Познавательно исследовательская деятельность познание средняя группа. "Организация исследовательской деятельности дошкольников в младшем и среднем возрасте". методическая разработка (младшая, средняя группа) на тему. Фотогалерея: познавательно-исследовате

Цель:
Расширение представлений о воде, её свойствах.
Задачи:
Дать детям представление о воде, её свойствах (запах, вкус, цвет).
Формировать умение сравнивать и анализировать.
Развивать логическое мышление.
Активизировать словарь детей.

Формировать умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
Загадывание загадок о воде, рассматривание иллюстраций с изображением воды, беседы о воде.
Оборудование:
Одноразовые стаканчики (по два на каждого ребёнка), соломинки, гуашь, кисточки, иллюстрации с изображением дождя, водопада, моря, реки, звуки природы, мультфильм «Путешествие капельки». Для воспитателя: ложка и варенье. Водные раскраски по количеству детей.

Дети стоят в кругу.

— Доброе утро, я вам говорю!

Доброе утро! Я всех вас люблю!

Желаю вам хорошо заниматься,

Слушать внимательно, ума набираться!

(Здороваются на 3-х языках, садятся на стульчики полукругом)

Ход экспериментальной деятельности.

Детям загадывается загадка о воде:

С горы, сбегая без труда,

Она гремит, как гром.

В морозный день она тверда –

Руби хоть топором!

Нагрей её – и к небесам

Она взлетит тогда.

Теперь любой ответит нам:

Зовут её -…(вода)

— Где в природе можно встретить воду?

(в реке, озере, ручейке…)

— А сейчас я хочу показать вам уменьшенную модель нашей планеты земля.

— Может кто-нибудь знает, как она называется?

— А как вы думаете, что на глобусе нарисовано синим и голубым цветом?

(вода, моря и океаны)

— Посмотрите, как много места на нашей планете занимает вода, но на самом деле воды, которую можно пить, у нас очень мало. Она называется пресной. Давайте повторим вместе: — вода, которую можно пить, называется пресной.

— А почему нельзя пить воду из моря? (потому, что солёная)

— А как будет называться вода в море? (морская)

— А в озере? (озёрная)

— В реке? (речная)

— В роднике? (родниковая)

— А в болоте? (болотная)

— Ребята, скажите, а для чего людям нужна вода? (ответы детей)

— А ещё кому нужна? Для чего?

— Вы знаете, ребята, вода, как волшебница из сказок. Она может делать разные превращения. Хотели бы вы вместе с водичкой побывать волшебниками? (ответы)

— А поможет нам в этом наша лаборатория и мы, как настоящие учёные, будем делать опыты. Как называют людей, которые делают опыты в лаборатории? (лаборанты)

— Нам нужно как следует подготовиться к работе в лаборатории.

(выполняют гимнастику для глаз и пальчиковую)

— Ещё в лаборатории нужно соблюдать правила:

1. Внимательно меня слушать.

2. Не разговаривать громко и не мешать другим ребятам.

3. Ничего не трогать на столе без разрешения.

4. Некоторые опыты можно делать только вместе со взрослыми.

(дети занимают места в «лаборатории»)

1 .В. показывает детям чистую воду в прозрачном стакане.

Ребята, какая вода у нас в стакане? (ответы детей)
Опыт: Опустите в стакан с водой предмет. Виден ли он? Да.

Вывод-вода прозрачная.
Воспитатель:
Давайте внимательно рассмотрим, какая вода? Какого она цвета? Какие цвета вы знаете? (ответы детей)

Вода не похожа ни на один цвет, у воды нет никакого цвета, значит она бесцветная. Давайте хором повторим слово "бесцветная ".

2. Но мы с вами говорили, что вода-волшебница, она, оказывается, может менять свой цвет.
Опыт: У каждого из вас есть кисточка и гуашь. Предлагаю намочить кисточку, обмакнуть в гуашь и помешать кисточкой прозрачную воду в ваших стаканчиках. Что произошло с водой? (ответы)
Вода поменяла свой цвет: у кого-то она стала жёлтой, у кого-то зелёной, красной, синей.
Мы с вами узнали, что вода может менять свой цвет.
Опыт: Сравниваем цвет прозрачной воды с цветом разноцветных полосок. Вывод-вода бесцветная.

