Интересные воспоминания из детства. Воспоминание. Почему мы склонны забывать детский опыт

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Яркие воспоминания из детства остаются с нами на всю жизнь. Первая снежинка на ладони, первый мыльный пузырь, запах елки на Новый год - бесценные моменты познания мира.

Теперь мы можем подарить эти незабываемые мгновения нашим детям. сайт рекомендует: сделайте это вместе с вашим ребенком, чтобы воспоминания о его детстве были счастливыми.

  1. Пускать солнечные зайчики.
  2. Наблюдать как прорастают семена.
  3. Вместе скатиться с высокой ледяной горы.
  4. Принести с мороза и поставить в воду ветку.
  5. Вырезать челюсти из апельсиновых корок.
  6. Смотреть на звезды.
  7. Заштриховывать монетки и листья, спрятанные под бумагой.
  8. Трясти карандаш, чтобы казалось, что он стал гибким.
  9. Дырявить льдинки под струей воды.
  10. Приготовить жженый сахар в ложке.
  11. Вырезать гирлянды бумажных человечков.
  12. Показывать театр теней.
  13. Пускать блинчики на воде.
  14. Рисовать мультфильм на полях тетради.
  15. Устроить жилище в коробке от холодильника.
  16. Плести венки.
  17. Делать извержение вулкана из лимонной кислоты и соды.
  18. Показать фокус с наэлектризованными бумажными фигурками.
  19. Писать под копирку.
  20. Сделать брызгалки из бутылок и устроить сражение.
  21. Слушать пение птиц.
  22. Пускать щепки по течению, рыть каналы и делать запруды.
  23. Построить шалаш.
  24. Трясти ветку дерева, когда ребенок стоит под ней и устраивать листопад (снегопад, дождик).
  25. Наблюдать восход и закат.
  26. Любоваться лунной дорожкой.
  27. Смотреть на облака и придумывать, на что они похожи.
  28. Сделать флюгер и ловушку для ветра.
  29. Светить в темноте фонариком.
  30. Делать осьминогов из одуванчиков и куколок из шиповника.
  31. Сходить на рыбалку.
  32. Оставлять отпечатки тела на снегу.
  33. Кормить птиц.
  34. Делать секретики.
  35. Строить дом из мебели.
  36. Сидеть у костра. Жарить хлеб на прутике.
  37. Запускать воздушного змея.
  38. Крутить ребенка за руки.
  39. Построить замок из песка. Закапываться в песок. Вырыть глубокий колодец, чтобы достать до воды.
  40. Сидеть в темноте, при свечах.
  41. Делать чертиков из намыленных волос.
  42. Дуть в пустую бутылку.
  43. Повторять одно слово много раз, чтобы оно превратилось в другое.
  44. Издавать победный крик команчей.
  45. Удивляться своей гигантской тени и играть с тенями в догонялки.
  46. Прыгнуть в центр лужи.
  47. Делать записи молоком.
  48. Устроить бурю в стакане воды.
  49. Закопать сокровище в тарелке с кашей.
  50. Объясняться знаками.
  51. Сделать носики из крылаток клена, ордена из репейника, сережки из черешен.
  52. Дуть на пушинку.
  53. Оставить травинку в муравейнике и потом попробовать муравьиную кислоту.
  54. Есть заячью капусту, сосать смолу, слизывать березовый сок и кленовый сироп, жевать травинки.
  55. Выдавливать формочками печенье.
  56. Нанизывать ягоды на травинку.
  57. Играть в циклопов.
  58. Петь хором.
  59. Починить любимую игрушку.
  60. Пускать мыльные пузыри.
  61. Наряжать елку.
  62. Свистеть через стручок акации.
  63. Смастерить кукольный домик.
  64. Залезть на дерево.
  65. Играть в привидений.
  66. Придумывать маскарадные костюмы и наряжаться.
  67. Говорить о мечтах.
  68. Стучать в самодельный барабан.
  69. Выпустить в небо воздушный шар.
  70. Организовать детский праздник.
  71. Смотреть на мир через цветные стеклышки.
  72. Рисовать на запотевшем стекле.
  73. Прыгать в кучи осенней листвы.
  74. Начать обед с десерта.
  75. Надеть на ребенка свою одежду.
.

