжается 9 месяцев после рождения, и глазам необходимо воздействие света, чтобы формирование завершилось правильно. В противном случае возможны отклонения в развитии зрения ребенка.

Благоприятное влияние на развитие зрения до года оказывает частое выкладывание малыша на животик в первые месяцы жизни. Поиграйте с малышом в игры на развитие зрения: в игровой форме попытайтесь концентрировать взгляд карапуза на себе. Во время кормления наденьте разноцветные бусы или красочный платок, нарисуйте на одной стороне бумажной тарелки веселую рожицу, а на другой грустную и меняйте их местами. Ребенок с интересом будет наблюдать за этим процессом, а чуть подросшему малышу предложите игру в «повторялки» – улыбнуться вместе с мамой, показать язычок, похлопать в ладоши.


О развитии вкуса и пространственных отношений

Развитие вкуса у ребенка до года является также немаловажным аспектом восприятия для подрастающего человечка. Если у малыша будет правильная вкусовая ориентация на полезные продукты, то он будет здоровым и полным энергии. Вкусовые ощущения достаточно многогранны и на них влияют многие факторы: запах еды, ее консистенция, внешний вид.

Структура пищи зависит от возраста, поэтому для правильного развития вкуса у ребенка до года существует специальный календарь введения прикорма. Вводите прикорм правильно и делайте меню малыша разнообразным.

Используйте различные игры на развитие вкуса – учите запахи вместе с малышом. Предложите понюхать аромат какао, кофе, мыла, специй, а летом благоухание цветов и трав, обязательно проговаривая название исследуемого объекта. Подросшему малышу, возраст которого приближается к году, можно предложить игру «найди пару». Предложите карапузу три пары коробочек, внутри которых находятся, к примеру, листья мяты, зерна кофе или спонжик, смоченный в цитрусовом геле для душа, и попросите найти и показать, какие коробочки пахнут одинаково.

Развитие пространственных отношений у ребенка до года еще только начинает формироваться. Пространственные представления хоть и возникают рано, но являются более сложным процессом, чем различие свойств предметов. Ребенок не владеет какой-либо системой отсчета, поэтому пользуется чувственной системой, основанной на сторонах собственного тела. Существует множество дидактических и подвижных игр на развитие пространственных отношений у деток.

Следует отметить, что игры для развития пространственных отношений у детей до года основаны на методике формирования умения ориентироваться на собственном теле, т. е. это своеобразный этап подготовки, когда ребенок учит названия частей своего тела. Взрослый, в процессе общения с малышом, проговаривает действия: «Помоем правую ручку, помоем левую ручку», «наденем правый (а затем левый) носочек, шапочку на головку», а с подросшим ребенком играет в дидактические игры – «оденем куклу», «кукла моется», показываем и называем вместе части тела.

Сенсорное развитие детей до 1 года – занятие увлекательное как для малыша, так и для мамы. Главное – помнить о правилах безопасности и внимательно следить за малышом во время игр, тогда занятия пройдут интересно, весело и с пользой. Оградите ребенка от игрушек, имеющих мелкие детали и острые углы, а также веревки и ленты, в которых ребенок может запутаться. Существует множество методик по сенсорному развитию детей до 1 года. Однако, прежде, чем выбрать определенный способ развития для ребенка, следует внимательно изучить каждую и выделить все плюсы и минусы.

Методики раннего развития ребенка

Методика Домана

Методики Домана – серия восстанавливающих и обучающих упражнений как для здоровых детей, так и для малышей с задержками развития, направленные на активацию мозга через обучение.

Суть методик состоит в том, что ребенку показывают карточки с большими красными буквами, точками, картинками и словами на короткое время. Деткам до года демонстрируются карточки с разными рисунками и вслух произносятся названия изображенных на них предметов.

Каждую карточку следует показывать от 5 до 10 секунд. Занятия длятся не больше минуты, но должны повторяться несколько раз в день, с постепенно увеличивающимся количеством карточек. Обучение по методике Домана достигло поразительных результатов – детки с умственным отставанием научились бегло читать, а малыши, занимающиеся по программе с самого раннего детства становились нобелевскими лауреатами. Более того, отстающие малыши догоняли здоровых деток не только в умственном, но и физическом развитии!