(выкладываем картинку-символ на доску).

3. Детям даются новые стаканчики с прозрачной чистой водой.
В:
Давайте понюхаем воду. Чем она пахнет? (ответы)
Чистая вода, ребята, ничем не пахнет. Вода без запаха. Как вы думаете, а бывает ли вода с запахом? (ответы)
Как вы думаете, чем будет пахнуть вода, если я в неё положу варенье из смородины? (ответы)
Воспитатель кладёт в свой стакан с водой варенье, размешивает его и даёт каждому ребёнку понюхать. Чем пахнет вода? (ответы)

(выкладываем картинку-символ на доску).

4. У детей на столиках стоят стаканчики с чистой водой.
В:
Ребята, как вы думаете, у воды есть вкус? (ответы)
Давайте вспомним, какие вкусы мы знаем? Конфета, какая на вкус? (ответы) Лимон какой на вкус? (ответы)
Теперь попробуйте водичку. Какая она на вкус? (ответы)
У чистой воды нет никакого вкуса, она безвкусная. Давайте хором повторим слово "безвкусная"

(выкладываем картинку-символ на доску).

В:
Вот, ребята, вода действительно волшебница! Давайте вспомним, чистая вода какая? (ответы)
1. Без запаха.
2. Без цвета (бесцветная)
3. Без вкуса (безвкусная)
Но мы с вами выяснили, что вода имеет свойство менять свой цвет, запах и вкус — поэтому воду можно назвать волшебной.
Понравилось вам заниматься волшебством? (ответы)

Физминутка.

Вы наверное устали?

Ну тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Раз, два, три, четыре, пять-

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше
И легко – легко подышим!

Ну, вот закончилась игра

Нам на занятие пора!

(проходят к стульчикам, садятся)

В: Ребята, во что ещё может превращаться волшебница водичка?

(роса, лед, туман…)

Давайте ещё поиграем с водичкой.

Вы должны внимательно послушать звуки, и отгадать, что это, а отгадку найти глазами.

(звучит шум водопада, ручейка, моря, дождя, дети глазами должны найти

подвешенные к потолку картинки, а потом дать ответ словами)

В: Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла!

Ко мне капелька пришла,

Только в садик я вошла.

Плачет бедная, грустит,

А потом и говорит:

— Дети кран закрыть забыли,

И все капельки уплыли!

И сказала я в ответ:

— Нет, таких детей здесь нет!

Мы водичку бережём.

Капелька заулыбалась

И с подарком я осталась!

Но сначала вы ответить мне должны,

Что же будет без воды?

(ответы детей)

В: Ни умыться, не напиться без воды.

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек.

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода.

Есть такая поговорка: «Где вода – там жизнь!»

Давайте повторим все вместе.

(повторяют)

Капелька подарила нам мультфильм, который называется «Путешествие капельки». Давайте посмотрим его.

(смотрят мультфильм)

В: Ребята, я хочу вам показать ещё один подарок от капельки. Она подарила нам две сказки с картинками. Посмотрите на картинки, какие они? Что с ними не так? (они чёрно-белые)

Капелька сказала, что волшебница – вода поможет нам сделать их цветными.

Давайте попробуем.

(дети проходят к столам в «лабораторию» и раскрашивают водные раскраски, возвращаются на стульчики)

В: Что мы с вами сегодня узнали о воде в нашей лаборатории?

(называют свойства воды)

Рефлексия:

Ребята, если вам было интересно на занятии, то подарите смайлики-капельки солнышку, а если или вам было трудно — то тучке.

МБДОУ №42 «Детский сад компенсирующего вида» г. Кемерово.

Конспект организации познавательно – исследовательской деятельности в средней группе: Тема: «Цветные лоскутки»

Конспект организации познавательно – исследовательской деятельности в средней группе.

для слушателей РМО воспитателей младшей и средней групп ДОУ Центрального района.

Тема: Познавательно –исследовательская деятельность «Цветные лоскутки» (лексическая тема «Одежда»)

Цель: Создать условия для развития познавательных способностей детей с ОНР в процессе исследовательской деятельности на материале темы «Одежда»

Задачи:

Речевое развитие: Формирование элементарных представлений о свойствах ткани. Обогащение и систематизация представлений по теме «Одежда». Формировать навыки диалогической речи.