Мы называли их волшебными камнями. Это были просто кусочки гальки - типа тех, что покупают для аквариума, - в песочнице на детской площадке, где я играл в дошкольном возрасте. Но мы с друзьями наделяли их магическими свойствами, охотились за ними, как за сокровищем, и аккуратно раскладывали на горстки «изумрудов», «сапфиров» и «рубинов». Просеивание песка на предмет этих волшебных самоцветов - одно из моих самых ранних воспоминаний. Мне было на тот момент не более трех лет. Воспоминания из детского сада также сводятся к отдельным мгновениям: я вывожу розовыми линиями буквы на желтой бумаге, смотрю фильм о морских животных, учитель разрезает большой рулон бумаги, чтобы мы все могли пальцами в краске нарисовать свои портреты.

Когда я пробую вспомнить свою жизнь до пятого дня рождения, в памяти всплывают лишь эти проблески - как вспышки спичек во тьме. При этом я знаю, что думал, ощущал и узнавал тогда очень много. Куда делись все эти годы?

Психологи называют это драматическое забывание «инфантильной амнезией». В среднем человеческие воспоминания простираются не далее возраста трех с половиной лет. Все до этого - темная бездна. «Это феномен устоявшегося фокуса, - говорит Патрисия Бауэр из Университета Эмори, эксперт по развитию памяти. - Он требует внимания, поскольку это парадокс: маленькие дети помнят события своей жизни, при этом взрослые хранят очень малую часть этих воспоминаний».

В течение последних лет ученые наконец начали точно понимать, что происходит в мозге человека, когда он начинает забывать собрание своих самых ранних воспоминаний. «Мы надстраиваем биологическую базу», - говорит Пол Франкленд, нейробиолог из больницы Sick Kids в Торонто. Новые данные говорят о том, что мозг обязан отпустить большую часть детства - это необходимая часть перехода во взрослый возраст.

Зигмунд Фрейд дал название инфантильной амнезии в начале XX века. Он утверждал, что взрослые забывают свои детские годы жизни в процессе подавления неприятных воспоминаний о пробуждениях сексуальных переживаний.

Хотя некоторые психологи отдают должное этим заявлениям, самое распространенное объяснение инфантильной амнезии - это то, что дети просто не могут формировать стабильные воспоминания до семилетнего возраста, хотя подтверждений этой гипотезе немного. В течение почти столетия психологи полагали, что детские воспоминания не сохранялись, потому что в принципе не были долговременными.

В конце 1980-х годов началась реформация детской психологии. Бауэр и другие ученые начали изучать детскую память: например, создавали игрушечный колокол и били в него - а затем ждали, чтобы посмотреть, сможет ли ребенок повторить эти действия в нужном порядке после паузы в минуты или месяцы.

Один эксперимент за другим демонстрировал, что воспоминания детей трех лет и младше на самом деле сохраняются, хоть и с ограничениями.

В возрасте полугода детские воспоминания сохраняются как минимум в течение дня; в 9 месяцев - в течение месяца; к возрасту двух лет - в течение года.

В ходе знакового исследования 1991 года ученые обнаружили, что дети в возрасте четырех с половиной лет могут подробно вспомнить детали путешествия в Диснейленд, состоявшегося полутора годами ранее. Однако в возрасте примерно около шести лет дети начинают забывать многие из своих ранних воспоминаний. Эксперимент, проведенный Бауэр с коллегами в 2005 году, продемонстрировал, что дети пяти с половиной лет помнили более 80 % своего опыта в трехлетнем возрасте, тогда как дети семи с половиной лет помнили менее 40 %.


Эта работа выявила противоречие, лежащее в основе инфантильной амнезии: дети могут формировать воспоминания и обращаться к ним в течение первых лет жизни, при этом большая часть этих воспоминаний в конечном итоге улетучивается с гораздо более высокой скоростью, чем мы обычно забываем прошлое, будучи взрослыми.

Некоторые ученые предположили, что сохранение воспоминаний требует владения речью или ощущения собственного «я» - чего нам не хватает в детстве.

Однако хотя вербальная коммуникация и осознание собственной личности, несомненно, укрепляют воспоминания, их отсутствие не может целиком объяснять инфантильную амнезию. Как-никак у некоторых животных есть крупный и сложный мозг в сравнении с размером их тела, например у мышей и крыс, но у них нет речи или, предположительно, самоосознанности нашего уровня, но они тоже забывают свои детские воспоминания.

Тогда, значит, рассудили ученые, парадокс имеет под собой более значимую физическую основу, общую для человека и других млекопитающих с большим мозгом. Вопрос - какую?

Между рождением и ранним подростковым возрастом мозг закладывает некоторые схемы своего функционирования и укрепляет пути электрических импульсов жировой тканью, чтобы сделать их более проводящими. В процессе массивного роста мозг выстраивает бесчисленное количество новых мостов между нейронами. В ранние годы у нас гораздо больше связей между клетками мозга, чем во взрослом возрасте, - потом большинство из них рушатся.

