Методика проведения утренников в детском саду. Подготовка к праздничным утренникам. Теоретические основы организации мероприятий для детей

Дворец детского и юношеского творчества Кировского района г. Донецка

Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики

Сборник

методика организации и проведения

выставок, концертов, конкурсов

и клубных дней

Составитель:

Бурлака С.Е. , методист.

Донецк – 2015

Сборник «Методика организации и проведения выставок, концертов, конкурсов и клубных дней»- Донецк: ИМК Дворца детского и юношеского творчества Кировского района г.Донецка. - 2015. - 20с.

Сборник является методическим пособием, в котором собраны материалы, являющиеся практическим руководством по проведению различных форм массовой работы с учащимися в учреждениях образования.

Сборник адресован педагогам учреждений дополнительного образования, педагогам-организаторам и заместителям директоров по воспитательной работе , руководителям кружков общеобразовательных школ.

Сборник утвержден к печати методическим советом ДДЮТ, протокол № 7 от

Составитель: Бурлака С.Е ., методист .

Ответственный редактор: Сокур О.А., методист .

4.

Методика подготовки и проведения конкурсных мероприятий………………………………………………………….

1 4

Приложение 1. Образец положения о конкурсе…………………...

Приложение 2. Образец формы заявки на участие в конкурсе…..

Приложение 3. Образец этикетки…………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

Образовательная деятельность детского объединения (кружка, студии, секции) дополнительного образования а также других учреждений образования не может ограничиваться лишь «текущим» учебным процессом, т. к. это может вызвать снижение интереса детей к занятиям и, как следствие, понижение общего уровня результативности работы.

Педагогу необходимо активно и продуманно использовать различные формы массовой работы учебной направленности с воспитанниками детского объединения. Это позволит:

    создать «ситуацию успеха» для каждого ребенка;

    показать результаты учебной работы;

    создать условия для сплочения коллектива;

    формировать у детей стремление радовать окружающих на доступном для них уровне;

    расширить границы учебного процесса.

Наиболее распространенными формами массовой учебной деятельности в системе дополнительного образования детей являются: выставки, концерты, клубные дни, состязательные мероприятия соревнования, конкурсы, фестивали, олимпиады и др.

Каждое из названных мероприятий имеет свое содержание, педагогическое значение, методику подготовки и проведения.

1. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫСТАВКИ

Этапы организации и проведения выставки:

1. определение темы, места и времени (периода) проведения выставки;

2. составление тематико-экспозиционного плана выставки;

3. подбор и оформление экспонатов выставки;

4. оформление выставки и сопутствующих материалов;

5. открытие выставки;

6. проведение выставки;

7. закрытие выставки;

8. последействие.

Рассмотрим подробнее работу на каждом из названных этапов:

1 этап:

При выборе темы выставки необходимо учитывать: календарный и учебный период, тему учебного года, актуальные задачи детского объединения и образовательного учреждения.

Выбор места проведения выставки зависит от темы и сроков ее проведения.

Местом проведения выставки могут стать: учебный кабинет, выставочный зал, коридор, холл первого этажа образовательного учреждения. Выставочные экспонаты могут располагаться в выставочных витринах, на стендах, в шкафах, на столах, стенах и т. д. Время проведения выставки может колебаться от нескольких часов до нескольких месяцев в зависимости от ее назначения.

2 этап:

Составление тематико-экспозиционного плана позволит максимально содержательно и организованно подготовить и провести выставку любого уровня.

Структура тематико-экспозиционного плана выставки:

1. Тема выставки.

2. Место проведения выставки.

3. Сроки проведения выставки.

4. Цели выставки.

5. Задачи выставки.

6. Композиционное построение выставки: композиционный центр выставки, принцип расположения экспонатов выставки, место расположения экспонатов выставки.

7. Тематика выставочных работ.

8. Тип выставочных работ и критерии их отбора.

9. Требования к оформлению выставочных работ.

10. Дополнительное оформление выставки: музыкальное сопровождение (фон), каталог выставочных работ, дополнительная информация (по теме выставки или о детских объединениях), эстетические дополнения.

3 этап:

Подбор выставочных экспонатов может осуществляться следующим образом:

    работы могут быть взяты у воспитанников детского объединения на период проведения выставки;

    может осуществляться систематический отбор выставочных работ (формируется выставочный фонд детского объединения);

    можно выполнить коллективные работы.

При отборе выставочных работ можно провести их конкурсное представление, а также коллективное обсуждение.

Правила оформления выставочных работ воспитанников детского творческого объединения: каждая работа должна иметь законченный вид, необходимое оформление (паспарту, эстетические дополнения, фон и т. д.), должна быть приложена этикетка со следующей информацией: название работы, фамилия и имя ребенка, его возраст, образовательное учреждение, название детского объединения, фамилия и инициалы педагога.

4 этап:

Прежде всего, необходимо помнить, что выставка организованное педагогическое мероприятие , способствующее решению целого ряда педагогических задач, а не украшение интерьера образовательного учреждения.

Выставка должна иметь: название, композиционный центр, необходимые информационные и литературные дополнения, эстетическое оформление, каталог.

Возможные варианты расположения выставочных работ:

    последовательно от простых работ начинающих воспитанников до сложных работ учащихся старших лет обучения, выпускников, а, возможно, и педагога детского объединения;

    композиционно, т. е. разные детские работы объединены по небольшим тематическим композициям;

    работы каждой учебной группы (или каждого детского объединения) могут быть расположены отдельно;

    работы могут быть сгруппированы по направлениям или видам деятельности.

5 этап:

Открытие выставки небольшой, но очень важный этап ее организации и проведения. Открытие может включать следующие элементы:

    вступительное слово педагога или администрации образовательного учреждения;

    презентацию содержания выставки, представление участников выставки;

    организационные вопросы (сроки и время работы выставки, платный или бесплатный вход и т. д.);

    экскурсию по выставке.

6 этап:

Проведение выставки можно организовать следующим образом:

    организовать дежурство учащихся детского объединения на выставке;

    подготовить экскурсии по выставке;

    организовать опрос мнений посетителей о выставке (книга отзывов, приз зрительских симпатий, голосование в какой-либо форме и др.).

Дополнением к выставке могут быть выступления творческих коллективов образовательного учреждения, театрализованные действа, соответствующие тематике выставки, музыкальное сопровождение и т. д.

7 этап :

Закрытие выставки (также как и открытие) имеет очень важное организационно-педагогическое значение, т. к. позволяет подвести итог не только данного мероприятия, но и определенного этапа работы с детьми.

Закрытие выставки может включать следующие элементы: вступительное слово педагога или администрации образовательного учреждения; подведение итогов выставки (можно отметить лучшие работы, активных учащихся, творческие находки детей); награждение участников выставки; заключительное слово педагога или администрации образовательного учреждения (о дальнейших перспективах выставочной деятельности детского объединения).

8 этап :

Этап последействия очень важен для дальнейшей работы с детьми:

это подведение итогов и определение перспектив на будущее. На этом этапе работы необходимо создать ситуацию успеха для каждого ребенка - участника выставки. Для этого можно провести награждение детей грамотами и призами, издать приказ с благодарностью учащимся от администрации за организацию и проведение выставки, сообщить в школу об успехах ребенка, организовать для участников экскурсию, включить информацию о выставке в летопись детского объединения.

2. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ КОНЦЕРТА

Основные этапы организации и проведения концерта:

1. определить тему (форму проведения) концерта;

2. определить дату, время и место проведения концерта;

3. составить программу или сценарий концерта;

4. просмотреть и отобрать концертные номера;

5. продумать текст конферанса и подготовить ведущих;

6. подготовить и распространить пригласительные билеты;

7. оформить и вывесить афиши;

8. провести репетицию концерта;

9. организовать и провести концерт;

10. последействие.

Рассмотрим подробнее работу на каждом названном этапе:

1 этап:

При определении темы (формы проведения) концерта необходимо учитывать: календарный и учебный период, актуальные задачи деятельности детского объединения (учреждения), тему учебного года, особенности аудитории.