Социально-коммуникативное развитие: воспитывать уверенность, инициативность в опытном освоении новых материалов и способов работы с ними.

Познавательное развитие: Развитие умения ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в лабораторных условиях как средствами познания окружающего мира. Стимулирование у детей процесс познания и вовлечение их в совместную исследовательскую деятельность. Развитие мышления, познавательных способности в играх с тканью.

Художественно-эстетическое развитие: способствовать получению эмоционального отклика на предлагаемые ситуации, упражнения, игры, беседы на тему.

Физическое развитие: развитие общей и мелкой ручной моторики, координации, удовлетворение потребности в двигательной активности.

Оборудование: Платок для игры 1 шт. Кукла, одетая в бумажную одежду. Коробка-Матрешка. Разные лоскутки ткани 20/20 по количеству детей. 1 лоскут прозрачной ткани. Теплый утюг, гладильная доска. Тазики по количеству детей. Сушилка 1 шт, прищепки по количеству детей.

Предварительная работа:

расширение и конкретизация представлений об одежде, ее названии и назначении.

Формы работы: беседы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры.

Организация детских видов деятельности:

коммуникативная деятельность (общение ребенка с взрослым, с другими детьми);

игровая деятельность;

двигательная деятельность

Активизация словаря:

одежда, шорты, рубаха, платье, брюки, носки, футболка, юбка;

Ход образовательной деятельности

Действия воспитателя Содержание Действия детей
Ситуация 1. Цель: мотивация детей на образовательную деятельность. Выполнение движений руками в соответствии с текстом. Речь с движениями.
1.1Обращает внимание на гостей. Предлагает поздороваться. Обращается к детям.

— Ребята, посмотрите, что же спрятано у меня в ладошках. Это моя улыбка.(дует) Я вам дарю свою улыбку и желаю хорошего настроения. А давайте подарим свои улыбки нашим гостям.

1.2.Предлагает поиграть и движения повторять

Речь с движениями

Раз, два, три

Кто же спрятался внутри

Посмотрите не зевайте

Поскорее отвечайте

…….(Алеша)

Вы одежду назовите

И о ней нам расскажите.

Одежда: шорты, рубаха, платье, брюки, носки, футболка, юбка;

1.1Дети стоят в кругу. В ладонях «спрятана улыбка». Дарят улыбку.

1.2.Выполняют действия в соответствии текста.

Показывают или отвечают на вопрос.

Результат: дети заинтересованы в выполнении игровых действий, выполняют движения, согласовывая их с текстом
Ситуация 2. Цель:Формирование навыка диалогической речи и формирование первичных представлений о ткани и одежде и с понятием ткань.
2.1. Обращается к детям

Ребята, а кого я спрятала сейчас? (кукла)

А что на ней надето?(платье)

А из чего оно сделано?(бумаги)

А у нас одежда из чего? (из ткани)

А ткань разная бывает или одинаковая? Не знаете?

А нам, наверное, Матрешка поможет.

Интересно, что она сегодня для нас приготовила?

Предлагает достатьиз матрешки разные виды ткани.

Влад, какая у тебя ткань? (по цвету, плотности, мягкая, прозрачностии.т.д).

Карина, а у тебя какая ткань?

кукла платье бумага ткань

В Матрешке спрятаны разные лоскуткиткани.

ткань на ощупь: шерстяная, шелковая, пушистая, мягкая, толстая, тонкая;

ткань прозрачная, непрозрачная

ткань по расцветки: в горох, клетку, в полоску …….

2.1. Отвечают на вопросы.

Дети по очереди вытаскивают по одному лоскутку ткани, называют отличительные особенности каждой ткани. Отвечают на вопросы.

Результат: Дети осваивают навыки диалогической речи. Имеют представления о видах ткани.
Ситуация 3. Цель: Развитие умения ребенка взаимодействовать с исследуемым объектом в лабораторных условиях как средствами познания окружающего мира.
3.1.

Воспитатель достает прозрачный лоскуток ткани из матрешки.