Вся эта избыточная масса мозга - сырая глина, из которой гены и опыт формируют мозг таким образом, чтобы он соответствовал определенной окружающей среде. Без этой чистки мозгов дети не смогут выучить так много и так быстро, как это у них получается.

Как выяснили Бауэр и другие исследователи, эта способность приспосабливаться дорого нам обходится. Пока мозг переживает стадию продолжительного развития за пределами матки, большая и сложная сеть разных отделов мозга, которые вместе создают и хранят воспоминания, все еще находится в процессе развития и не в состоянии формировать воспоминания так, как она сумеет во взрослом возрасте. Как следствие, долгосрочные воспоминания, сформированные в первые три года жизни, - наименее стабильные наши воспоминания, и, скорее всего, они исчезнут или распадутся по мере взросления.


В начале этого года Франкленд с коллегами опубликовал исследование, рассказывающее еще об одном способе, при помощи которого мозг прощается с детскими воспоминаниями: они не просто бледнеют, но и скрываются. Несколькими годами ранее Франкленд с супругой Шиной Джосслин - также нейробиологом, начали замечать, что мыши, которых они изучали, демонстрировали худшие результаты во время тестов на память после того, как проводили некоторое время в клетке с беличьим колесом.

Супруги знали, что упражнение на колесе способствует нейрогенезу, росту новых нейронов, в гиппокампе - зоне мозга, которая играет ключевую роль в процессе памяти. И хотя нейрогенез в гиппокампе мозга взрослого человека очевидно укрепляет способность узнавать новое и помнить, Карл Дейссерот из Стэнфордского университета и другие исследователи предполагают, что он также может требовать некоторое количество забывания.

Так же, как в лесу есть место лишь для определенного количества деревьев, гиппокамп может содержать лишь определенное число нейронов. Новые клетки мозга могут занимать территорию других нейронов или даже заменять их, что, в свою очередь, может разрушать или переиначивать маленькие цепи, хранящие отдельные воспоминания.

Получается, высокий темп нейрогенеза в детстве частично ответственен за инфантильную амнезию.

Чтобы доказать эту гипотезу, Франкленд и Джосслент переместили маленьких и взрослых мышей из привычной небольшой пластиковой коробки в более просторные металлические клетки. В новых контейнерах они наносили грызунам небольшой удар электрическим током. Мыши быстро стали связывать металлические клетки с электрошоком и тряслись от ужаса всякий раз, когда их помещали в эти условия.

Мыши-малыши начинали забывать об этой связи уже через день, взрослые мыши - помнили ее. Однако если после ударов током взрослые грызуны бегали по колесу, стимулируя таким образом нейрогенез, они начинали в своей забывчивости походить на детенышей.

Прозак, который также стимулирует нейрогенез, имеет тот же эффект. И наоборот, когда ученые замедляли нейрогенез у детенышей с помощью лекарств или генной инженерии, юные звери формировали гораздо более стабильные воспоминания.

Чтобы внимательнее изучить то, как нейрогенез меняет память, Франкленд и Джосслин использовали вирус для внедрения гена, кодирующего зеленый флюоресцентный белок в ДНК только что выросших клеток мозга мышей. Сияющая окраска продемонстрировала, что новые клетки не заменяли старые; они, скорее, присоединялись к уже существующей цепи. Это говорит о том, что технически множество маленьких цепей нейронов, которые хранят наши ранние воспоминания, не уничтожаются нейрогенезом. Вместо этого они тщательно реструктурируются, что, вероятно, объясняет, почему изначальные воспоминания так сложно восстановить.


«Мы думаем, что это вопрос доступности, - комментирует Франкленд. - Но это также и вопрос семантики. Если к воспоминанию невозможно получить доступ, значит, оно фактически стирается».

Эта перестройка цепей памяти означает, что, хотя некоторые из наших детских воспоминаний действительно стерты, другие сохраняются в зашифрованном, искаженном виде. Исследования говорят о том, что человек может восстановить как минимум некоторые воспоминания детства, реагируя на определенные подсказки, - вызывающие возникновение в памяти каких-то моментов, связанных, к примеру, со словом «молоко». Или представляя дом, школу или особое место, связанное с определенным возрастом, которое позволяет всплыть релевантным воспоминаниям самим по себе.

Однако даже если мы сумеем распутать какие-то отдельные воспоминания, которые пережили смутные циклы роста и упадка в детском мозге, мы никогда не сможем полностью им доверять - некоторые из них могут быть частично или полностью выдуманными.