2 этап:

Определяя дату и время проведения концерта, необходимо учесть:

    режим учебы школьников;

    день недели, выходные и праздничные дни;

    каникулярный период;

    возможность посещения концерта родителями;

    тему концерта.

Оптимальным для проведения концерта является время с 17 часов в рабочие дни и с 12-14 часов в выходные и праздничные дни. Местом проведения концерта может быть: концертный (актовый) зал, большая рекреация, холл первого этажа, большое крыльцо образовательного учреждения, открытая сцена на улице, большая уличная площадка.

3 этап:

При составлении программы или плана проведения концерта необходимо соблюдать следующие правила:

    концерт должен начинаться и заканчиваться «ярким» массовым номером;

    если концерт состоит из различных по жанрам и стилям номеров, начать нужно с «классики» и постепенно переходить к современной эстраде;

    нельзя ставить подряд однотипные номера;

    нельзя после массового номера, сопровождаемого громкой музыкой, ставить выступление солиста.

Следует также учитывать возраст участников концерта - начать концерт лучше с выступлений младших детей, а закончить выступлениями участников старшего возраста.

4 этап:

Концертные номера нужно просмотреть и отобрать необходимые заранее не менее чем за две недели до даты проведения самого концерта. До просмотра номеров необходимо ознакомить предполагаемых участников с проектом сценария, чтобы они заранее продумали тематику выступления.

При отборе концертных номеров нужно предъявлять к ним следующие требования: номер должен иметь законченный вид, соответствовать теме (форме) концерта; содержание номера должно соответствовать возрасту детей и уровню их подготовки.

5 этап:

Конферанс является необходимой и важной содержательной составляющей любого концерта. Конферанс позволяет: создать праздничное настроение; изложить необходимую информацию об участниках концерта и концертных номерах; дополнить концертные выступления тематической информацией; провести поздравление и награждение участников и гостей концерта; сгладить организационные недочеты при проведении концерта. В качестве конферансье на детские концерты лучше всего подготовить двух детей мальчика и девочку (юношу и девушку). Текст конферанса с ребятами нужно разучить заранее, а также проговорить возможные варианты действий ведущих в случаях организационных недоразумений в ходе проведения концерта. Важно обсудить с ведущими форму одежды, а также тщательно отрепетировать поведение на сцене.

6 этап:

Пригласительные билеты на концерт можно оформить на компьютере или пишущей машинке, а при необходимости и изготовить с детьми вручную. На таком билете необходимо разместить следующую информацию: личное обращение к приглашаемому, название концерта, дату, время и место проведения концерта, адрес, проезд и телефон места проведения концерта, краткую аннотацию концерта. Распространить пригласительные билеты в образовательном учреждении.

7 этап:

Афиша должна содержать следующую информацию: название концерта; дату, время и место проведения концерта; адрес, проезд и телефон места проведения концерта; краткую аннотацию концерта; условия посещения концерта (платно или бесплатно).

8 этап:

Репетиция необходимый этап организации концерта, позволяющий решать целый ряд организационных задач. В ходе репетиции следует: каждый включенный в программу концертный номер просмотреть на сцене; отрепетировать с каждым участником концерта выход и уход со сцены; прорепетировать, если предусмотрено, награждение участников концерта; проговорить с выступающими требования (во всех деталях) к форме сценической одежды; назначить время сбора участников концерта.

9 этап:

Правила организации концерта:

1. За 1-2 часа до начала концерта необходимо проверить место его проведения.

2. Необходимо назначить дежурство педагогов в зрительном зале, на сцене, за сценой, у входа в образовательное учреждение.

3. Программу концерта (краткий вариант) необходимо отпечатать в нескольких экземплярах и развесить у входа в зрительный зал, за сценой, на сцене.

4. Время сбора участников концерта необходимо назначить не менее чем за 30 минут до начала концерта.

5. Перед началом концерта нужно проверить организационную подготовку всех участников концерта, а также настроить их на предстоящее выступление.

6. Организатору концерта необходимо постоянно находиться на сцене, чтобы контролировать все происходящее на сцене и за сценой.

По окончанию концерта следует зайти к каждому детскому коллективу, чтобы поблагодарить всех детей и педагогов за участие (вне зависимости от качества выступления).

10 этап:

Этап последействия должен включать в себя: обсуждение ошибок и недочетов концертного выступления, исправление выявленных недостатков, определение перспектив концертной деятельности.

3. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ КЛУБНОГО ДНЯ

Клубный день специально организованное массовое мероприятие для учащихся детского объединения дополнительного образования, содержательно расширяющее тематику основного учебно-воспитательного процесса.

Содержанием клубного дня может стать интересная и необходимая информация, связанная с основной образовательной программой, но передача ее детям требует дополнительных условий (т. е. в основное учебное время не может быть полноценно изложена).

К таким дополнительным условиям можно отнести:

    длительное время на изложение информации (например, 30-45 мин.), тогда как на одном учебном занятии теоретическая часть не может превышать 25-30 минут;

    невозможность разделить информацию на отдельные части (например, при знакомстве детей с основными историческими этапами развития данного вида деятельности или обобщении различных направлений творчества);

    необходимость включения в беседу просмотра или прослушивания аудио или видеоматериалов, а также организации выставки или концертных выступлений;

    привлечение к работе с ребятами специалиста-практика в данном виде деятельности (например, известного спортсмена или тренера, композитора или музыканта-исполнителя, художника или скульптора).

Клубный день может быть не только познавательного, но и досугово-развивающего характера (например, киноклуб, клуб игр и затей, день рождения и т. д.). Педагогическое назначение таких клубных дней создание условий для содержательного досуга и общения воспитанников детского объединения.

Клубный день может стать мероприятием, содержание которого обобщает знания и умения, полученные детьми на занятиях (например, мастерская к празднику или выставка-рассказ). Назначение таких клубных дней дать детям возможность творчески применить полученные на занятиях знания, умения и навыки.

Примерная тематика клубных дней:

    клуб любителей или знатоков (музыки, книги, танца, живописи и т. д.);

    вечер (поэзии, музыки, танца и т. д.);

    мастерская (Деда Мороза, сувениров, Самоделкина и т. д.);

    игровой клуб;

    киноклуб (тематический, клуб любителей мультфильмов и т. д.);

    «Волшебный мир (цветов, игрушек, красок, музыки, танца и т. д.)»;

    «Наши (пернатые, домашние, четвероногие и т. д.) питомцы»;

    День рожденья (огонек, праздник и др.);

    встреча с интересным человеком.

Формы клубного дня:

    лекция-концерт (рассказ-концерт);

    выставка-рассказ;

    тематическая игровая программа;

    тематическая программа мультфильмов;

    мастерская;

    клуб;

    тематический вечер или утренник;

    устный журнал;

    игра-спектакль;

    «Огонек», праздник и др.

Методика подготовки и проведения клубного дня:

1. Определить регулярность проведения клубных дней детского объединения в течение учебного года;

2. Продумать тематику клубных дней на весь учебный год (составить годовой план работы клуба);

3. По каждому клубному дню продумать (при необходимости и уточнить) тему, дату, место и время проведения;

4. Определить форму проведения клубного дня;

5. Составить план (сценарий) проведения конкретного клубного дня;

6. Продумать оформление, озвучивание и оборудование клубного дня;

7. Составить план подготовки клубного дня, распределить обязанности;

8. Определить и подготовить ведущего клубного дня;

9. Подготовить и распространить пригласительные билеты;

10. Оформить и вывесить афишу (не позднее, чем за два дня).

Ход клубного дня:

    объявляется тема клубного дня, его основное содержание и участники;

    выступления по ходу клубного дня желательно иллюстрировать (аудиоматериалом, видеоматериалом, концертными выступлениями и т. д.);

    для активизации всех участников клубного дня можно включить в ход мероприятия викторину, творческое задание, работу в командах и т. д.;

    общее время проведения клубного дня (познавательно-развивающей тематики) не должно превышать 1 часа для младших школьников и 1 часа 20 минут для подростков и старшеклассников;

    завершить мероприятие можно чаепитием (если участников не слишком много);

    по окончанию клубного дня необходимо подвести итоги, поблагодарить всех участников клубного дня (выступающих, зрителей, помощников), отметить активистов.

4. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ

КОНКУРСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Педагогическое назначение конкурсных мероприятий:

    выявление уровня специальной подготовки детей в определенном виде деятельности;

    выявление и поддержка творчески одаренных детей;

    стимулирование творческой активности учащихся детских объединений дополнительного образования;

    поддержка творчески работающих педагогов дополнительного образования;

    организационная и моральная поддержка данного вида творчества.

Формы конкурсных мероприятий: соревнование (турнир), фестиваль, олимпиада, выставка-конкурс, конкурс детских работ (в определенном виде творческой деятельности), конкурс юных исполнителей (солистов, ансамблей, массовых коллективов), смотр-конкурс, тематический конкурс или фестиваль, конкурс мастерства.

Уровни организации и проведения конкурсных мероприятий: международный, региональный, городской, районный, учрежденческий, конкурсное мероприятие в рамках одного детского объединения.

Основные этапы организации и проведения конкурсного мероприятия:

1 этап : создание инициативной группы, определение уровня и тематической направленности конкурсного мероприятия, определение его организаторов;

2 этап : разработка положения о конкурсном мероприятии (см. далее);

3 этап : рассылка положения предполагаемым участникам конкурсного мероприятия;

4 этап : организация и проведение организационных и методических мероприятий (собраний, консультаций, мастер-классов и т. д.) для педагогов будущих участников конкурсного мероприятия;

5 этап : сбор заявок на участие в конкурсном мероприятии;

6 этап : составление плана проведения конкурсного мероприятия (графика просмотра или прослушивания, плана конкурсной выставки и т. д.), формирование состава жюри;

7 этап : организация контактов с участниками конкурса и решение организационных вопросов;

8 этап : организация и проведение основных конкурсных мероприятий (просмотров, прослушиваний, выставочных показов, состязательных мероприятий и др.);

9 этап : подведение итогов конкурса, определение победителей конкурсного мероприятия;

10 этап : организация и проведение итоговых мероприятий (гала-концертов, показательных выступлений и т. д.), награждение победителей;

11 этап : организация и проведение методических мероприятий для педагогов участников конкурсного мероприятия (анализ итогов конкурсного мероприятия).

Дополнительные действия в ходе организации и проведения конкурсного мероприятия:

    на детских конкурсных мероприятиях обязательно должны присутствовать дети: они могут быть просто зрителями, а могут участвовать в работе детского жюри или выбирать лучшего участника конкурса в номинации «Приз зрительских симпатий»;

    для привлечения внимания к конкурсному мероприятию необходимо за несколько дней до его проведения вывесить афишу, распространить пригласительные билеты (обязательно нужно отправить пригласительные билеты всем членам инициативной группы данного конкурсного мероприятия, а также руководителям органов образования и местной администрации);

    место проведения конкурса следует оборудовать и оформить в соответствии со спецификой данного конкурсного мероприятия;

    подведение итогов конкурсного мероприятия и награждение лучше проводить в отдельный день, а вручение призов и подарков сочетать с показательными выступлениями победителей;

    в дипломах победителей конкурсного мероприятия обязательно нужно указать не только фамилию и имя ребенка, но и название образовательного учреждения и детского творческого объединения, а также фамилию и инициалы педагога.

Структура положения о конкурсном мероприятии (приложение 1):

    Название конкурса (профиль, тематика).

    Инициаторы проведения конкурса.

    Организаторы конкурса.

    Цели конкурса.

    Задачи конкурса.

    Сроки проведения конкурса.

    Сроки подачи заявок на участие в конкурсе.

    Участники конкурса.

    Программа конкурса.

    Требования конкурса.

    Подведение итогов конкурса и награждение.

    Состав жюри конкурса.

    Контактный телефон.

Приложения к положению о конкурсном мероприятии (приложение 2):

1. Форма заявки на участие в конкурсе:

    название конкурса;

    номинация конкурса;

    исполнитель (фамилия и имя ребенка (название коллектива), возраст (дата рождения), образовательное учреждение (школа, класс, год обучения);

    конкурсная программа (название работ, исполняемых произведений);

    педагог (фамилия, имя, отчество полностью);

    контактные телефоны педагога (рабочий и мобильный);

    дополнительные данные (при необходимости).

2. Образец этикетки (для работ изобразительного, декоративно-прикладного и технического творчества(приложение 3):

    название работы;

    исполнитель (фамилия и имя ребенка, его возраст);

    образовательное учреждение;

    детское объединение;

    педагог (фамилия, инициалы).

В заключение данного методического пособия необходимо отметить, что чем более разнообразной по содержанию и форме будет образовательная деятельность детского объединения учреждения дополнительного образования (школы), тем более интересными и результативными будут занятия для учащихся.

Приложение 1

Образец положения о конкурсе

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении районного конкурса-выставки детских работ по художественному вязанию «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»

Районный конкурс-выставка детских работ по художественному вязанию проводится среди обучающихся коллективов «Художественного вязания» учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ.

ЦЕЛЬ КОНКУРСА:

    развитие и стимулирование творческих способностей и мастерства юных умельцев художественного вязания;

    поиск и поддержка талантливой молодежи.

УЧАСНИКИ КОНКУРСА:

В районном конкурсе-выставке детских работ по художественному вязанию «Волшебный клубочек» могут принимать участие обучающиеся студий, кружков общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования следующих возрастных категорий:

I возрастная категория 8-11 лет;

II возрастная категория 12-14 лет;

III возрастная категория – 15-18 лет.

УСЛОВИЯ КОНКУРСА:

Конкурс проводится в двух номинациях : вязание спицами, вязание крючком.

На рассмотрение жюри предоставляются работы:

    салфетки, скатерти;

    игрушки, художественные композиции;

    аксессуары (сумочки, шарфики, перчатки, шапочки, воротнички, митенки и т.д.);

    вязаные украшения (браслеты, цветы, бусы, серьги и т.д.).

Конкурсные работы должны иметь завершенный экспозиционный вид и сопровождаться этикеткой (размер 8 х 5 см), которая заполняется согласно требованиям (наименование работы, техника выполнения, Ф.И.О. автора, возраст автора, название учреждения, Ф.И.О. руководителя).

Праздник - это вид совместной деятельности детей ивзрослых, обладающий большим образовательно-развивающим потенциаломи решающий сразу целый комплекс образовательных задач.

Праздники входят в перечень форм работы с детьми, который размещается в организационном разделе основной образовательной программы дошкольного образования образовательной организации.

В настоящее время праздники становятся мероприятиями, а не особыми событиями в жизни детей. Поэтомусегодня необходимо уделитьособое внимание культуре проведения праздников.

Авторы образовательной программы «Березка»(С.А. Трубицына.В.К. Загвоздкин, О.Ю. Вылегжанина, Т.В. Фишер, Т.А. Иконникова, К.И. Бабич) считают, что «праздники - это неотъемлемая часть культуры народов. Они возникли не случайно, поскольку являются выражением потребности людей в том, чтобы в их жизни присутствовало что-то, выходящее за рамки повседневного, сиюминутного и связывало бы их жизнь с чем-то более высоким, чем круг повседневных забот. Кругооборот года, значительные,выдающиеся события в истории той или иной человеческой общности: семьи, народа, целой культуры или каких-либо других общностей, - во время праздника оживают вновь в одухотворенной форме. Так образуется память поколений: культурная, национальная, религиозная, семейная и даже индивидуальная идентичность (Дни рождения). В ходе праздника все участники становятся причастными к особым событиям прошлого, продолжающего жить в настоящем.

Участие в праздниках является естественным способом приобщение детей к культуре, традициям, национальным и духовным ценностям. Органично вплетаясь в повседневный уклад жизни, праздник становится Событием, своеобразным итогом, к которому заранее готовятся и дети, и взрослые, и отзвук которого еще долго продолжает жить в памяти всех участников».