Предлагает поиграть в прятки с лоскутками ткани. Дети прячутся за ткань.

Я вас не вижу через лоскуток ткани.

А вы меня видите? (Да)

3.2. -Ребята, а давайте теперь спрячем лоскуток ткани в ладошке и сожмем кулачек. А теперь достаньте лоскуток и посмотрите на него, что с ним произошло?

Ткань помялась. (Да)

Стала мятая.

3.3. Давайте попробуем разгладить ткань ладошками. Получилось разгладить?

А чем можно разгладить? (утюгом).

Ребята утюгом могут пользоваться только взрослые. (Внести в группу теплый утюг и разгладить мятую ткань).

У меня есть утюг. Утюгом могут пользоваться только взрослые, потому что он горячий, и вы можете обжечься.

Гладит утюгом ткань.

Ткань разгладилась с помощью утюга

Какая стала ткань? (гладкая разглаженная)

3.4. -Ребята, а хотите посмотреть, что будет с тканью, если я отпущу ее в воду? Давайте подойдем к тазикам с водой.

Воспитатель вместе с детьми отпускает ткань в воду.

Что стало с тканью? Она стала мокрой. Давайте поднимем и посмотрим, как стекает вода с ткани.

Давайте отожмем воду. Вот так.

А если ткань повесить на веревку и закрепить ее прищепкой оставить на время, кто знает, что с ней произойдет? (она высохнет)

Опыт №1 «Прозрачная и не прозрачная ткань»

Вывод: У меня прозрачная ткань, так как через нее все видно. А если через ткань ничего не видно, то она не прозрачная.

Опыт №2 «Ткань мнется»

Вывод: Если ткань сжимать в руках она мнется.

Опыт№3 «Ткань можно гладить»

Вывод: Если ткань мятая, ее можно разгладить утюгом.

Опыт№4 «Ткань намокает»

1)опускаем 2)поднимаем3)отжимаем

Высказывают своё желание действовать, выполняют действия.

Дети самостоятельно экспериментируют с тканью прячут ее в кулачке. Пытаются разгладить без помощи утюга. Делают вывод.

(дети смотрят).

Результат: Дети выполняют действия опытов, делают вывод с помощью воспитателя
Ситуация 4. Цель: Подведение итогов выполнения работы, мотивация на смену деятельности.
4.1Ребята, что на нас надето?

Из чего сделана наша одежда?

Какая бывает ткань?(шерстяная, шелковая, пушистая, мягкая, тонкая, толстая., прозрачная и не прозрачная)

А что мы с тканью делали? (мяли, мочили, гладили, сушили).

Теперь мы много знаем о ткани из которой сшита наша одежда.

Предлагает навести порядок в группе и собираться на прогулку.

4.1.Отвечают на вопросы:
Результат: Дети освоили навыки диалогической речи. Дети анализируют свою деятельность, мотивированы на смену деятельности

Татьяна Дроздова

В средней группе "Солнышко" прошло очень увлекательное занятие по познавательно-исследовательской деятельности , дети превратились в ученых и проводили различные опыты с воздухом в "научной лаборатории".

Цель : познакомить со свойствами воздуха путем экспериментирования; подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас ; формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования; совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух) ; Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи; формировать желание принимать познавательные задачи и решать их самостоятельно через поисковую деятельность , использовать полученные знания в решении проблемных ситуаций; развивать познавательную активность , активность, наглядно-образное мышление.

Оборудования : шарики, пакеты, стаканы, трубочки, веер, резиновые игрушки, медицинская резиновая груша.

Воспитатель : Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку :

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети : Воздух !

Воспитатель : Правильно, это воздух ! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе , будем делать опыты , как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория. (дети надевают халаты)

Воздух окружает нас повсюду, но мы его не видим. Есть он и в стакане, и в группе , и на улице, и в волосах. Почему сквозь воздух мы видим друг друга , все окружающие нас предметы? Почему? Какой воздух ? (ответы детей) . Воздух прозрачен , и поэтому все предметы мы хорошо видим. Попробуем доказать, что воздух есть всюду , в том числе и в пустом стакане.

ОПЫТ 1 с пустым стаканом и водой для того, чтобы доказать, что воздух есть везде , но он бесцветен и поэтому мы его не видим.