Исследование Элизабет Лофтус из Калифорнийского университета в Ирвайне показало, что наши самые ранние воспоминания часто представляют собой необъяснимую смесь из реальных событий, рассказов других и сцен, выдуманных нашим бессознательным.

В ходе ряда поворотных экспериментов в 1995 году Лофтус с коллегами дали добровольцам короткие истории об их детстве, полученные от родственников. Участники исследования не знали, что одна из этих историй - о том, как они заблудились в торговом центре в возрасте пяти лет, - была главным образом выдумкой. Четверть участников сказали, что помнят такой случай. И даже когда им сообщили, что одна из историй была сочинена, некоторые участники не смогли понять, что речь идет об инциденте в торговом центре.


Когда я был маленьким, я потерялся в Диснейленде. Вот что я помню: на дворе декабрь, я рассматриваю игрушечный поезд в рождественской деревне. Обернувшись, понимаю, что родители исчезли. Меня охватывает ужас, я начинаю бродить по парку в поисках. Ко мне подходит незнакомец и отводит к гигантскому зданию с кучей экранов, на которых показывают записи камер наблюдения. Вижу ли я родителей на одном из них? Я не видел. Мы возвращаемся к поезду, где я нахожу родителей. Бегу к ним в объятья, охваченный радостью и чувством облегчения.

Недавно я впервые спросил маму, что именно она помнит об этом дне в Диснейленде. Она сказала, что это было летом и что в последний раз они меня видели возле путешествующих по «джунглям» корабликов, а совсем не возле железной дороги у входа в парк.

Как только они осознали, что я пропал, они сразу обратились в Центр розыска. Сотрудник парка действительно нашел и привел меня в центр, где меня успокоили порцией мороженого.

Я был сбит с толку тем, что ее история так сильно противоречит тому, что я считал очень точным и четким воспоминанием, и попросил маму найти в старых фотоальбомах доказательства, но она смогла отыскать лишь снимки из предыдущей поездки в Диснейленд. Видимо, у меня никогда не будет четких свидетельств того, что тогда случилось. Остались лишь мерцающие, как пирит, крошечные осколки прошлого в голове.

  • Воспоминания детства позволяют вновь вернуть себе то, что стирается с годами: непосредственность, фантазию, легкость.
  • Некоторым из нас необходимо мужество, чтобы вновь прикоснуться к вытесненным в бессознательное детским проблемам и обидам.
  • Исцелить давние раны, понять себя и принять означает придать силу и смысл своей взрослой жизни.

Каждый из нас время от времени ощущает потребность вернуться в свое детство. Прикасаясь к нему, мы заново открываем для себя забытые ощущения: легкость и безмятежность в отношении к жизни, искренность и непосредственность в поступках, чистую радость или неподдельную печаль в охватывающих нас чувствах. Взглянув на мир глазами того ребенка, которым были когда-то, мы словно пробуждаемся от долгого сна.

Ассоциации пробуждают воспоминания

Детство возвращается к нам на уровне ощущений: вкуса, осязания, обоняния. Кусочек бисквитного пирожного позволил герою романа Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» вновь почувствовать безмятежное счастье, забытое давным-давно.

«Вкус пирожного «мадлен» - это классический пример того, как незначительная деталь, мимолетное ощущение запускают цепочку самых ранних детских воспоминаний, - рассказывает психотерапевт Маргарита Жамкочьян. - И у каждого из нас есть свои воспоминания, способные снова превратить нас в детей». Для 29-летней Инны это запах крепкого табака: «Мой дедушка с утра до вечера смолил «Беломор», был им просто пропитан. Я до сих пор, чувствуя этот запах, вспоминаю лето, дом дедушки и бабушки, как мы брызгались из шланга на солнце, как пекли в золе картошку».

Вновь ощутив себя ребенком, мы переживаем счастье, которое, кажется, нам уже не принадлежит

40-летняя Анна улыбается: «Каждый раз когда я откусываю кусочек овечьего сыра, словно оказываюсь на ВДНХ, в павильоне «Овцеводство». Я так любила ходить туда с мамой! Когда она, измученная запахом, пыталась увести меня, я начинала горько плакать».

А 36-летний Дмитрий чувствует себя ребенком, когда слышит некогда популярный мотив Юрия Антонова «Море, море…». «В одно мгновение я возвращаюсь в то лето, когда нас с братом первый раз привезли на пляж: там из динамиков целыми днями звучала эта песня. Море было холодное, родители не разрешали детям купаться подолгу, но наша мама говорила, что мы закаленные и нам можно. Мы с братом проводили в воде по несколько часов и были, наверное, самыми счастливыми детьми на всем курорте».