Праздники, которые отмечаются в дошкольных учреждениях, имеют свои цели и задачи. Конечно, самое главное — это создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем, сформировать праздничную культуру: рассказать им о традициях праздника, его организации, правилах приглашения гостей и гостевом этикете. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству; на основе этого интереса формируются их моральные и нравственные качества, художественный вкус. Деятельность в предпраздничные дни и в момент празднования какого-либо события сплачивает детей и взрослых, между которыми возникает полезное сотрудничество. Важно, чтобы ребенок не был пассивным созерцателем, наблюдателем и слушателем. Педагоги должны дать выход детским стремлениям; способствовать желанию ребят участвовать в играх, танцах, инсценировках, принимать активное участие в процессе оформления зала, группы и других помещений детского сада. Это обеспечивает социализацию ребенка, формирует активную позицию и приобщает к человеческой культуре, традициям и обычаям русского народа.

Можно выделить следующие виды праздников:

Календарные, связанные с определенным временем года: Осенний праздник, праздник весны и т.д.

Государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.;

Международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;

Бытовые и семейные: день рождения, выпуск в школу, Праздник группы и т.д.

Праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить детям радость, например, «Праздник Мыльных пузырей» и т.д.

При организации праздников как особого вида использования свободного времени следует соблюдать принципы, которые характерны для русского досуга, — душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие их творческих сил, выражение коллективного строя жизни, состояние всеобщей гармонии.

Для того чтобы сформировать праздничную культуру, взрослые должны вызвать у ребенка интерес к предстоящему празднику, наметить совместные действия всего коллектива дошкольного учреждения и детей так, чтобы предстоящий праздничный день прошел весело и интересно.

Основную идею праздника следует доносить до детей в образной форме, а его содержание должно позволить каждому ребенку проявить творческую инициативу в разнообразной художественной деятельности. Взаимосвязь различных видов искусства (музыки, поэзии, изобразительного искусства, танцев, театрализованной деятельности) обогащает эмоциональную атмосферу праздника, развивает у детей эстетические чувства и эстетическое мировосприятие. Музыка, являясь ведущим компонентом праздника, объединяет все виды искусства, способствует созданию у детей настроения, соответствующего тематике праздника.

Детский праздник может проводиться в разных формах:

Утренника, во время которого дети исполняют заранее выученный репертуар в соответствии с темой праздника - стихи, песни, танцы, игры и т.п.;

Как музыкально-литературная композиция или театрализованное действие на основе определенного сюжета, например, сказочного;

Праздничного концерта, в котором основными участниками становятся дети совместно со взрослыми (педагогами и родителями);

Комплексных или тематических занятий, например, День защитника детей, День защитника отечества и др.;

Спектакля на основе литературного или музыкального произведения;

На основе фольклорного материала, при проведении которых важны знания детей о народных традициях;

Экскурсий с выступлениями детей, например, Международный день музыки в музыкальной школе и др.

Степень участия детей в празднике также различна: в одних случаях дети принимают самое активное участие, выступают с отдельными номерами, участвуют в играх, хороводах, аттракционах, например, в Новый год, в Международный женский день, праздник выпуска в школу. В других - взрослые выступают главными исполнителями, например, в фольклорных праздниках, День победы и др.

Праздники не должны напоминать показательные отчетные мероприятия, предназначенные для демонстрации родителей достижений воспитанников. Родителей и других взрослых членов семей воспитанников необходимо вовлекать в процесс подготовки и проведения праздников.

Подготовка и проведение праздников требует четкой организации действий всех его участников.

В первую очередь следует продумать программу праздника. В ее составлении принимают участие все члены педагогического коллектива, но особая роль отводится музыкальному руководителю и воспитателям возрастной группы. Они должны из разученного музыкального репертуара отобрать те произведения, которые наиболее ярко и образно исполняются детьми, затем выстроить их в определенной последовательности, включая стихотворения, инсценировки, аттракционы и сюрпризы.

В программе праздника необходимо предусмотреть все: продолжительность, темп выступлений, чередование номеров, соотношение детского и взрослого участия, чтобы композиция носила целостный, стройный характер, не переутомляла детей.

Программу составляют таким образом, чтобы в нее можно было внести изменения. Обсуждается и утверждается программа на методическом совете, где уточняются обязанности членов коллектива, выбирается ведущий, который изучает программу праздника, посещает занятия, учит песни и танцы. Ведущий, музыкальный руководитель и воспитатель вместе обдумывают программу праздника, расположение детей, последовательность детских выступлений и сюрпризных моментов.

Педагоги должны руководствоваться разумным подходам к организации праздника, продумывая заранее и планируя все этапы подготовки. При этом не следует забывать о том, что праздник проводится, прежде всего, для детей, для того, чтобы доставить им радость.

К сожалению, иногда подготовка сводится к бесконечным репетициям, что отрицательно сказывается на ходе самого праздника: у детей пропадает интерес, появляются безразличие и скука. Репетиции, как правило, не нужны, если ведется планомерная последовательная педагогическая работа.

Перспективное планирование позволяет без спешки подготовиться к празднику. Праздничный музыкальный материал включается в музыкальные занятия за 1,5-2 месяца до праздника. Распределение музыкального репертуара позволяет спокойно, без спешки и переутомления детей подготовиться к празднику, разучить с ними весь необходимый материал.

Если в празднике участвуют не одна, а две близких по возрасту группы, достаточно одной-двух сводных репетиций, продолжительность которых не должна превышать в среднем 15 минут. На таких репетициях исполняются лишь общие песни, пляски и построения. Остальной репертуар разучивается на занятиях по подгруппам или индивидуально.

Очень важна в процессе праздника роль ведущего. Он как бы объединяет детей и взрослых, создает хорошее настроение, быстро ориентируется в том, что происходит, и оживляет весь праздник. Ведущий должен владеть хорошей литературной речью, уметь шутить и, что особенно важно, быть эмоциональным и находчивым, искренним, веселым, естественным и жизнерадостным. В роли ведущих могут выступитьи дети старших группах вместе с музыкальным руководителем. На праздниках для детей младшего дошкольного возраста в качестве ведущих можно использовать игрушку, игровой персонаж (или несколько игровых персонажей), которые озвучиваются взрослым.

Очень важно привлекать детей к оформлению зала и группы, использовать их рисунки, поделки. Это способствует воспитанию художественного вкуса, развитию интереса к продуктивной деятельности (рисованию, аппликации, конструированию, оригами и т.д.).

При оформлении помещения к празднику следует помнить об основных правилах. Дизайн должен:

отвечать содержанию праздника, быть художественным и понятным для детей;

развивать художественно-эстетический вкус;

создавать радостное настроение, вызывать чувство интереса к предстоящим событиям.

При подготовке к празднику нужно обеспечить выполнение санитарно-гигиенических правил (уборка помещения, организация праздничного обеда). Кроме того, желательно, чтобы в дошкольном учреждении в этот день были праздничный завтрак, обед и полдник. Это позволит сформировать у детей навыки соблюдения правил этикета праздничного «застолья», в соответствии с которыми положено, чтобы стол был покрыт скатертью, празднично сервирован и т.д.

Среди практиков существует мнение, что лучше не приглашать на праздник родителей, так как дети в этом случае чувствуют себя спокойнее. Это спорный вопрос, и он может быть решен положительно, если в группе назначен карантин в связи с инфекционной болезнью. В других случаях лучше, если на праздники будут приглашены гости, которые станут активными участниками веселья. Совместные переживания детей и взрослых сближают их; родители узнают о способностях и возможностях своего ребенка и в будущем смогут помочь ему стать интересным и активным школьником. В свою очередь дети чувствуют, что их любят, родители заботятся о них, интересуются ими и стремятся помочь.

Музыкальный руководитель, воспитатель и руководитель дошкольного учреждения обязательно проводят перед праздником предварительную работу с родителями. В беседах они обращают внимание мам, пап, бабушек и дедушек на то, что не все дети на праздничном утреннике читают стихи: существует очередность, и в течение года каждый ребенок обязательно выступит персонально. Кроме того, часто родители приходят на праздник с видеокамерой и иногда мешают общему веселью своим некорректным поведением. Желательно поручить одному из родителей (сотрудников), владеющему технологией видеосъемок, осуществить видеозапись праздника, а затем остальные родители смогут переписать ее для себя. Родители могут помогать в пошиве костюмов для детей, в приобретении подарков, оформлении залаи т.д.