ОПЫТ 2 . Обнаружение воздуха при помощи зрения . На столе перед каждым ребенком стоит маленький пластиковый стаканчик с водой и трубочкой для коктейля. Педагог уточняет, что случается с воздухом , когда его вдыхает человек. Ставит задачу : опустить трубочку в стакан с водой, подуть в трубочку и посмотреть, что произойдет. Затем педагог констатирует ответы детей. Педагог. Прозрачные пузырьки. Это и есть воздух . Его мы увидели глазами. Имеет ли воздух цвет ? (Ответы детей.) Он бесцветен и прозрачен.

Вывод. Воздух есть повсюду . Его можно увидеть.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

У меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она какая? (Легкая, воздушная , воздуху послушная ) . Вы знаете кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно же, воздух . Встаньте в круг и возьмитесь за края ткани.

Дружно мы все встали в круг,

Будем делать – парашют.

Друг за другом мы идем,

Парашют в руках несем.

Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут .

Здорово мы поиграли с воздухом . Вам понравилось?

ОПЫТ 3 . Обнаружение воздуха с помощью слуха .


1. Для каждого ребенка подобрана резиновая звучащая игрушка. Педагог предлагает взять игрушку в руки, приложить к уху, нажать на нее и послушать, как выходит со звуком воздух .

2. Подобное провести с надутым воздушным шаром , выпуская из него воздух . (2 детей)

3. Опыт с дудочкой . (2 детей)

Вывод. Воздух не увидели , но услышали.

ОПЫТ 4 . Обнаружение воздуха осязанием . Педагог сжимает резиновую грушу. Затем, разжимая, направляет образовавшуюся из резиновой груши струю воздуха поочередно на руку каждому ребенку. Педагог. Ощущаете ветерок? Этот ветерок и есть воздух . Напомните, пожалуйста, когда и при каких условиях образуется ветер?


Возьмите, пожалуйста, в руку веер и создайте движение воздуха . (дети выполняют задание.) Ощутили воздух ?


Вывод. Воздух мы не видим , но можем наблюдать, как двигаются предметы, приводимые в движение воздухом .

Можно ли воздух увидеть ? Как?

Можно ли воздух услышать ? Как?

Можно ли воздух почувствовать ?

Публикации по теме:

Итоговое занятие по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Итоговое занятие по познавательно- исследовательской деятельности в старшей группе. Задачи: Учить детей проводить опыты с бумагой, называть.

Конспект НОД в средней группе «Опыты с воздухом» Цель: дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха, а также дать представление.

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Посадка лука» Цель: расширять представление детей об условиях необходимых для роста и развития растений (почва, влага, тепло, свет, закрепить знания.

Конспект открытой совместной деятельности в ООП «Тайны воздуха. Опыты с воздухом» в подготовительной группе Цели: формирование у дошкольников представлений о воздухе и его свойствах; развитие познавательной активности детей, инициативности, способности.

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе «Знакомство с воздухом» Цели: 1) развивать познавательную активность детей; 2) формировать представления детей о воздухе; 3) изучить свойства воздуха на основе.

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе Тема: «В гостях у Карлсона» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе исследования свойства сахара и соли Задачи: создать условия.

Конспект интегрированного заняти "В гости к воде". В данном конспекте использовались интеграция образовательных областей: музыка, чтение художественной литературы, социализация, коммуникация, труд. Поставлены задачи: Образовательные, Развивающие, Воспитательные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Гномики»

« В гости к воде ».

Воспитатель:

Афанасьева Л.В.

Москва, 2015 г

Интеграция образовательных областей: Музыка, Чтение художественной литературы, Социализация, Коммуникация, Труд.

Задачи:

Образовательные:

Расширение представлений о свойствах воды: прозрачная, не имеет цвета, обладает способностью переливаться;

Формирование умения определять температуру воды опытным путем;

Овладение некоторыми способами обнаружения предметов, которые тонут и не тонут в воде;

Обобщение и уточнение ранее полученных знаний о свойствах воды.

Развивающие:

Развитие у детей устойчивого интереса к исследовательской деятельности, любознательности, наблюдательности;

Развитие зрительного и слухового восприятия, речевой активности.