Вновь ощутив себя ребенком, мы переживаем моменты счастья, которые, кажется, нам уже не принадлежат, но они дарят нам особое чувство, которое хочется сохранить навсегда.

Пирожное «мадлен» в романе Пруста

«Удрученный мрачным сегодняшним днем и ожиданием безотрадного завтрашнего, я машинально поднес ко рту ложечку чаю с кусочком бисквита. Но как только чай с размоченными в нем крошками пирожного коснулся моего неба, я вздрогнул: во мне произошло что-то необыкновенное… Я наполнился каким-то драгоценным веществом; вернее, это вещество было не во мне - я сам был этим веществом. Я перестал чувствовать себя человеком посредственным, незаметным, смертным».

Марсель - герой романа «В поисках утраченного времени. По направлению к Свану» Марселя Пруста - пытается понять природу этого удивительного чувства и наконец вспоминает: такими кусочками пирожного «мадлен» угощала его по утрам тетя, когда в детстве он проводил лето в ее маленьком городке. Воспоминание, которое тщетно пытался воскресить разум, ожило благодаря крошкам бисквита; то, перед чем сдались мысли, сделали ощущения.

Пруст пишет: «Но когда от далекого прошлого ничего уже не осталось, когда живые существа умерли, а вещи разрушились, только запах и вкус, более хрупкие, но зато более живучие… напоминают о себе, надеются, ждут, и они, эти еле ощутимые крохотки, среди развалин несут на себе, не сгибаясь, огромное здание воспоминанья».

Воспоминания из прошлого - ключ к настоящему

Каждое детское воспоминание, каким бы тривиальным оно ни казалось другому человеку, для нас удивительно важно. Почему же так велика притягательная сила именно этих кратких мгновений, неизвестно почему сохранившихся в нашей памяти?

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что детские воспоминания позволяют понять поведение взрослого. Он называл ребенка отцом взрослого человека. Его ученик, крупнейший австрийский психоаналитик Альфред Адлер, использовал анализ ранних воспоминаний для того, чтобы воссоздать индивидуальную историю жизни своих пациентов.

«Не бывает случайных воспоминаний, - писал Адлер в «What Life Should Mean To You», - из бесчисленного множества впечатлений, которые выпадают на долю человека, он выбирает для запоминания только те, которые хотя и смутно, но ощущаются им как связанные с его нынешним положением».

Мы обращаемся к детству, потому что именно в нем скрыты колоссальные ресурсы

«Адлер считал, что, когда меняется стиль нашей жизни, меняются и воспоминания: к нам приходят другие сюжеты из детства, мы иначе интерпретируем случаи, которые помним», - поясняет психотерапевт Елена Сидоренко. Размышляя над ними, мы приобретаем возможность посмотреть на себя со стороны, осознать закономерность, преемственность всего происходящего с нами и благодаря этому повлиять на свое будущее.

«Вспоминая, мы ищем в тех далеких событиях и переживаниях источник своей личностной силы, - говорит психотерапевт Маргарита Жамкочьян. - Мы обращаемся к детству, словно предостерегая и утешая себя, потому что именно в раннем возрасте скрыты колоссальные ресурсы. И поразительно то, что, вспоминая, мы можем вернуть их себе».

Непосредственность или инфантилизм?

Глядя, как взрослый мужчина с азартом играет с мальчишками в футбол, многие думают: «Что за ребячество!» Когда немолодая дама, заслушавшись уличных музыкантов, вдруг скидывает на руки своему почтенному спутнику плащ и пускается в пляс, мы умиляемся: «Какая непосредственность!» Но если такого рода поведение повторяется у наших близких вновь и вновь, мы чувствуем раздражение: «Cплошной инфантилизм!»

«Каждому взрослому хочется иногда побыть ребенком, - поясняет психотерапевт Виктор Макаров. - Мы ведем себя по-детски, дурачимся, но потом поправляем галстук - и в офис! Возвращаясь к привычному образу жизни, мы поступаем как взрослые люди: разрешаем себе быть разными. А инфантильный человек всегда одинаков». «Психологически взрослый человек в состоянии непосредственно выражать свои чувства, но при этом выполнять обещания, отвечать за принятые решения. Инфантильный человек этого не умеет», - соглашается семейный терапевт Инна Хамитова.

У инфантилизма много лиц: безответственность, эгоцентризм, зависимость от других, неготовность отказывать себе в удовольствиях, неспособность самостоятельно принимать решения. Инфантильный человек уверен, что на свете всегда найдется кто-нибудь, кто решит его проблемы: муж или жена, начальство или государство. А по сути он просто отказывается взрослеть, и это совсем не то же самое, что подлинное возвращение к яркости ощущений первых лет жизни.