Праздник имеет для детей очень большое значение, поэтому важно серьезно, вдумчиво отнестись к его содержанию. Весь отобранный материал должен быть доступен детям; следует учитывать возможности каждого ребенка и группы в целом и не перегружать праздник трудными произведениями; помнить, что праздник проводится для детей, и они являются его активными участниками. При составлении сценария праздника на любую тему нужно обеспечить:

яркое и торжественное начало праздника;

развертывание сюжета праздника, где отражается основная идея,
предусматриваются детские выступления, инсценирование сказок,
сюрпризные моменты, игры, песни, танцы, чтение стихов, которые
идут по линии увеличения эмоционального подъема;

кульминацию, в конце которой, как правило, вручаются подарки,
которые всегда усиливают эмоциональное состояние детей (их следует раздавать быстро, но без суеты, сохраняя хорошее настроение).

Музыкальный руководитель, воспитатель или педагог продумывают, где дети будут сидеть, переодеваться, где будут расположены праздничные атрибуты. Все должно быть рассчитано так, чтобы праздник не затягивался по «техническим» причинам.

Праздники можно проводить в утреннее время (младшая и средняя группы) или во второй половине дня (старшие группы). Их продолжительность в старших группах составляет 45-50 минут , в младшей и средней группах — 30-35 минут. Достаточно сложно объединить на утреннике детей разных возрастов (малыши быстро утомляются, им тяжело принимать участие в праздниках, где действие длится 50-60 минут).

Структура праздника:

  • танцы народные (хороводы, переплясы, пляски), бальные, современные;
  • пение: хоровое, сольное, дуэт;
  • художественное слово;
  • инсценирование стихов, сказок;
  • постановка пьес: детская опера, музыкально-пластический спектакль;
  • шутки, репризы, сюрпризы;
  • игры (подвижные, музыкальные и др.);
  • игра на детских музыкальных инструментах;
  • оформление зала;
  • привлечение родителей.

При составлении сценария и отборе произведений для исполнения следует использовать песни, танцы, игры, которые дети хорошо знают, а при исполнении получают удовольствие. При подборе песен надо учитывать направленность праздника. Сейчас появилось очень много произведений современных композиторов, но не всегда их песни по своей музыкальной фактуре доступны детям, не имеющим достаточных певческих навыков. Целесообразнее подбирать более простые по музыкальной фактуре песни, чтобы дети смогли их исполнить на высоком уровне. Их количество зависит от сценария праздника: в среднем не более 4-5 песен.

Особое внимание следует уделить использованию на празднике аудиозаписей. Чрезмерное количество фонограммы отрицательно сказывается на формировании детского слуха, так как нередко записи бывают низкого качества. Кроме того, каждое произведение записано в авторском исполнении, и не всегда дети могут почувствовать, как следует его исполнять, а воспитатель вынужден при помощи счета, движений рук, голосом помогать им.

На праздниках лучше всего использовать «живую» музыку . Музыкальный руководитель чувствует не только исполняемое музыкальное произведение, но и то, как дети передают его голосом или движением. При этом дети чувствуют себя раскованно, более музыкально исполняют произведение. Живое исполнение положительно влияет на формирование музыкального вкуса.

Использовать аудиозаписи нужно умеренно , осторожно и грамотно в начале или конце праздника, при выходе сказочных героев, роли которых исполняют взрослые, в сюрпризных моментах.

Включая в сценарий праздника выступления взрослых, следует помнить, что праздник — это не спектакль, а общее веселье, где активность принадлежит детям. Воспитатель может исполнить только ту роль, которая недоступна ребенку по своей сложности исполнения, например, роль Бабы Яги, Карлсона, Мэри Поппинсе и др. Исполнение роли взрослым должно быть эмоциональным и художественным, чтобы дети получили яркое впечатление от сказочного героя.

Особое внимание следует уделить играм и танцам . Очень интересны для детей игры, в которых присутствуют соревновательные моменты, участвуют взрослые, мамы, папы, старшие сестры и братья. Используя игры, нужно помнить, что они являются частью сценария и должны сочетаться с содержанием праздника. В программу обязательно входят пляски, хороводы, народные и бальные танцы. Их направленность зависит от содержания праздника. На практике педагоги часто используют старинные и современные танцы. Необходимо провести предварительную работу по ознакомлению детей с содержанием танца, его основной идеей и затем — детально отработать движения и продумать костюмы для танцующих. Сольные танцы, которые исполняются взрослыми, будут ярким сюрпризом для детей. На праздниках, как правило, исполняется два общих танца и в зависимости от сценария два-три сольных . Следует помнить, что дети любят играть и танцевать вместе со взрослыми, при этом веселье становится всеобщим.

При выборе стихов надо помнить, что длинные, трудные стихотворения не украшают праздник, а чаще всего затягивают его и вносят скуку. Стихи должны быть небольшими, соответствующими содержанию праздника и возрасту детей, высокохудожественными . Использование в праздничной программе инсценированных сказок, рассказов, пьес, стихов вносит в действие элемент театрализации. В театрализованных представлениях обязательно должны участвовать дети. Их непосредственность, искренность и увлеченность исполнения украшают праздник.

Музыка играет важную роль на празднике, и чем выше её качество, тем выше художественная ценность праздничного действа. При отборе репертуара педагог руководствуется задачами воспитания художественно-эстетического вкусадетей, приобщения их к музыкальной культуре. Значение музыкальной классики в данном случае невозможно переоценить. Классические произведения украшают и возвышают любой праздник, духовно обогащают впечатления детей ивзрослых. Используя эталонные образцы музыки, педагог отбирает произведения, доступные дошкольникам по эмоциональному содержанию, по продолжительности звучания, по стилю, соответствующему идее праздника.

Проверенные временем песенные, танцевальные композиции являютсяосновой праздничного репертуара, создают чувство уверенности у детей, помогают решать много воспитательных задач. Музыка Д. Кабалевского, Т. Попатенко, И.И. Красева, В.П. Герчик, Ю.М. Чичкова, А.Е. Крылатова, В.Я. Шаинского, А.Д. Филиппенко и многих других известных композиторов составляет неотъемлемую часть художественной культуры дошкольников и занимаетдостойное место в репертуаре детского сада.

Недопустимо использование классических произведений в электронной обработке. Это портит эстетический вкус детей и разрушает их представления о подлинном звучании.

Грамотное исполнение музыкального репертуара взрослыми и детьми - необходимое условие воспитательного воздействия праздника. Музыкальный руководитель обеспечивает полноценное звучание музыкальных произведений, их художественное исполнение. Он должен внимательно отнестись к вступлению к песне и танцу, чтобы настроить детей на выразительное исполнение. Нельзя искажать темп, нюансировку и т.д.

При проведении праздников в каждой группе важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Для детей раннего возраста нежелательно появление сказочных персонажей в масках, загримированных, с неестественными голосами - в этом возрасте дети могут сильно испугаться такого персонажа, что может привести к стойкой неприязни к праздникам и театру в дальнейшем.

Для детей младшего возраста нужно подбирать простую по содержанию сюжетную историю, не «перегруженную» эмоционально, без «страшных» персонажей (Бабы-Яги, Волка и т.д.).

Старшим детям появление «страшной» Бабы-Яги или Волка уже не страшно всерьез, скорее оттеняет общую атмосферу веселья. Тем не менее, для всех детей дошкольного возраста недопустимо использование в празднике пугающих или вызывающих отвращение масок, грима, инфернальной символики, неожиданных, слишком «сильных» спецэффектов (полное выключение света, неожиданные вспышки, взрывы и пр.). Также важно знать индивидуальные особенности и возможные страхи каждого ребенка в группе (например, боязнь громких звуков) и учитывать это, планируя праздник. Ведь праздник только тогда Праздник, когда он в радость всем маленьким участникам без исключения.

В начале учебного года для детей дошкольного возраста проводится «Праздник осени». Он может сопровождаться исполнением фольклорного материала, звучанием классических и народных произведений.