Воспитательные:

Воспитание взаимопомощи, бережного отношения к окружающей среде.

Словарная работа: Обогащение словаря детей словами: лаборатория, прозрачная, мутная, бесцветная, опыты.

Предшествующая работа:

Наблюдения за водой;

Эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка.

Оборудование:

  • два таза (красный и синий);
  • игрушки из «Киндер-сюрпризов» (по количеству детей) ;
  • баночки с гуашью (по количеству детей) ;
  • стаканы пластиковые (по количеству детей) ;
  • сито;
  • большой таз;
  • медальки для награждения детей;
  • флажки разных цветов на столах для опытов.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем разговаривать о чем то, очень интересном. Давайте внимательно послушаем, и отгадаем, что же это за звуки? (Включает запись «шум воды») .

Что это, ребята, как вы думаете?

Дети: Вода!

Воспитатель: Вы угадали, конечно же - это вода! Сегодня мы с вами поговорим о воде. Как вы думаете, что мы делаем с помощью воды? (Ответы детей: готовим еду, моем посуду, умываемся и т. д.) Вы все верно сказали, а теперь послушайте стихотворение о воде.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В дом туманом к нам вползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться.

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить –

Без воды нам не прожить.

Вот ребята, как нам необходима вода. И сейчас мы будем делать опыты с водой, как настоящие учёные. Для этого мы пройдем в нашу лабораторию.

(проходят к столам лаборатории, каждый стол отмечен флажком определенного цвета и накрыт салфеткой)

Воспитатель: Ребята, на столе с красным флажком находятся два тазика, в них налита вода. Нам нужно определить какая вода в каждом тазике?

Дети: (Трогают руками и определяют.) В красном тазу - вода теплая, а в синем тазу - холодная вода.

Воспитатель: Скажите, ребята, какая бывает вода?

Дети: Теплая, холодная.

Воспитатель: А еще вода может быть горячей, но ее трогать рукой не нужно, можно обжечься! Молодцы ребята, вы все правильно определили. Ой, ребята, я, кажется, что-то слышу, кажется, к нам кто-то идет?

(Появляется Незнайка, руки у него грязные.)

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я к вам так спешил, так спешил, что упал по дороге и у меня теперь грязные руки. Что же мне делать, как я буду теперь с грязными руками ходить.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как можно помочь Незнайке.

Дети: Ему нужно помыть руки водой.

Незнайка: Водой? А я и не знал.

Воспитатель: Да, Незнайка, ты очень многого еще не знаешь. Мы с ребятами разговариваем о воде, оставайся у нас в гостях и узнаешь много интересного об этом.

Незнайка: Я согласен!

Воспитатель: Давайте пройдем к столу с синим флажком. Каждый станет около тазика с водой. Опустите свои руки в воду. Скажите, видны руки? (Да) А почему они видны?

Дети: Вода прозрачная.

Воспитатель: Скажите, какого она цвета?

Дети: У нее нет цвета.

Воспитатель: Конечно, вода не имеет цвета, она бесцветная.

Незнайка: Ой, а мои - то руки не видны!

Воспитатель: Ребята, а почему руки Незнайки не видны в тазу?

Дети: Вода грязная стала.

Воспитатель: А руки у Незнайки какие?

Дети: Чистые.

Воспитатель: Да, Незнайка руки твои в воде помылись, а вода от рук стала грязной.

Воспитатель: А давайте поиграем вместе с Незнайкой.

Дидактическая игра «Спрячь игрушку»

Посмотрите у меня банка с водой и игрушка. Закрываем глаза, я прячу игрушку. Открываем глаза, дети, куда я спрятала игрушку?

Дети: В банку с водой.

Воспитатель: А почему вы так быстро нашли игрушку?

Дети: Вода прозрачная и игрушка видна.

Воспитатель: Ребята, а как нам сделать, чтобы игрушки были спрятаны?

Дети: Сделать воду грязной.

Воспитатель: Давайте проверим? А Незнайка будет искать наши игрушки. Отворачивайся Незнайка.