Самый узнаваемый пример такого поведения - Питер Пэн, мальчик, который решил не становиться взрослым. По сути, это трагический персонаж. Несмотря на все обаяние этого образа, он напоминает нам, что нет другого пути личностного развития, кроме взросления, - от детства к отрочеству, от юности к зрелости. Печально живется тем, кто остался на вечном «причале» одной из ранних стадий своей жизни, отказав себе в праве узнать, что будет дальше.

Почему мы склонны забывать детский опыт?

Многие современные психотерапевтические школы вслед за Фрейдом помогают нам искать причины своих взрослых проблем в раннем детстве. Но сложно пройти этот путь… без труда и сомнений. Даже в работе с психоаналитиком или психотерапевтом некоторым из нас так и не удается извлечь из глубин своей памяти детские воспоминания.

«Смотреть в себя трудно, потому что страшно: ведь детство заставляет нас не только переживать моменты счастья, но и страдать, вновь чувствовать себя маленьким, беззащитным или отвергнутым, - объясняет экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова. - Поэтому многие предпочитают забыть о своем детстве, но вместе с тяжелыми воспоминаниями они отвергают и детскую легкость, спонтанность, яркое ощущение жизни».

Забытый внутренний ребенок способен помочь нам понять собственных детей

Психоаналитик Татьяна Алавидзе подтверждает: «В юности некоторые торопятся побыстрее стать взрослыми, стыдятся любых проявлений детскости: не решаются дурачиться, играть, проявлять свои чувства. Подавляя в себе ребенка, молодой человек (или девушка) пытается подкрепить ощущение собственной важности - ведь на самом деле он не уверен в том, что он взрослый, боится «скомпрометировать» себя детскими поступками и мечтами. Но и повзрослев, такой человек нередко продолжает вести себя так же».

Последствия такого поведения нередко оказываются драматичными, особенно когда мы сами становимся родителями: именно этот забытый внутренний ребенок способен помочь нам понять собственных детей. Получая внимание и поддержку от взрослого, каким мы стали сегодня, наше детство дарит в ответ свои бесценные свойства: ясность чувств, безмятежность души, способность фантазировать, играть и творить. Возвращаться время от времени к живущему в нас ребенку, общаться с ним учит не только психотерапия - такая возможность есть у каждого из нас. В наших интересах использовать ее, чтобы сделать свою жизнь более насыщенной, гармоничной, творческой и по-настоящему живой.

теперь нам надо далеко уйти в прошлое и вспомнить наше детство!)какие у вас остались самые яркие детские воспоминание-может плохие и самое главное хорошие)сопровождаем все фото)

Я начала вспоминать и поняла, что у меня хороших воспоминаний куда больше, чем плохих! и это радует! было счастливое детство!

начну с не очень-помню до сих пор, как в три года меня переехали на велосипеде и сломали ногу.была такая маленькая, а помню все до сих пор по секундно, как это произошло.Видать потому что была адская боль.Также помню, как всегда боялась круглого зеркала в комнате, чего я там только не видела, мы с ним никогда не дружили)но маме почему то не говорила об этом.Также приходы-уходы моего отца.Помню как мама лежала в больнице, как было тяжело без нее и боялась за нее.Еще не была света, тепла-жили в одной комнате-в спальне-было тяжелое время.Помню-как мой дядя был тетю у нас на глазах(с тех пор ненавижу всех пьяных и боюсь)Помню, как безумно хотела животного домашнего-но никак не удавалось-то кот с ума сошел, то лишаем нам заразил другой, то еще что-то.Как стучала мелом об горку и песчинка попала мне в глаза и как я долго лечила и мучилась с глазами, и как однажды сестра дернула санки и я упала в снег-разбила губу и нос-прямо перед поездкой в Алмату.И я часто болела простудными по детству.Как раз я потянулась за соком и не аккуратно села на стул, в итоге упала вместе с ним и ударилась затылком об угол и потеряла сознание-это было единственный раз в жизни.

Из хорошего много, я почти все детство провела со своей сестрой Таней, поэтому все воспоминания в основном с ней связаны.Как мы собирались огрызки от ранеток с земли и ели их, вкуснее ничего не было)Как ели «Солдатский хлеб», сахар с мешка воровали(теперь сахар не люблю), воровали жвачки на базаре, собирали зеленую джигиду и обстреливались ее, воровали черемуху и яблоки на даче, Юпи и Зуко пили литрами, ели в сухую и делали лед из этого сока.Вызывали Пиковую даму, Жвачного короля, боялись Буку, который живет в кладовке.Рассказывали страшилки, сами себя пугали, что боялись выйти из комнаты.Записывали кассеты, прикалывались, пели-любимый фильм и прикол Зубастики.Играли с лизунами и попрыгунчиками, денди и тамагочи, тетрис.Очень много времени проводила я в Алмате у родственников-счастливое время-качели, горы, каскады-река Весновка горная, играли в Казаки-разбойники, прятки-разбитые коленки и камень во лбу))Какая я бы звезда класса-в меня были влюбленны все мальчишки-мы вместе играли в фишки, плитку, с девчонками в резиночку, классики, выбивалы.На каждое чаепитие я танцевала-сама придумывала танцы.Много выступала вплоть до 6 класса.На новый год всегда готовила концерты-писала стихи, песни, танцевала.Я была красотка!)Помню-какие замечательные подарки мама делала нам на новый год-я всегда съедала сладкое быстрее сестры и клянчила у нее потом конфеты)Помню, как строила домик пол столом, часто играла сама, была одна, не доставляла хлопот маме.С любовью вспоминаю наши игры на половичкам во дворе, пикники.Как играли Сейлормун-и спорили, кто кем будет.Как писали друг другу письма и записывали кассеты.Как катались с подругой на трюке, как меня колбасило по всей кабинке, до сих пор вспоминаю и угораю)Помню первую свою куклу Кетти, как я с ней не расставалась, также клевые посылки из Германии-там были шоколадные конфетки паровозики и я сочинила стих-«Про меня пишут в газетах, и я еще бываю на конфетах»_что-то такое уже не помню)Я вообще была как Алдар-косе, сочиняла на ходу-вечно пела и читала стихи)Помню свой первый опыт в готовке-халва из манной крупы-было очень вкусно! Как ели снег и сосульки грязные-за трубой прятались с сестрой)

Ой, много так вспомнила, еще много могут написать)

Расскажите вы-что вам запомнилось вам? и фото))

я, мама и сестра родная в Алмате на мамино 35летие

6й класс окончание-решили в кафе сходить-такие самостоятельные)

ой,14 лет, ужасная стрижка

с моей Танюшкой

новый год(тут еще бабуля моя(

в Алмате с братом на Весновке

Образы и сюжеты, которые человек относит к своему детству.

У кого-то впечаталось огромное синее небо, доброе теплое солнце и много-много желтых подсолнухов вокруг. У кого-то были запечатлены орущие родители, оплеухи, острые обиды и другие мало оптимистичные образы.

Верить ли тому, что люди вспоминают, как события своего детства? Если вы юрист - нет. Если вы психолог - да.

Ситуация реально непростая. Как показали многочисленные исследования, люди склонны искажать, досочинять и раскрашивать в любые цвета то, что они видели или им казалось, что с ними было, и чем больше прошло лет с момента происшедшего, тем более "творческими" оказываются воспоминания.

В 1935 году американцы провели исследование: 252 женщины должны были рассказать о таком важном событии как беременность и рождение ребёнка. Когда рассказы этих матерей сравнили с их медицинскими картами, оказалось, что воспоминания крайне недостоверны. Матери занижали или завышали вес собственных детей почти на 20%, не могли точно сказать, сколько времени тратили каждый день на уход за ними, здесь ошибка вообще доходила до 41%.

Детство было давно, ребенок - существо творческое, и как либо всерьез доверять детским воспоминаниям оснований нет.

Случай из судебной практики: девушка во всех подробностях описывала, как её на протяжении семи лет регулярно насиловал отец. Однако медицинская экспертиза, проведённая после её обращения в суд, показала, что истица была девственницей.

Аналогично, пишет психотерапевт (МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии: Пер. с англ. - СПб.: Речь, 2001. - 560 с. ISBN 5-9268-0036-6): "Воспроизведение клиентами событий может быть настолько не­точным, что иногда они вспоминают то, чего никогда не было. Одна клиентка потратила много часов на то, чтобы обсудить, как дядя совратил ее, когда ей было десять. Но когда мы проводили деталь­ное припоминание, оказалось, что дядя умер, когда ей не было и шести. На самом деле она никогда не подвергалась сексуальному насилию, но это случилось с ее лучшей подругой, и она настолько прониклась сочувствием к ней, что позднее вообразила, что это было с ней самой.

Другие клиенты вспоминали события, прочитанные в книге или увиденные в кино, но которые, как они думали, случились с ними, так как они забыли источник. Вот знаменитый случай такого рода - Бридди Мерфи (Bernstein & Barker, 1989). Под гипнозом она вспом­нила, что в прошлой жизни жила в Ирландии. Некоторые люди проверили ее описание ирландской деревни и обнаружили, что оно было на удивление точным. Этот случай использовался как доказа­тельство в пользу реинкарнации. Позднее репортеры раскрыли, что она слышала эти рассказы от одной престарелой женщины, кото­рая, будучи ребенком, жила в ирландской деревне. Когда Бридди было пять, она сидела на веранде у старушки и внимала ее исто­риям об Ирландии".

Даже если проблемные ситуации, пережитые ребенком в детстве, действительно имели место, они не имеют прямого действия на сегодняшнюю жизнь взрослого человека. Эксперименты, проведенные в сфере социальной психологии, показали незначительность долговременных последствий пережитого в детстве сексуального или физического насилия, крайне незначительное влияние семейной ситуации в период детства на поведение и жизнь взрослого и др.

«Выясняется, например, что в большинстве случаев долговременные последствия пережитого в детстве физического или сексуального насилия относительно незначительны (Widom, 1989). То же касается и долговременных последствий подростковой беременности в жизни молодых женщин (Furstenberg, Brooks-Gunn, Morgan, 1987) и даже долговременного эффекта психологической обработки в лагерях для военнопленных (Schein, 1956)»(Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация: уроки социальной психологии. М., 1999).

Однако сами люди обычно склонны доверять своим детским воспоминаниям, и если человек к своим детским воспоминаниям относится серьезно, то не суть важно, это правда или фантазии: на человека это влияет практически одинаково. Именно поэтому работа с детскими воспоминаниями - эффективная техника личностной работы.

Личностная работа - работа глубинная, когда нужно помочь человеку разобраться с направлением и смыслом его жизни.
Личностную работу с клиентом нужно отличать от психологической консультации, где происходит как правило разовая, ситуативно ориентирующая беседа психолога с клиентом по поводу его жизненной ситуации, пока клиент находится в позиции Автора и за направление своей жизни в целом отвечает.

Рассказывал студентам МГУ об эксперименте, где проблемной пациентке под гипнозом были внушены позитивные воспоминания ее детства. Результатом стало стабильное улучшение ее душевного статуса и личностного здоровья: исчезли проблемные пики в результатах ее теста по ММPI, усилилась ее авторская позиция (субъектность). Любопытно, что она стала демонстрировать мужской тип социализации: позиция "вот, выйду замуж, меня будет содержать муж" изменилась на "стану специалистом, буду содержать себя сама".

При этом, чтобы изменить детские воспоминания, не обязательно искать гипнотизера: творческие люди с хорошим воображением вполне могут сделать все нужное самостоятельно.

Одна из участниц Дистанции , с душой работая над упражнениями, в направлении "Статус и влияние" постоянно тормозила, как будто что-то ее сдерживало. И в один удивительный день она пришла, как будто преображенная: плавные жесты и движения, королевская осанка, мягкие, но властные интонации... Что произошло? Что она с собой сделала? Она рассказала об этом так: "Все свое детство я провела, бегая с мальчишками по дворам и по помойкам, и мы всегда смотрели на взрослых и красиво одетых людей как на что-то чужое, помоечные собаки были нам ближе. Даже когда я подросла и сменила компанию, в глубине души я все равно чувствовала себя какой-то шавкой, не верила, что я красивая и статусная женщина - откуда? Я решила это изменить, я закрыла глаза и стала вспоминать свое другое детство. Сочинять себе новое детство. Я поняла, что я - графиня Суздальская, и стала конструировать себе этот образ, эту легенду. И скоро я уже как наяву видела нашу большую и красивую усадьбу с большими лугами и парком, широкой лестницей, по которой я сбегала в легком белом платье навстречу папеньке и маменьке. Я вспомнила красивую залу с большими картинами и прозрачными занавесками, где я любила играть на фортепьяно, я вспомнила наши обеды за большим столом со свечами и огромное зеркало, перед которым я любовалась собой, когда собиралась на первый бал...

Никогда не поздно пережить свое счастливое детство...

Не надо хранить в своей голове то, что не помогает тебе в жизни и развитии, и, напротив, имеет смысл загружать в свою голову то, что помогать будет - даже если это только сказки и фантазии. Воспоминание - это только образ, помеченный в нашем сознании как связанный с какими-то событиями, и наши воспоминания могут создаваться нами самими - под задачи, важные нам. В вашей голове, как и в вашем доме, должно быть только то, что работает на ваши ценности и интересы, что работает на ваше будущее.