Методика Лупан

Вдохновившись идеями Домана, любящая мама Сесиль Лупан решила развивать свою дочь на основе его методик. Однако со временем пришла к выводу, что обучение должно основываться на других принципах. В частности, на том, что учиться, ребенку должно быть легко и интересно, а занятия приносить радость как малышу, так и родителям.

Главная идея методики Лупан заключена в том, что ребенку необходимо внимание-интерес, а не внимание-опека, чтобы не заглушить творческое начало малыша и не вызвать ощущение нарушения личностных границ. Лупан пришла к выводу, что нужно развивать врожденные способности и интересы крохи, а не обучать его по строгим правилам и графикам.

Свои успехи в развитии дочек и методы их достижения Сесиль описала в книге «Практическое руководство «Поверь в свое дитя», разработав при этом серию игр и упражнений для развития детей.

По мнению автора важное место в развитии ребенка, занимает именно первый год его жизни, в течение которого необходимо развивать пять основных чувств малыша.
Для этого нужно чаще брать его на руки, все показывать, обо всем рассказывать и, главное, поддерживать телесный контакт: обнимать, целовать и гладить. Важно, проговаривать ребенку его и свои действия.

Для развития зрения стройте веселые гримасы, для слуха слушайте классическую музыку, пойте детские песенки и рассказывайте потешки.

Важное место в методике Лупан занимает физическое развитие детей до года. Необходимо создать максимально комфортные условия для стимулирования ребенком ползанья, а затем и ходьбы. Также Сесиль выделяет эффект от водных упражнений и, в частности, обучение плаванию. Некоторые мамы боятся учить плавать своих новорожденных карапузов, а напрасно, ведь у грудничков до 6 месяцев помимо сосательного также присутствует рефлекс задержки дыхания. Поэтому в книге Лупан найдется ряд упражнений для ныряния малышей, таких как «Торпеда», «Душ на лицо» или «Выплевывание воды».

Для детишек до года особенно важно, чтобы любое обучение проходило в виде увлекательной игры, считает Лупан. Так, например, она предлагает учить малыша новым словам или алфавиту в виде веселой песенки, а счету – путем собственных ответов на шуточные и забавные вопросы (например, «сколько слонов у тебя в кармашке?» - «ноль», «сколько больших мишек у нас на диване?» – один и т. д.)

Методика Железновых. Развиваемся под музыку

Одной из наиболее эффективных методик раннего развития слуха считается методика Железновых «Музыка с мамой», принцип которой состоит в подаче учебного материала в игровой форме. Мамам для занятий с ребенком по этой методике следует лишь заниматься со своим чадом под веселые мелодии, песенки и потешки.

Играйте, лепите, рисуйте, танцуйте и даже засыпайте под музыку и вы откроете необычайные способности малыша, о которых даже и не догадывались. Методика включает в себя серии с колыбельными, песенками-потешками и пальчиковыми играми.

Для самых маленьких предусмотрены такие сборники, как «Первые уроки» - для малышей от 2 месяцев до 2 лет, в которые входят песенки с элементом игры. Под эту музыку малыш будет хлопать в ладошки вместе с взрослыми, танцевать с мамой у нее на ручках и делать гимнастику. Для детей от 6 месяцев разработан сборник «Мамины уроки», который станет незаменимым помощником в общении с малышом. Забавные песенки-игры помогут маме накормить маленького гурмана, одеть, искупать, уложить спать, весело и задорно провести время со своим любимым карапузом.

Методика Ибука или после трех уже поздно

Одним из первопроходцев в изучении направления раннего развития детей стал Масару Ибука – японский предприниматель и один из основателей компании «Sony».

Масару Ибука считал, что умственные способности ребенка развиваются только первые три года жизни и именно в этот период малыш впитывает любую информацию, словно губка. Согласно методике Ибука до трех лет ребенка можно научить писать, читать и даже играть на скрипке.

Углубившись и более детально изучив эту тему, Ибука написал книгу «После трех уже поздно», в которой подробно раскрыл свою теорию о том, что «ни один ребенок не рождается гением и ни один – дураком».
Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга, которое напрямую зависит от того, что родители заложили в кроху с самого рождения.

Книга не дает практических советов о воспитании, а, скорее, отвечает на вопросы «зачем нужно раннее развитие и почему это важно для будущего». Итак, во что же поиграть с ребенком до года? Да во что угодно! Ибука считал, что большое количество игрушек не дает малышу развиваться правильно, поэтому в качестве развлечений японец предлагал использовать любые предметы, находящиеся дома (разумеется, которые не могут навредить ребенку). Предложите малышу плед или, к примеру, небольшую подушку и кроха сам с удовольствием найдет им применение, развивая фантазию. Также Ибука рекомендует рисовать с малышом пальцами, но не красками по бумаге, а просто пальчиками по гречке, рису или манке. Ребенку понравится такое занятие, а в процессе игры будет развиваться моторика и тактильные ощущения.

Методика Тюленева. Читать раньше, чем ходить

В еще более жесткие рамки ставит родителей педагог и социолог Павел Викторович Тюленев, разработавший «Методику интеллектуального развития ребенка» (МИРР).

Методика Тюленева МИРР представляет собой систему ускоренного обучения, охватывающую все области развития. Ранним развитием Тюленев считает возраст от 0 до 1,5 лет, от 1,5 до 2 – средним развитием, а возраст от 2 до 3 лет он называет «поздним ранним развитием». Если ребенок достиг трехлетнего возраста и еще не готов к школе, то он, по мнению Тюленева, является педагогически упущенным.

Обучающим материалом к методике предлагается использовать созданные автором обучающие игры и пособия, а также специальную азбуку МИРР. Следует отметить, что обучение деток по этой методике распланировано буквально по часам и разработки начинаются не только от момента рождения, а даже в перинатальном возрасте.

Для деток до года Тюленев разработал следующий ряд упражнений:

  • малышу до 2 месяцев следует показывать картинки с буквами, фигурами, орнаментами, а родители должны называть, что на этих картинках изображено;
  • с двух месяцев добавлять к картинкам изображения зверей и математические символы;
  • с четырех, по мнению Тюленева, малыша уже можно знакомить с законами физики, бросая игрушки разного размера на пол;
  • с пяти месяцев мама с малышом должны учиться извлекать звуки из музыкальных инструментов, например, бить палочками по ксилофону;
  • в 6 месяцев крохе должны быть предложены разнообразные открытки. Малыш будет с интересом их рассматривать, а мама рассказывать ему о том, что на каждой изображено.
  • с семимесячного возраста родители начинают заниматься с малышом изучением букв и составлением слов с магнитной азбукой.

Таким образом, принцип методики – не допускать, чтобы малыш напрасно терял время.

Система Никитиных- экзамен, проверенный жизнью

Система Никитиных направлена на воспитание здоровых, умных и самостоятельных людей. Основной идеей системы является «Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей». Никитины считали, что каждый ребенок рождается с колоссальными способностями ко всем видам деятельности. Однако для эффективного развития ума и тела нужны определенные условия и если таланты вовремя не нашли реализации, то их потенциал угаснет.
Поэтому основной целью родителей, по мнению Никитиных, должна быть помощь развитию ребенка. Основными принципами методики Никитиных являются свобода творчества и родительское неравнодушие к успехам и поражениям ребенка.

Также существуют две крайности воспитания, которые нужно избегать. Это в первую очередь «заброшенность» ребенка: общение родителей с крохой сводится только к исполнению потребностей – накормить, помыть, одеть – и обратная ей крайность – когда все свободное время малыша занято упражнениями, развлечениями, играми и у ребенка не остается времени для самого себя.


Никитины выпустили ряд книг, в которых подробно описывают свою систему развития, а также ошибки, допущенные в воспитании. Самой популярной игрой для малышей до года по методике Никитиных является «Рамки и вкладыши», состоящие из рамок и вкладышей в виде различных геометрических фигур. Играть в нее можно с 10 месяцев, а начинать обучение стоит с небольшого количества фигур (2-3), постепенно увеличивая количество. Малышу предлагается подобрать рамку к каждой фигуре. Игра не является исчерпывающей и дает возможность изменять задания по мере подрастания ребенка. Кстати, Никитины советуют не показывать ему правильное решение, а дать возможность найти верный вариант самостоятельно.

Литература:

1.Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения – М.: АО «Столетие», 1995 – 192 с.

2.Бауэр Т. Психическое развитие младенца. Пер. с англ. А.Б. Леоновой. –2-е изд. – М.: Прогресс, 1989. –319 с.

3.Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей. –М.:Просвещение: АО «Учебн. Мет », 1996. – 112 с.

4.И.М. Сеченов «Рефлексы головного мозга»

5.Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: Просвещение, 1992 –142 с.