Воспитатель: Давайте пройдем к столу с желтым флажком. Перед каждым из вас баночка с водой и краской, мутим краской воду, прячем игрушки. Поворачивайся Незнайка ищи игрушки. Почему Незнайка не может найти игрушки?

Дети: Вода грязная, непрозрачная.

Воспитатель: Ну, Незнайка, раз ты не смог найти игрушки, будешь с нами играть.

Физкультминутка «Дождик»:

Капля раз, Прыжок на носочках, руки на поясе.

Капля два, Еще один прыжок.

Очень медленно сперва. 4 прыжка

А потом, потом, потом 8 прыжков

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, Развести руки в стороны.

От дождя себя укрыли. Сомкнуть руки над головой полукругом.

Воспитатель : Незнайка, как ты думаешь, хороший из ребят дождь получились?

Незнайка: Конечно же, замечательный!

Воспитатель: Ребята, давайте еще поиграем с водой. Пройдем к столу с зеленым флажком. Посмотрите, у меня есть сито, я в него буду набирать воду. Ребята, а почему вода не набралась в сито?

Дети: В нем дырочки и вода вылилась в таз.

Воспитатель: Значит, вода льется.

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, посмотрите у каждого на столе два стакана, в одном из них вода, мы с вами будем переливать воду из одного стакана в другой. И Незнайка тоже будет переливать воду. Все переливаем так, чтобы вода не проливалась. Запомни Незнайка, что вода может литься.

Воспитатель: Ой, Незнайка, ты очень плохо перелил воду, много воды разлил, а воду нужно беречь, не растрачивать ее зря. Давай Незнайка, вместе с ребятами послушай стихотворение «Берегите воду! ».

Вода - это то, что всем жизнь нам дает.

Что силы и бодрости нам придает.

Кристально чиста или очень грязна.

В любом состоянье полезна она.

Где водится грязь, там лягушки живут.

Для них лишь в болоте покой и уют.

Для нас же вода должна чистою быть,

Что б мы не боялись и мыться, и пить.

Давайте же воду все будем беречь.

От трат неразумных ее все стеречь.

Иначе закончиться может вода,

И жизнь на планете затихнет тогда.

Незнайка: Теперь - то я знаю, что воду нужно беречь.

Воспитатель: Вот видите, как хорошо мы проделали все опыты и даже Незнайка узнал о свойствах воды. Давайте их повторим.

Дети: Вода бывает холодной, теплой и горячей; она прозрачная, бесцветная, льется.

Воспитатель: Незнайка, ты хорошо запомнил, что мы тебе рассказали о воде?

Незнайка: Да, спасибо вам ребята, а за ваши хорошо проделанные опыты, я награждаю вас орденами «Знаек». (Награждение детей орденами) Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!

Воспитатель: И нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад.


Конспект познавательно-исследовательской деятельности по теме «Какая бывает вода?» в средней группе.

Цель: расширить знания детей о воде в ходе познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи: 1. Обучающие-расширить знания о воде, ее свойствах, уточнить значение воды для всего живого. 2. Развивающие-развивать любознательность, интерес к проведению опытов. 3. Воспитательные-воспитывать бережное отношение ко всему живому, формировать интерес к окружающему миру.

Материалы: стаканы, колбы и другие емкости различной формы и ширины, трубочки, одноразовые ложки, зеленка, сахар, соль, речной песок, картинки к дид.игре, фартуки, клеенка, салфетки.

Ход исследования:

Ребята! Сегодня я хочу предложить вам поиграть и превратиться в настоящих ученых. Вы знаете, кто такие ученые? Ученые – люди, которые много знают, работают в лабораториях и проводят различные опыты. Хотите мы тоже станем с вами учеными и проведем интересные опыты? Тогда давайте пройдем в нашу занимательную лабораторию.

Стук в дверь. Забегает Буратино.

Ой, кажется успел. Здравствуйте, ребята! Я слышал, что вы сегодня будете какие-то опыты проводить. Можно и я с вами пойду? Мне очень интересно.

Дети рассаживаются полукругом у доски.