Особое место среди них занимает праздник Нового года , один из самых любимых детьми. Это сказочный, полный волшебных превращений праздник, сулящий дошкольникам немало волнующих неожиданностей.

В основу новогоднего сценария берется новогодний сюжет, в котором участвуют добрые (зайцы, белки, снеговик, и др.) и злые (лиса, волк, Баба-Яга) силы. Между ними постоянно возникает конфликт. Это придает остроту происходящему действию, вызывает у детей бурные эмоции. Желание помочь добрым героям.

Центр новогоднего празднества — сверкающая огоньками и игрушками елка. Красота ели обычно настолько захватывает детей, что праздник может начинаться только с нее. Под веселую музыку дошкольники вместе с воспитателем входят в зал и рассматривают елку, ее праздничный наряд. Обойдя ее несколько раз, они рассаживаются на свои места. Они поют веселые песни, водят хороводы вокруг елки.

Елку лучше поставить не в центре зала, а ближе к центральной стене, так как почти все игры и выступления детей проходят перед елкой.

Укрепление елки и развешивание электрических лампочекпоручаетсяспециалисту. Елка должна быть достаточно ярко освещена. Светящиеся огоньки, фонарики очень радуют детей, придают елке особую прелесть.

Для оформления зала к новогоднему празднику не требуется никаких специальных декораций. Елка должна оставаться в центре внимания детей. Но иногда, исходя из содержания сценария, приходится делать добавочное оформление, например домик Снегурочке, берлогу медведю и т. д.

Елочные украшения надо повесить так, чтобы дети могли лучше разглядеть: на более низких ветках - сюжетные игрушки, на более высоких - блестящие украшения, стеклянные шары, бусы и т. п.

Самое главное начинается с появления Деда Мороза и Снегурочки. Они приносят с собой шутки, забавы, игры, загадки, сказочные чудеса. Не нужно, чтобы Дед Мороз был в зале с самого начала праздника, так как это снижает у детей интерес к нему, утомляет их. Деду Морозу лучше появиться тогда, когда пройдет примерно третья часть утренника.

На празднике у ребят до 3-х лет, роль Деда Мороза желательно поручить воспитателю: воспитатель лучше сумеет найти подход к малышам. Иногда малыши пугаются Деда Мороза. Поэтому воспитатель может наряжаться в шубу Деда Мороза в группе, в присутствии детей. Так же можно не использовать бороду в костюме Деда Мороза.

Для детей младших групп хорошо сначала показать детям Деда Мороза издали. Например, музыкальный руководитель, который пришел в групповую комнату звать детей на праздник елки, «замечает» за окном во дворе Деда Мороза. Он говорит об этом детям и предлагает им подойти к окну, поздороваться с Дедом Морозом и пригласить его к себе на праздник. Дети издали без боязни рассматривают Деда Мороза и зовут его в гости. Затем они идут в зал, осматривают елку, поют песни, танцуют. В положенное по сценарию время Дед Мороз входит в зал, и праздник продолжается.

Взрослый в роли Деда Мороза должен руководствоваться сценарием, который ему предлагает музыкальный руководитель, а не «навязывать свои шаблоны и заготовки», потому что только педагог знает особенности, способности и возможности детей конкретной группы, в которой проводится праздник.

Рекомендуется не увлекаться большим количеством отрицательныхперсонажей на празднике. Желательно, чтобы их было не более двух. Даже одного отрицательного персонажа достаточно, чтобы придать сценарию динамизм, яркость и остроту. Драматургия праздника только выиграет, если в концедети растопят ледяное сердце Снежной королевы, научат Несмеяну улыбаться,перевоспитают Бабу Ягу и т.д.

При отборе персонажей и составлении сценария важно не забывать о нравственной составляющей, о том, что важно научить ребёнка радоваться со всеми,приобщить к красоте и доброте.

Раздачу подарков нужно провести занимательно, с элементом неожиданности, но не следует вносить излишней пышности, ненужных эффектов.

После проведения новогоднего утренника елка в зале стоит еще несколько дней, и дети всех групп приходят полюбоваться ею и повеселиться возле нее. Перед тем как разобрать елку, устраивают прощанье с елкой. Дети двух-трех групп собираются в зале, поют новогодние песни, водят хороводы, играют и пляшут, повторяют некоторые номера, которые исполнялись на утреннике; причем часто выступают те дети, которые не участвовали в этих номерах на празднике.

Праздник «День защитника Отечества» может быть проведен в форме комплексного занятия, утренника или концерта, участниками которого могут быть дети и взрослые: воспитатели, родители-военнослужащие.

Международный женский день 8 марта также является одним из самых любимых праздников. К нему дети для мам готовят подарки - праздничные открытки, открытки, аппликации и др. Праздник обычно проводят в форме концерта. Можно составить сценарий на основе веселых состязаний и конкурсов, в которых будут участвовать и дети, и их мамы и бабушки.

В подготовительной к школе группе в конце учебного года празднуется традиционный праздник проводов детей в школу - «До свидания, детский сад!» В сценарии широко представлена тема школы, предстоящего обучения. Дети показывают свою готовность к школьному обучению. Сотрудники детского сада и дети младших групп поздравляют выпускников.

Анализируя качество проведения праздника необходимо учитывать следующее:

  • деятельность детей во время праздника, их самочувствие, эмоциональное состояние, степень активности и заинтересованности, качество выступлений;
  • деятельность музыкального руководителя и воспитателей, их профессионализм в составлении сценария, умение распределять роли с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, степень и характер взаимодействия друг с другом и детьми; качество используемого музыкального репертуара, его доступность, художественность и соответствие тематике праздника; качество исполнения музыкального репертуара;
  • организационные моменты праздника, согласованность работы всего педагогического коллектива при подготовке и проведении праздника;
  • праздничное оформление зала.

Очень важно провести проводы праздника, когда в музыкальном зале оставляют оформление, костюмы и атрибуты для игр, инсценировок. Дети по желанию могут повторить песни, хороводы, аттракционы, которые им понравились.

Материал праздника можно использовать в развлечениях, в процессе самостоятельной музыкальной деятельности или в процессе проведения дети старшего дошкольного возраста концерта для малышей. Это позволяет закрепить праздничные впечатления, еще раз получить удовольствие от выступления.

Список используемой литературы:

1. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста». - Дубна:Феникс+, 2014

2. ПрасловаГ.А. «Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005

3. ЗацепинаМ.Б., АнтоноваТ.В.«Праздники и развлечения в детском саду», М.: Мозаика-Синтез, 2006

4. Зацепина М.Б. «Культурно-досуговая деятельность в детском саду», М.: Мозаика-Синтез, 2005

5. Радынова О.П.,Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. «Музыкальное воспитание дошкольников», М.: Издательский центр «Академия», 2000

6. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. «Воспитание ребенка-дошкольника развитого, образованного, самостоятельного инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного», М.: «Гуманитарный издательский центр Владос», 2004

7. Мерзлякова. С. И.«Для кого в ДОУ праздник?», журнал «Обруч», 1999г., № 4

8. Материалы из сборника «Подарите детям праздник», М.: «Издательский дом Воспитание дошкольника», 2012

Праздник есть художественная организация общественной жизни, в которой все концентрированно, все сжато, все приобрело эффективную волнующую форму (А.В.Луначарский).

Праздник – своеобразная форма организации жизни и деятельности коллектива, которая имеет большое воспитательное значение, так как знакомит воспитанников с жизнью своего края, страны, обогащает яркими образными впечатлениями, вносит в жизнь коллектива радость, дает возможность весело и культурно отдохнуть. Подготовка и проведение праздника активизируют детей, повышают общий тонус жизни и тем самым оказывают благоприятное воздействие на качество всей учебно-воспитательной работы.

Праздник – это ожидание завтрашней радости, взаимное обогащение, проявление творчества, впечатления и открытия. Включаясь в подготовку праздника, младшие школьники обязательно узнают что-то новое, их кругозор расширяется, духовная жизнь обогащается. Торжественность, эмоциональная насыщенность, красочность театрализованных представлений и праздников формируют морально-эстетические чувства: радость, гордость, восхищение, восторг. Долг педагога – ввести детей в мир духовных ценностей, научить удивляться многоцветью жизни, получать наслаждение от общения с искусством. При этом, чем шире используемая педагогом палитра средств воспитания, тем насыщеннее и содержательнее общение педагога с воспитанниками, тем чище атмосфера в коллективе: у ребят есть общие заботы, переживания, им есть о чем поговорить, обсудить, есть чему поучиться у других. Впечатление, – писал Ш.А.Амонашвили, – это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребенка, и потому нужно, чтобы оно было добрым и возвышающим.

Одно из основных условий успешного проведения праздника является четкая его организация.

Для проведения праздника создается комиссия (совет дела), которая не позже чем за месяц до праздника составляет подробный план его проведения. В плане должен быть отражен весь ход подготовки, предусмотрены мероприятия, связанные с его проведением, определено содержание, формы и методы работы учащихся. В плане указываются лица, ответственные за разные участки предпраздничной работы.

Важной особенностью плана подготовки праздника является продуманное распределение творческих заданий всем первичным коллективам. Это обеспечивает развитие здорового соперничества, стимулирует активность, инициативу, самодеятельность учащихся, позволяет выявить способности и таланты каждого воспитанника, содействует развитию его творческой индивидуальности. Подготовленный план обсуждается и утверждается на заседании совета дела. После этого он вступает в силу.



Участие в подготовке праздника детей разных возрастных групп создает в коллективе особый настрой, атмосферу близости, делового сотрудничества педагогов и воспитанников, объединяя их как соучастников, равных партнеров организации общего дела.

Создание радостного предпраздничного подъема в коллективе является важным психологическим фактором, который обеспечивает педагогам успешное решение многих педагогических проблем.

Праздник обычно содержит три части , каждая из которых вносит свою долю в общее содержание.

В первую часть включаются все торжественные моменты: поздравление с праздником, подведение итогов работы, награждение победителей соревнования, выступления почетных гостей и т.д.

Вторая, художественная часть , подаваемая по возможности в неожиданных, ярких формах раскрывает саму идею праздника, обогащает воспитанников яркими впечатлениями. Нередко эта часть строится в форме концерта художественной самодеятельности, концерта-сюрприза первичных коллективов.

Третья часть может состоять из массовых танцев, игр, аттракционов, конкурсов.

Большую роль на празднике играет искусство , которое должно быть представлено в разных видах и формах. Музыка, танец, живопись, театрализация украшают праздник, делают его веселым, интересным. Праздничное оформление помещения, звуки веселой музыки создают хорошее настроение, заставляют учащихся почувствовать, что они пришли именно на праздник, где все не так как в будни, где все интересно, необычно, где их ждет много приятного и радостного.

Проведение праздника должно быть продумано до мелочей : вход в зал, рассадка по местам, порядок выступлений, выход из зала после окончания праздника – все это нужно детально предусмотреть, чтобы организационные неполадки не нарушили праздничного настроения участников.

Несмотря на то, что проводится большое количество разных по своему характеру и тематике праздников, каждый из них готовится с учетом общей методики. Вместе с тем, праздник в зависимости от его предназначения имеет некоторые особенности в его подготовке и проведении.

К примеру, остановимся на некоторых особенностях фольклорного праздника.

Самобытность народных праздников и обрядов, обусловленная включением и их содержание торжественных ритуалов, действий, устного народного творчества, воспринимается сердцем, оказывает сильное воздействие на эмоциональную сферу личности . Причем вместе с красотой художественного народного творчества учащиеся усваивают и национальные черты трудолюбивого, влюбленного в свой край народа: гостеприимство, жизнелюбие, оптимизм, справедливость, религиозность, доброту, любовь к природе и др.

Народные праздники и обряды белорусов подчинены годовому календарю.

Работа по подготовке фольклорного праздника делится на несколько этапов. Первый – изучение литературы, подбор текста, песен, инструментального и хореографического материала. Можно провести специальную работу по сбору праздничного фольклора определенной местности, сделать записи народных песен в исполнении талантливых коллективов художественной самодеятельности, отдельных исполнителей.

На праздник приглашаются гости – родители, бабушки, дедушки, народные исполнители, мастера художественных промыслов, народные музыканты.

Второй этап – вступительная беседа , цель которой – рассказать о сущности праздника, заинтересовать его подготовкой. Третий этап непосредственная разработка сценария , подготовка костюмов, ведущих, оформление помещения. Главное в разработке сценария – ярко подчеркнуть главную идею праздника, тщательно проработать сюжетную линию, композицию , последовательность действий.Сценарий фольклорного праздника обязательно включает театрализацию, хороводы, народные игры и танцы, шуточные приговоры, пословицы, поговорки. Важным условием успешности проведения праздника является подготовкаведущих , их владение языком, способность к импровизации, эмоциональному заражению.

При проведении фольклорных праздников в начальных классах необходимо учитывать возрастные особенности детей: конкретность мышления, импульсивность, эмоциональность, особенности мировосприятия.

После проведения праздника надо дать возможность детям обменяться мыслями, высказать свои впечатления, чувства, пожелания.

Типичные ошибки при проведении утренников в начальных классах

· Увлечение массовыми мероприятиями, сведение всей воспитательной работы к массовым праздникам. «Ничего нет вреднее, как превращение жизни детей в непрерывный ряд празднеств, спектаклей, выступлений…Подобное воспитывает у детей нездоровое отношение к труду, неустойчивость, верхоглядство… Дети должны больше изучать жизнь, быть ближе к жизни…», - писала Н.К.Крупская.

· Неудачный выбор темы праздника. (К примеру, по нравственной тематике более эффективны этические беседы, а не праздники).

· Перенасыщение праздника литературным материалом (стихи, монтажи, тексты), требующим многочисленных репетиций.

· К выбору темы праздника, его подготовке не привлекаются дети.

· Пассивность большей части детей (зрителей) на самом празднике, что приводит к тому, что школьники начинают нарушать нормы поведения, а педагог превращается в «надзирателя» за дисциплиной.

· Непродуманное участие гостей (невнимание «хозяев» к гостям, слишком продолжительные выступления гостей и др.).

· Неудачное музыкальное оформление («взрослые» песни, технические неполадки в звукозаписи, использование одних и тех же музыкальных инструментов).

· Отсутствие или нарушение чувства меры, вкуса в художественном оформлении помещения, где проводится праздник.

· Затянутость праздника во времени.

· Не всегда обеспечивается четкая организация, что отрицательно влияет на праздничное настроение (проявляется угнетенность, усталость, задерганность детей).

· Погоня за современными ультрамодными формами проведения традиционного праздника нередко «убивают» душу, заслоняют главный смысл праздника, его своеобразие, неповторимость и оригинальность.

Сущность праздника

Эмоции школьной жизни нередко остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и насыщенность согревает и украшает душу человека на долгие годы. В единую цепь веселого настроения, запоминающихся событий, особый вклад вносят праздники, открывающие огромные возможности для всестороннего развития личности.

Определение

Праздник – специфическая форма организации деятельности коллектива, которая имеет грандиозное воспитательное значение, поскольку знакомит учеников с жизнью своей страны, обогащает образными эмоциями, вносит в жизнь коллектива удовлетворенность, позволяет культурно отдохнуть.

Подготовка и проведение праздничного дня активизируют ребят, оказывают положительное действие на качество всей учебно-воспитательной работы.

Включаясь в подготовку праздника, дети непременно узнают что-то новое, их кругозор расширяется, духовная жизнь обогащается. Торжественность, чувственная насыщенность, красочность театрализованных представлений и музыкального оформления сформировывают морально-эстетические чувства: удовлетворенность, гордость, восторг, восхищение. Долг преподавателя – окунуть ребят в мир духовных ценностей, учить радоваться жизни, получать удовольствие от общения с искусством. При этом, чем шире применяемая учителем гамма средств воспитания, тем насыщеннее и содержательнее общение воспитателя с учениками, тем приятнее атмосфера в коллективе: у детей есть общие хлопоты, волнения, им есть о чем пообщаться, что обсудить, есть чему поучиться у других.

В всяком празднике присутствуют разнородные виды искусства : литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник считается синтезом фактически всех видов искусств. Помимо прочего, надлежит выделить дополнительный аспект праздника - общение. В многообразных видах деятельности появляются наклонности, формируются конкретные умения и навыки.

Традиционные задачи праздника сводятся к следующему:

  • содействовать сплочению детского коллектива;
  • развивать эстетический вкус, творческую активность детей, коммуникативные навыки;
  • воспитывать ответственную дисциплину.

Праздник, как правило, имеет три части, каждая из которых вносит собственную долю в общее содержание.

В первую часть включены все торжественные моменты: поздравление с праздничным днем, подведение результатов работы, награждение победителей и т.д.

Вторая часть, художественная, подаваемая по возможности в неожиданных формах, открывает саму идею торжества, обогащает учеников положительными эмоциями. Часто данная часть строится в форме выступления художественной самодеятельности, концерта, театральной постановки и т.д.

Третья часть может состоять из танцев, игр, конкурсов, лотереи.

Торжественное оформление помещения, звуки жизнерадостной музыки создают превосходное настроение, позволяют учащимся ощутить, что они пришли непосредственно на праздник, который ярко отличается от повседневности, и там их ждет немало приятного и радостного.

Виды праздников

Существует большое количество разнообразных праздников, однако в общем смысле их можно разделить на 3 вида: общественные, бытовые, сезонные.

Общественные праздники (8 Марта, 23 февраля, День Победы и др.) проводятся с особенной торжественностью. Соответствующим образом украшается зал, подбирается походящая музыка, готовится основное выступление, отражающее тему праздника.

Бытовые праздники связаны с обстановкой, жизнью детей, и в их художественном оформлении и построении больше непосредственности, но меньше торжественности. Однако особое место здесь занимает празднование Нового года, который с нетерпением ждут все дети. Это праздник исполнения желаний, подарков, новогоднего чуда. В центре события - блещущая огоньками и игрушками елка и главные герои – Дед Мороз и Снегурочка. Помимо этого воспитанников ожидает новогодний хоровод, праздничные костюмы, конкурсы, загадки, игры, театрализованное представление.

Сезонные праздники отражают особенности конкретного периода года (День птиц, праздник урожая, летний праздник). К примеру, в период летнего праздничного дня дети проявляют, как окрепли на даче, какими стали ловкими, какое количество изучили новых песен, стихов. Праздник может проходить традиционно на участке или же на лесной полянке. Украшением служат гирлянды из зелени, цветов, окаймляющие площадку, раскрашенные шарики, фонарики, фигурки зверюшек, поделки на тему природы. Главная задача этого праздника – показать счастливую жизнь детей, достигнутые ими успехи в развитии. Все праздники, несущие детям удовлетворенность и веселье, являются главным средством их гармонического воспитания. Надлежащая подготовка к ним и удачное проведение зависят, прежде всего, от личностной и творческой составляющей личности педагога.

Специфика организации и проведения праздников

Подготовка и проведение праздника – длительная и трудоемкая работа, требующая общих усилий и заинтересованности педагогов, музыкального руководителя и самих детей. Чтобы организовать данную работу, следует придерживаться разработанного проекта, преодолевая поочередно все этапы праздника.

I этап - подготовительное планирование;

II этап - работа над сценарием;

III этап - знакомство детей с праздником;

IV этап - репетиции;

V шаг - проведение праздника;

VI этап - подведение итогов.

В начале учебного года проходит собрание педагогического коллектива, на котором дискуссируется проект работы на год, обозначаются праздничные дни и сроки их проведения.

В процессе подготовки педагог отбирает необходимый материал, распределяет по необходимости роли, готовит оборудование, подбирает музыкальное оформление. При этом необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, класса в целом. Так, постепенно создается сценарий праздника, содержащий полный и необходимый материал по теме.

После этого детям сообщается о торжестве, даются задания, распределяют слова, стихи, песни. На этом этапе ребята должны осознать собственные задачи, проникнуться идеей праздника. Далее начинается конкретная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, подготовка костюмов и атрибутов. В процессе этого в сценарий могут вноситься некоторые коррективы и дополнения.

После проведения праздника работа не заканчивается, необходимо повести итоги. Совместно с педагогом дети обсуждают, что понравилось, выражают свои эмоции от мероприятия, отмечают трудности, планируют идеи праздников на будущее.

Следует отметить, что праздник считается не только средством воспитания детей, но и формой педагогической пропаганды среди родителей. В связи с этим их нужно обязательно заранее приглашать на праздники или даже предоставлять возможность собственного участия.

Утренник является частью всей общевоспитательной работы, проводимой в детском саду. На утреннике осуществляются задачи нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья одного единого педагогического процесса.

Программа утренника продумывается примерно за полтора месяца до его проведения. В нее включаются пляски, музыкальные игры, песни, хорошо знакомые детям и которые они сумеют хорошо выучить за оставшееся до праздника количество занятий.

Подготовка и проведение праздника в детском саду - долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности воспитателей, музыкального руководителя и конечно же детей. Чтобы организовать эту работу, всем необходимо последовательно действовать по единому плану, преодолевая один за другим все этапы подготовки праздника.

Подготовка к праздникам, особенно общественно-политическим, проходит на разных занятиях, в различных видах художественной деятельности. С детьми беседуют о предстоящем празднике, читают соответствующие рассказы, разучивают стихи. С ними проводят экскурсии по красочно оформленным улицам; тема праздника отражается в рисунках, аппликациях. На музыкальных занятиях осуществляется лишь часть общевоспитательной работы в связи с предстоящим праздничным утренником .

Изучая опыт работы детских садов и школ по организации праздников, мы выделили следующие этапы работы над праздником. Рассмотрим их:

I этап - предварительное планирование.

II этап - работа над сценарием.

III этап - предварительное знакомство детей с праздником.

IV этап - репетиции.

V этап - проведение праздника.

VI этап - подведение итогов.

VII этап - последействие праздника.

I. В начале учебного года проводится собрание педагогического коллектива, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздников и устанавливаются сроки их проведения.

II. На втором этапе начинается непосредственная подготовка к празднику. Воспитатели, просматривая программы для данной возрастной группы, отбирают речевой материал для детей своей группы, учитывая их индивидуальные особенности, способности и знания. Музыкальный руководитель подбирает танцы, причем подбор осуществляется с учетом возможностей каждого конкретного ребенка и группы детей в целом. Музыкальный руководитель вместе с воспитателем выбирают песни, которые дети смогут исполнить.

На данном этапе подготовки создается сценарий праздника, включающий в себя отобранный уже речевой и музыкальный материал. Причем первый в учебном году праздник (обычно это праздник осени) строится на очень простом материале. В праздник включается как можно больше зрелищ и игр, ведущую роль в которых играют педагогический коллектив, а музыкальная речевая деятельность детей строится на приобретенных уже в этом году умениях и навыках. На последующих праздниках зрелища и игры постепенно вытесняются выступлениями детей и педагогам уже остается только роль ведущего.

Таким образом, праздник в детском саду используется для закрепления изученного материала, подведение итогов.

III. Когда сценарий готов, воспитатели проводят в своих группах занятия, на которых детям рассказывается о предстоящем празднике, объясняется что это за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было. Воспитатель выясняет, что дети запомнили и при необходимости восполняет пробелы в памяти детей.

После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, дети из других групп и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки песен и танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи педагогов будет двигаться.

IV. После определения целей и задач начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника .

V. Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенный и украшенный зал полон зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия… праздник начинается… проходит … и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.

VI этап - это подведение итогов. Как мы уже отмечали, детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача педагогов на этом этапе состоит в том, чтобы "привязать" к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи воспитателя выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.

VII этап - последействие праздника. На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках и лепке.

На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы и действия отдельных персонажей. Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняя исполнителей.

Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания и, что очень важно для дошкольников, максимально использовать эту ситуацию для обучения и воспитания.