Мы проведем сегодня эксперименты, а с чем вы узнаете, если отгадаете загадку:

Говорят она везде: В луже, в море, в океане и в водопроводном кране. Без нее нам не умыться, не поесть и не напиться. Я хочу у вас спросить: без чего нам не прожить? (без воды) Правильно, без воды. Без воды нет жизни, вода нужна всему живому. А как люди используют воду? (пить, готовить пищу, мыться, купаться и т.д.). Молодцы, все правильно сказали. А теперь поиграем в игру «Кому нужна вода?». На столике перед доской картинки (стол, цветы, люди, машина, книга, животные, компьютер и т.д.). Дети выбирают и развешивают на магнитной доске.

А теперь мы сядем за столы и будем делать опыты с водой, как настоящие исследователи. Согласны?

Буратино: Ну-ка, ну-ка, посмотрим, что же получится

(по ходу опытов Буратино комментирует слова педагога и выступает в качестве ассистента)

Опыт 1. Вода - это жидкость. Она течет. Ее можно налить в стакан, вазу, ведро. Ее можно перелить из 1 сосуда в другой. Давайте вы тоже попробуете перелить воду из 1 стакана в другой. Почему вода льется? Потому что она жидкая.

Опыт 2. Вода прозрачная. 1 стакан с водой, другой с молоком. В оба положить ложечки. В каком стакане ложку видно, а в каком нет. Потому что вода прозрачная, через нее все видно.

Опыт 3. Вода бесцветная. Сравниваем воду с молоком и определяем, что у воды нет цвета, она бесцветная. Но если в воду добавить разные вещества (например, зеленку), вода окрашивается, становится цветной.

Опыт 4. Вода без вкуса. Дети пробуют воду на вкус через трубочки. Какая она? Сладкая? Соленая? Кислая? Горькая? Нет, вода не имеет вкуса, она безвкусная. Добавляем сахар. Вода стала вкусная, появился вкус.

Опыт 5. Вода без запаха. Понюхаем воду. Пахнет чем-нибудь? Нет, у нее нет запаха. А если мы в воду добавим какое-то вещество (валерианку), она приобретает запах.

Ну, что, ребятки, устали? Давайте мы с вами немного отдохнем.

Физминутка. Выше руки поднимайте, вправо, влево покачайте. Вот так, еще раз, посмотрите все на нас. А теперь пошли вприсядку, мы веселые ребятки. Вот так, еще раз, получается у нас. Выше руки поднимите, только носиком дышите. Вот так, еще раз, и закончим мы сейчас.

Молодцы! А теперь сядем обратно за столы и продолжим наши исследования.

Опыт 6. Многие вещества в воде растворяются (сахар, соль), а некоторые нет. Добавляем песок. Лежит на дне, никуда не уходит.

Опыт 7. Тонет-не тонет. В таз с водой опускаем игрушки (резиновые, пластмассовые, деревянные, металлические и т.д.).

Опыт 8. У воды нет формы, она приобретает ту форму, куда ее налили. Пример с миской(круг), пластиковая емкость(квадрат), вода может стать как перчатка(наливаем воду в резиновую перчатку).

Вот такие мы с вами провели опыты и многое узнали.

Буратино: Да, да, да. Я тоже очень много узнал. Что вода-это жидкость, она льется.

Дети дополняют. (вода прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса, без формы).

Буратино: Спасибо вам, что взяли меня с собой! Я очень рад, что побывал у вас в гостях. А теперь мне пора! До свидания!

Дети: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной) деятельности во второй младшей группе...

конспект совместной образовательной деятельности в средней группе (познавательно-исследовательская деятельность)

Расширятьзнания детей о процессах изменения воды в природе...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «РАССКАЖЕМ НЕЗНАЙКЕ О ВОДЕ» ОО «ПОЗНАНИЕ» ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ«РАССКАЖЕМ НЕЗНАЙКЕ О ВОДЕ»ОО «ПОЗНАНИЕ» ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ....

Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при возникновении пожараЗадачи:ü создать условия для расширения представлений...

Познавательно-исследовательский творческий проект в средней группе "Солнышко" "Вода нужна всему живому"

Вид проекта: познавательный, исследовательский, творческийПродолжительность: средней длительности (два месяца)Актуальность темы: в любое время года детей интересует, что происходит с водой в природе, ...

Конспект познавательно - исследовательской образовательной деятельности с детьми старшего возраста. Тема: "Умные капельки".

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятель...