Причины детской жестокости и пути ее преодоления. Детская жестокость: причины, последствия, профилактика. Личный пример - главное

Многие слышали о детской жестокости. Но у одних малышей характер со временем меняется в лучшую сторону, а у других плохие привычки и дурные качества с возрастом усугубляются. От чего это зависит? От правильного воспитания и от того, какой пример будут подавать взрослые чаду.

Гиперопека

Многие родители, которые только обзавелись ребенком, чрезмерно опекают свое чадо. Не удивительно, что у ребенка в жизни не возникает проблем, и он не понимает суровых реалий мира. Так как же в подобных ребятах, которые не видели ничего дурного в этой жизни, может развиться детская жестокость? Дело в том, что подрастая, ребенок, которому не доводилось самостоятельно принимать решения, будет кидаться в крайности. Подобная персона может быть слишком скромной или, наоборот, слишком буйной. Человек, который рос на полном попечении мамы, невольно становится эгоистом. Он никогда ни в чем не нуждался, и поэтому он может делать все, что его душе угодно. Подобная безбашенность начинает проявляться в школьные годы. Ребенок дерется с одноклассниками, так как он понимает, что мама его не будет ругать. Ведь чадо соврет, что не он затеял драку, а его побили.

Основная причина детской жестокости - это незнание мира. Ребенок, которого всегда опекают и жалеют, может натворить множество глупостей. Поэтому разумные матери приучают чадо к самостоятельности с самых юных лет. Тогда у ребенка не будет проблем с самопознанием и он не будет кидаться из крайности в крайность.

Недостаток любви

Что может быть хуже гиперопеки? Недостаток любви. Ребенок, которого не любят родители, постоянно попадает в неприятности. Почему? Таким образом, чадо хочет привлечь внимание взрослых к своей кандидатуре. Ребенок дерется, падает с деревьев, таскает животных за хвосты и уши, а также грубит взрослым. Такое асоциальное поведение вполне нормально для малышей, родители которых занимаются строительством карьеры, а не воспитанием чада. Многие люди думают, что их задача обеспечить ребенка всеми необходимыми материальными благами, а воспитанием и формированием личности должны заниматься воспитатели и учителя. Родители должны понять, что для детей внимание куда важнее модных игрушек. Ребенок, которого любят, никогда не будет задирать одноклассником и пытаться доказать всем свою крутость и авторитет. Так поступают только те дети, которым чего-то не хватает в семье. Поэтому они стараются самоутвердиться за чуждой счет. Родители должны вовремя обратить внимание на наклонности своего чада, иначе характер сформируется, и отрицательные черты характера будет сложно исправить.

Копированная агрессивность

У вас счастливая семья, но почему-то ребенок ведет себя неадекватно. Где нужно искать причину асоциального поведения? Фильмы про насилие сильно влияют на поведение ребенка. Даже если мама и папа малыша относятся друг к другу очень хорошо, но ребенок вместе с родителями часто смотрит боевики и криминальные истории, то в скором времени можно будет ждать того, что малыш будет копировать формы поведения, увиденные на голубом экране. Почему? Детям свойственно подражать любимым героям. И если у ребенка будет любимый персонаж, пусть и добрый, но который решает все вопросы рукоприкладством, то и ребенок будет свои проблемы решать подобным образом. Причем плохим привычкам могу научить не только взрослые фильмы, но и детские мультики. Взять, например, «Тома и Джерри». Эта популярная комедия основана на том, что мышонок целенаправленно издевается над котом и Тому приходится вести себя агрессивно. Причем нигде не говорится, что подобное поведение неправильное. Суть мультика сводится к следующему: если вас вывели из себя, вы можете применять любые карательные меры по отношению к своему обидчику. Подобный подход в корне неправильный. Поэтому нельзя включать фильмы про насилие при ребенке. Неокрепшему уму подобные картины будут вредны. Они навредят психике и утвердят ребенка во мнении, что агрессия и сила должна помогать в любой спорной ситуации.

Ребенок-бандит

Вашего малыша все в округе называют «сорванец»? Почему милый и ласковый ребенок стал грубым и неадекватным подростком? Если родители в какой-то момент пустили воспитание чада на самотек, то не стоит удивляться, что ребенок самостоятельно занялся своим образованием. Но вместо того, чтобы учиться чему-то полезному, малыш мог связаться с дурной компанией.

Если родители незнакомы с друзьями своего чада, а также они совершенно не интересуются, чем их наследник занимается на улице, то ребенок, предоставленный самому себе, может натворить много глупостей. Агрессия будет у него средством обороны от всех, кого он считает посторонним. А посторонними будут все, кроме своей банды. Добрый малыш вскоре станет злым ребенком. Трансформация произойдет быстро, родители даже не успеют опомниться.

Дальше ребенок может часто попадать в полицейские участки и стать малолетним преступником. А все почему? Потому, что родители не уследили за воспитанием ребенка. Нужно всегда принимать участие в жизни своего чада. Чаще интересуйтесь, с кем гуляет ребенок, познакомьтесь с друзьями и каждый день спрашивайте, чем ребенок занимался на улице. Родители обязаны уделять время своему чаду. Это должны быть не только разговоры, но также совместные игры и прогулки. Тогда малыш будет полноценно развиваться, и не будет приобретать дурных наклонностей.

Пристрастие к насилию

Злой ребенок - это ребенок, воспитанием которого родители не занимаются. Взрослые должны понимать, что у любого следствия есть своя причина. Если ребенок ведет себя агрессивно, значит, на него следует обратить пристальное внимание. Жестокость - это то качество, которое не развивается само по себе. Это ошибка в воспитании. Ребенка или принижают дома, или же ему уделяют слишком пристальное внимание и посредством асоциального поведения личность хочет показать свою независимость. Последствия неправильного воспитания могут быть плачевными. Ребенок будет стараться найти себя, и путь, который он выберет, будет не слишком хорошим. Например, подросток, которого не приучили к труду, и которому не выделяют деньги на карманные расходы, может зарабатывать себе на развлечения финансы разбоем и грабежом. Подобное поведение нужно исправлять. Этим должны заниматься профессиональные психологи, так как с определенного возраста подросток будет отрицать авторитет родителей.

Пристрастие к насилию формируется в юном возрасте. Ребенок будет пробовать различные способы самоутверждения и не всегда они будут гуманными. Постоянные драки показывают, что личность старается самоутвердиться за счет силы. Подобный способ решения проблем опасен для общества. Выработав модель поведения, которая работает, ребенок может пользоваться ей в сознательном возрасте. Карманники, насильники и грабители - это люди, у которых нет моральных норм, или они есть, но личности не боятся их преступать.

Бесхарактерное создание

Почему дети мучают животных? Причина в том, что ребенок чувствует авторитет взрослых и считает, что сильные создания всегда доминируют над слабыми. Если родители слишком сильно давят на свое чадо, нет ничего удивительного в том, что малыш будет агрессивно относиться к животным. Чадо будет бояться показать свой характер родителям, но он не будет бояться показать его животным.

Угнетая слабых, ребенок будет чувствовать свое превосходство. Подобные методы поведения нужно строго карать. Но в первую очередь психологи советуют родителям снизить давление на ребенка. Малыш должен чувствовать во взрослых не только силу и авторитет, но и любовь. Нужно внушить своему чаду мысль, что чем больше у человека силы, тем больше у него и ответственности перед окружающими. Подобная мысль благотворно повлияет на ребенка. Он поймет, что издеваться над животными нельзя, так как они слабые и беззащитные. Нужно внушить ребенку мысль, что слабые создания нуждаются в любви и ласке. Подобное утверждение нужно формировать с малолетства. Когда малыш дергает кошку за хвост, нужно ему объяснить, что животному больно, и оно может укусить или поцарапать. И это будет нормальная реакция на издевательство.

Следует также объяснять, что нельзя обрывать листья с деревьев и ломать саженцы. Ребенок должен понимать, что живые существа, даже если они не могут дать сдачи, чувствуют боль.

Учите ребенка решать свои проблемы самостоятельно

Психология детей и родителей разная. Дети понимают, что взрослые люди сильные и умные личности, способные решить все проблемы. Каждый родитель хочет защищать и оберегать свое чадо. Но с определенного возраста следует приучать ребенка к самостоятельности. Малыш должен уметь постоять за себя и при этом решать вопросы не с помощью кулаков, а с помощью логичных доводов. Обижаться или бить в ответ не стоит. Нужно объяснить обидчику, что он неправ, и при этом сделать это самостоятельно, а не бежать за помощью к воспитателю или учителю. Несамостоятельные дети часто просят взрослых решить свои проблемы. Потакать подобному желанию не стоит. Почему? Учитель может влезть в скандал и наказать виновного. Но персона затаит обиду на ябеду, и при первой возможности отомстит. Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок вырос слабым, следует научить его правильно решать свои проблемы.

Подростковая жестокость - это не норма жизни. Жестокость и агрессивность - это следствие деструктивного поведения. Подростки стараются найти себя и научиться противостоять этому миру. Без поддержки родителей они могут кидаться из крайности в крайность. Следует дать понять ребенку, что проблему всегда можно решать цивилизованным путем.

Донесите до своего чада мысль, что кулаки не стоит использовать даже в самых крайних случаях. А как же самооборона? Подросток не должен доводить конфликт до драки. Ему нужно разрешить проблему до того, как она примет более серьезный оборот.

Воспитание с помощью сказок

Детская жестокость к животным довольно распространена в любом обществе. Многие дети не видят разницы между игрушками и живыми существами. Если малыш агрессивно играет с мягкими медведями, то он в таком же стиле будет играть с домашним котом. В этом случае следует дать ребенку понять, что проявлять агрессию нельзя не только к домашним питомцам, но и плюшевым игрушкам. Родителям следует рассказать чаду, что игрушкам тоже больно и обидно, когда их бьют. Кто-то может сказать, что врать детям нехорошо. Не стоит воспринимать подобные ситуации как обман. Вы учите ребенка проявлять уважение ко всему, что его окружает. Родители должны корректировать поведение своего чада, если оно переходит границы допустимого. Глупо думать, что малыш видит разницу между животным и своим плюшевым медведем. Для ребенка любое существо, которое имеет небольшой размер - это игрушка.

Как воспитать ребенка любящим и понимающим? Корректировать поведение малыша нужно с помощью сказок. Больше читайте со своим чадом. Но недостаточно читать небылицы перед сном. Родители должны проводить с малышом беседы о том, что он услышал. В любой сказке есть мораль, и ее нужно доносить до сознания малыша. После того как вы прочитали ребенку небылицу, нужно обсудить ее. Если ребенок маленький, вывод должны сделать взрослые. Если ребенок уже большой, то он должен сам объяснить родителям, что он понял из прочитанного ему текста. Только сознательная работа над смыслом произведения поможет малышу лучше осознать, что такое добро, а что такое зло.

Развитие эмпатии

Как должна проходить профилактика детской жестокости? Взрослые должны поработать над эмпатией малыша. Ребенку следует внушить мысль, что сопереживание - это нормальное качество любого человека. Если кому-то больно или плохо, его нужно пожалеть.

Когда ребенок понимает, что такое боль и обида, он не будет целенаправленно стараться причинять зло окружающим. Как проводить воспитательную работу? Больше гуляйте и разговаривайте со своим чадом. Например, увидев, как на улице ребенок упал с самоката, вам нужно подбежать к малышу вместе со своим ребенком и помочь незнакомому мальчику подняться. После этого следует вместе успокоить малыша, пожалеть его и в случае надобности обработать рану. После этого показательного случая расскажите своему чаду, что подобная помощь - это нормальное поведение человека. Заставьте ребенка представить, что подобная ситуация может случиться с ним. Пусть он представит, как он сам падает с самоката, как ему будет больно и обидно. Сопереживание поможет ребенку понять, что чужая боль может быть такой же сильной, как собственная. А понимая и принимая этот факт, малыш не будет толкать детей или же бить их.

Почему дети становятся жестокими? Родители не учат своих малышей сопереживанию. Современные мамы очень обеспокоены счастьем собственного ребенка, и часто не обращают никакого внимания на окружающих детей. А это делать нужно обязательно. Иначе вы никак не объясните своему чужая боль, чуждое счастье, что такое сопереживание и радость за других - это нормальное явление.

Авторитет для ребенка

Детская жестокость возникает в тех семьях, в которых нет авторитета. Ребенок привык копировать поведение со своих кумиров. И для каждого ребенка кумирами должны быть родители. Но если малыши понимают, что их мама и папа не тянут на роль героев, то им приходится находить замену в мультиках или в фильмах.

Родители должны стать примером для подражания и объектами обожания. Дети должны любить и боготворить своих родителей. В этом случае они будут копировать нормальное поведение, и не будут страдать приступами ярости, если, конечно, ими не страдают взрослые. Поэтому подумайте о том, являетесь ли вы примером для подражания. Может ли ребенок гордиться вашими успехами и считать вас героем. Нет? Меняйте ситуацию. Иначе ваш малыш вскоре поймет, что ему нужно искать или же выдумывать себе другого кумира.

Нет физическим наказаниям

Если родители бьют детей, то им не стоит удивляться, что малыши вырастают в агрессивных персон. Рукоприкладство приветствовать нельзя ни при каких обстоятельствах. Даже если ребенок сильно раздражает, нужно усмирять его словами, а не побоями. Родители, которые приветствуют телесные наказания, выращивают агрессивных личностей.

Детская жестокость напрямую зависит от поведения взрослых. Ведь подражание - это естественная стадия развития любого ребенка. Если папа бьет мальчика за проступки, то вырастая, подросток начинает бить своих одноклассников за неугодное ему поведение. Адекватно ли это? Нет. Подобное поведение не должно быть приемлемо в нормальных семьях. Родители должны на своем примере показывать малышу, что все проблемы можно урегулировать мирным способом. Не нужно прибегать к помощи ремня всякий раз, когда заканчиваются аргументы. Нужно искать подходящие слова и пользоваться ими.

Парадокс: с одной стороны, принято считать, что дети — цветы жизни, с другой — иные представители подрастающего поколения в своей жестокости во многом превосходят любого взрослого. В чем же истоки детской агрессии? И можно ли ее как-то усмирить, а еще лучше — предотвратить?

Ученые США утверждают, что за агрессивное поведение отвечает определенный ген, и если человек им обладает, он пойдет по криминальному пути. Но наши психологи уверены: даже если американцы правы, от воспитания и социальной среды зависит очень многое.

— Существуют два вида детской жестокости, — говорит Татьяна Котова, кандидат психологических наук, преподаватель кафедры психологии личности РГГУ, -фрагментарная и устойчивая. Первая проявляется в неожиданных поступках ребенка, которому агрессивное поведение вообще-то не свойственно. Типичный пример фрагментарной жестокости: неожиданная агрессия, которая направлена на близких — на братьев-сестер, на бабушек-дедушек. Или на маму, которая потом удивляется: "Папу совсем не видит, но нежен с ним, а я для него все делаю, а он в ответ — грубость!" А ведь тут все понятно: 6-7 лет — возраст переломный. Ребенок учится наблюдать себя со стороны, уже кого-то из себя строит. Но делает это крайне неловко: увидел где-то тот или иной образец поведения и примерил на себя. Обычно в такой момент мы видим в его глазах интерес: а что будет, если я сделаю то-то и то-то?

С помощью агрессивных выходок дети подчас определяют для себя границы дозволенного

В такой ситуации взрослым достаточно очень твердо и очень жестко сказать: "Так поступать нельзя, это плохо!" И тут же перевести внимание на что-то другое, увлекательное для ребенка. Пусть лепит, вырезает из бумаги и т. п.

Устойчивая жестокость — это сигнал беды. Как правило, она проявляется по отношению к каким-то группам (либо ко всем детям, либо к животным, либо ко всем взрослым) и связана уже не с возрастом, а с личными особенностями ребенка. Обычно особенности эти формируются в силу каких-то неудачных обстоятельств: агрессия со стороны родителей, их недостижимые требования или издевки, или гиперопека. И являются той формой поведения, через которую ребенок реализует свой страх, стресс или преодолевает препятствие. Тогда как обычный ребенок сможет попросить, поменяться, подождать, возмутиться и при этом имеет хотя бы минимальный тормоз на причинение боли другому. К слову, эта градация агрессивного поведения — фрагментарная и устойчивая — справедлива для любого возраста. А вот причины, порождающие подобное поведение, в разном возрасте разные.

Из форумов Интернета
Георгий
Я психотерапевт с 20-летним стажем, но с подростками работать избегаю. Скажу больше — я их боюсь. Они все чрезвычайно агрессивны, кто-то конструктивно, кто-то разрушительно. Это существа, которые должны убить в себе ребенка. Порой эта "убийственная" энергия направляется на ближнего. Спорт — действительно замечательная штуковина, но высокий уровень враждебности у подростка — это проблема его родителей, явная или скрытая болезнь семьи. Как правило, неспособность направить агрессию в социально благоприятное русло встречается у детей, так или иначе отвергаемых родителями. Способы этого отвержения различные. Маме и папе даже не обязательно для этого валяться под забором. Поэтому для решения проблемы в каждом конкретном случае необходимо "лечить" родителей.
Slavtenotto
Дети — наши зеркала, они ведут себя точно так же, как мы. Дети жестоки? Да, но разве вы вчера не закатали скандал мужу с битьем посуды из-за мелочи? Не вы ли, сердобольный папаша, вчера пнули со всей силы котенка, путавшегося под ногами, — и это все на глазах сына. А потом удивляемся: ребенок орет, бросается игрушками, мучает животных...
Mihail
Ребенок должен уметь постоять за себя, а не убегать от проблем, прикрываясь хорошим воспитанием. Для девочки, конечно, драки недопустимы, а вот мальчик должен набивать свои синяки, а иначе он будет слабохарактерным человеком.
Вероника Плеханова
Моего в третьем классе раздражал одноклассник. Мелкий, юркий, быстро бегает — не догонишь. Скажет пакость — и нет его. Мишка мне говорит: "Мама, я его, наверное, побью, если догоню, но я боюсь, потому что я очень сильный и могу его убить". Я говорю: "Ты сразу не бей, сперва предупреди его, не поможет — предупреди учительницу. Если и это не поможет — бей". Миша предупредил Колю. Не подействовало. Он подошел к учительнице: "Надежда Константиновна, я честно предупреждаю, что в следующий раз я его поколочу, причем сильно". Учительница отчитала Колю. Не помогло. Наступил следующий раз. Миша дал ему в нос. Коля в рев, в кровь, к маме, к завучу. Вызывают меня с "садистом". Я спрашиваю Колю: "Он тебя предупреждал?" — "Да". — "Надежда Константиновна, он вас предупреждал?" — "Да". Завуч разводит руками и строго говорит: "Вероника Анатольевна, вы допустили педагогическую ошибку: Ваш ребенок забыл предупредить завуча".

Начальная школа: не такой, как все

Когда в класс одной из питерских школ вошла новенькая — Олеся, крупная девочка с "заячьей губой", — первоклассники начали перешептываться и хихикать. На первой же перемене, когда кто-то крикнул ей в спину: "Урод!" Олеся попыталась ударить обидчика, а потом расплакалась. Детям, казалось, только того и было надо. Отныне девочка стала неприкасаемой. С ней никто не хотел сидеть. Если кто-то вынужден был дотронуться до ее вещей (например, передать тетрадь с контрольной), то потом демонстративно протирал руки дезинфицирующими салфетками. И как только ее не дразнили! Учительница пыталась устыдить ребят, но у нее не слишком-то получалось.

— В первом классе часто оказываются дети, которые психологически еще дошкольники. То есть они просто не готовы осваивать такие глобальные понятия, как личное пространство другого человека, сострадание, дружба, — объясняет Татьяна Котова. — Зато легко поддаются общему настрою, правилам поведения в определенной группе. Если в классе принято дразнить тех, кто чем-то отличается — толстяков, копуш, — дети это подхватывают.

В младших классах полезно обустроить в школьном кабинете зону с развивающими играми — тогда у детей будет занятие на перемене. И, соответственно, меньше поводов для неконструктивных действий.

Что делать, если вы узнали, что ваш ребенок участвует в травле? Не осуждать, не морализировать: "Как ты мог? Это ужасно!" Иначе ребенок просто замкнется в себе и никогда ничего больше не расскажет. А ведь наша задача — не оттолкнуть его от себя, а выяснить, что он при этом испытывал. Как правило, ничего страшного. Это просто интерес: а что будет, если ТАК поковырять человека.

И говорить "Поставь себя на его место!" бессмысленно. Умение посмотреть на себя со стороны надо воспитывать, причем исподволь. Отличный способ — почитать книги соответствующего содержания. Например, в моем детстве, помню, мы читали сказку про индийского мальчика, который стал таким же маленьким, как бабочка, которую он мучил. Подобные произведения есть для каждого возраста.

А если издеваются над вашим ребенком, и учитель бессилен ему помочь, выход один — менять социальную среду, то есть класс. Впрочем, этот совет справедлив и для тех детей, кто оказался вовлеченным в травлю — расти в коллективе, где такое оказалось возможным, не полезно никому.

Если ребенок проявил жестокость, ругать его бессмысленно: надо разбираться в причинах

Средняя школа: разрушители устоев

Семиклассницу Кристину ровесники не любят: зубрилка и ботан, она никогда никому не дает списывать и часто "доводит до сведения" учителей те или иные проделки одноклассников. За один такой донос ей даже устроили темную: при входе в класс накинули на голову чей-то пиджак и отпинали. А уж написать на ее страничку в социальной сети гадость — развлечение для ребят традиционное. В прошлом году мама переводила ее в другую школу, но пришлось вернуться: там травля приняла уж совсем жестокий характер.

— Ситуация ожидаемая, — комментирует Татьяна Котова, — ведь важнейшим авторитетом для подростка становятся уже не родители и учителя, а сверстники. И если в начальной школе смеются над двоечниками, в средней могут травить за хорошую учебу, то есть за соответствие взрослым правилам. И понятие справедливости тут формируется в соответствии с шаблонами массовой культуры, где герои, как правило, слегка асоциальны, но при этом придерживаются какой-то общечеловеческой морали (например, "своих не сдаем!"). На похожих принципах построены гангстерские боевики про благородных разбойников. И если лидером класса подобные образцы приняты, они распространяются на всех.

Желание быть сильным в подростковом возрасте — одно из самых главных. Но дальше все зависит от того, на что сила направлена. Если на то, чтобы защищать идеалы и слабых — это прорыв во взрослость. Если сила ради силы — это лень, деградация и, как следствие, жестокость.

Родителям подростков приходится нелегко: ведь это возраст, когда даже самые послушные дети пытаются проявлять независимость и отвергают правила старших. Так что действовать мамам и папам придется с особой осторожностью.

Постарайтесь объяснить: травля — это признак незрелости одноклассников. И их попытка подлизаться к вожаку — ведь подростки всегда примыкают к сильному. Который, как правило, пытается соответствовать каким-то образцам, шаблонам массовой культуры.

И еще любому подростку требуется ваша убежденность: "Ты — сильный!" Причем как жертве, так и, как ни странно, агрессору. Уверенный в себе человек не станет доказывать свою значительность кулаками.

Старшие классы: в свободном падении

На уроках географа Олега Соломоновича стоит постоянный шум. Дети отказываются слушать этого милейшего чудака. Тем более что к середине урока он обычно начинает смешно злиться и изрыгать обвинения вперемешку со слюнями. Вчера вот вырвал из рук Семенова с первой парты листок с изображением какого-то чудовища: "Чем ты занимаешься? Что это?!" — "Вы, Олег Соломонович!" Дети хохочут, учитель трясущимися руками ищет в кармане нитроглицерин...

— Травля в старших классах — это групповой феномен, — утверждает Татьяна Котова. — Ее причины в бездействии и беспомощности старших. В данном случае — педагогов. Группа ищет, чем заняться вместе. И если ничего другого не предлагается, подростки объединяются в травле. Тут жестокость тонкая, с подколами. И часто направлена на учителей. Вспомним хотя бы шокирующую историю про то, как дети избили пожилую учительницу физкультуры, да еще сняли все это на камеру... С одной стороны, там налицо дикая халатность руководства школы: дети не были заняты ничем вообще. И образовательным процессом в том числе. С другой — нашелся один отвязный подросток, возможно, с определенной патологией, временный лидер. Очень сильно заводило детей и наличие видеокамеры. Что, кстати, выдает, что акция была спланирована.

А чтобы подростку стать жертвой в старших классах, должны произойти какие-то очень индивидуальные события. Достаточно, чтобы будущая жертва напомнила лидеру класса кого-то, кого он не любит. И он начнет его задирать. А дальше всем это понравится — и "процесс пошел".

Осторожно: провокатор!
Есть дети, которые являются провокаторами: они или просто не умеют общаться, или им очень скучно. И они начинают задираться: например, хватают что-то с чужой парты или толкаются, а потом убегают. Тот, кто догоняет, чаще всего потом оказывается виноват: ведь может завязаться драка. Чтобы ребенок не получил незаслуженно репутацию агрессора, научите его не обращать внимание на таких одноклассников или превратить происходящее в шутку.
В средней и старшей школе свой тип провокатора: этакий лидер на час. Это он подзуживает одноклассников: "Давайте бить стекла в школе после дискотеки!" или "Давайте забьем ногами Федю!" Но при малейшей опасности или необходимости отвечать за свои действия он легко предает своих "подельщиков".

Требуется педагогический талант!

— Несмотря на пять курсов университетского образования, я до сих пор не поняла, как найти правильный подход к ожесточенным детям, — жалуется завуч старших классов Юлия Ч. — Ко мне обращаются и учителя, и родители с просьбой помочь, поговорить, разъяснить. А я ощущаю физический страх перед этими детьми!

— Понятно, что трудные дети есть в каждом классе, и каждому учителю приходится сталкиваться с ними, — говорит Надежда Болсуновская, победитель конкурса "Лучшие учителя России", организатор интерактивного сообщества школьных психологов. — В нашей школе конфликты педагог-ученик мы стараемся предотвращать с помощью регулярного мониторинга: выясняем у детей рейтинг предметов, трудность восприятия материала, степень заинтересованности учащихся Анкетирование бывает, в том числе, и анонимным. По результатам можно судить о популярности не только того или иного предмета, но и того или иного педагога. Отсюда — выводы и беседы с учителями.

А для родителей у нас организована специальная "Школа", где примерно раз в неделю мы обсуждаем, в том числе, и проблемы детской жестокости. Плюс действует дистанционный тренинг в Интернете на сайте http://schoolpsyholog.blogspot.com.

Приходит психолог и на родительские собрания. Впрочем, навыкам общения детей должны учить не только родители, но и педагоги. К сожалению, пока это официально никак не регламентировано. И получается: если учитель плохо преподает предмет, низкие баллы на ЕГЭ это продемонстрируют. А если он не способен гасить конфликты, зафиксировать это документально невозможно.

Устами
"Почему дети жестоки?" — этот вопрос социологи задали школьникам г. Усинска. В анкетировании приняли участие 569 подростков. Возраст опрашиваемых — от 13 до 18 лет. Выяснилось, что:
56 % ребят считают: жестокость их ровесников порождают низкий достаток в семье, недостаток контроля и внимания со стороны родителей, употребление алкоголя.
Вследствие этих причин, по мнению ребят, дети самоутверждаются и привлекают к себе внимание через унижение и избиение своих товарищей, завоевывают лидерство, издеваясь над существующими в каждом детском коллективе изгоями.
76 % детей признают существование рэкета со стороны ровесников.
Как защитить себя от издевательств?
45 % — только обратившись за помощью к взрослым; 40 % — с помощью драки или оружия; 4 % — откровенно поговорив с обидчиком; 11 % — считают, что защититься невозможно, кроме как уехать из города.
(по материалам сайта www.zadavay.ru)

Худшее, что педагоги могут сделать, узнав о травле кого-либо из учеников, — это занять одну из следующих пагубных позиций.

  • Дети сами разберутся, взрослым вмешиваться не следует.

Особенно печально, когда ребенок или подросток (подросткам, как правило, это дается крайне тяжело) решается открыться взрослому, рассказать о своей беде, а взрослого по тем или иным причинам такие откровения не интересуют.

Искоренить школьное насилие можно, лишь публично признав факт его существования

  • . Нельзя выносить сор из избы.

В школе должна быть конфликтная комиссия, куда в крайнем случае ребенок может обратиться. Но именно — в крайнем. Есть дети, которые бегают ябедничать по любому пустяку, что тоже не дело. С проблемой притеснения, травли, насилия в школе бороться необходимо. И делать это надо поэтапно.

Согласно опросам, 9 из 10 взрослых людей признаются, что в детстве иногда были жестоки: участвовали в травле одноклассника или даже учителя, мучили животных. И пусть они сегодня вспоминают об этом со стыдом, но ведь было.

Этап 1. Признать, что проблема существует. Для этого кто-то должен проявить инициативу и открыто сказать о существовании травли и насилия. А остальные должны честно признать, что проблема есть и ситуацию надо менять.

Важно, чтобы к педагогам и администрации школы присоединились ученики и их родители. Если согласие не достигнуто, нет никакого смысла начинать работу.

Этап 2. Определить масштаб бедствия. Пути различны. Например, анонимный опрос учеников. Возможные вопросы: были ли у них до сих пор проблемы в школе? Есть ли у них неприятности в настоящее время? Знают ли они кого-нибудь, у кого есть неприятности? Испытывают ли страх за свою безопасность?

Такой же опрос необходимо провести и среди учителей. Затем сравнить результаты двух опросов и сопоставить их с информацией, полученной от родителей (опрос родительской озабоченности).

Этап 3. Оповестить: инициативная группа информирует школьное сообщество о сути происходящего и о направлениях работы для профилактики насилия. Например:

  • создание атмосферы нетерпимости к любому акту насилия в школе;
  • организация наблюдения за холлами, комнатами отдыха, столовыми;
  • разработка этического кодекса школы;
  • создание психологических групп поддержки для пострадавших и групп для работы с обидчиками.

Этап 4. Учителям получить консультацию психолога, что делать, если в классе кого-то травят.

А вообще, проявление агрессии — определенный этап взросления. Ребенок должен осознать и научиться контролировать свои негативные эмоции. Неосознанная детская жестокость со временем проходит бесследно. А вот если ребенок сознательно причиняет другим боль и понимает, что это плохо, — это уже повод переживать и принимать меры.

Учителя нуждаются в защите
Во Франции в начале 2000-х годов был принят закон, по которому за агрессивные выходки школьников старше 13 лет ждет наказание до 6 месяцев тюрьмы. Раньше были только общественные работы.
В Японии премьер-министр призвал учителей не рассчитывать на полицейских, а заниматься спортивными единоборствами и вооружаться деревянными мечами, чтобы противостоять насилию в школах.
В Испании профсоюз учителей призвал правительство принять срочные меры по их защите. В результате опроса, проведенного среди учителей, выяснилось, что 15 % педагогов в Испании подвергаются насилию со стороны учащихся, а 73 % — постоянным оскорблениям.
В России нет никакого юридического аспекта защиты учителя при исполнении.
(по материалам сайта www. echo, msk.ru)

Что делать, если...
...мой ребенок — агрессор
Ничто не берется ниоткуда. Постарайтесь честно ответить себе: приняты ли в вашей семье ссоры в качестве способа разрешения конфликтов? А рукоприкладство? Равнодушие к вашим старикам? Обычно поведение ребенка зеркально отражает манеру общения, принятую в семье.
Родители, воспитывающие мальчиков, часто считают драку нормальным для них способом общения и специально поощряют: "Всегда давай сдачи!" Замените эту установку на мирное решение конфликтов и недопустимость провокаций.
Учите детей, что нельзя срывать злость на других людях, для этого можно выразить ее иначе — порвать бумагу, умыться, нарисовать злую картинку, порвать ее, глубоко подышать, посчитать до 10.
...мой ребенок — жертва
Очень часто жестокость со стороны окружающих провоцирует характер поведения самого пострадавшего. И эти особенности поведения выросли в семье. Запомните: у уверенных в себе родителей уверенные, спокойные дети.
Для ребенка очень важно, как родители оценивают его в присутствии посторонних взрослых. Дети считывают наше к ним отношение и интуитивно принимают его. Так что сформулируйте для себя: за что вы уважаете своего ребенка? И уверенно подчеркивайте его достоинства при общении с окружающими. Да и наедине не забывайте хвалить за все хорошее, что в нем есть.
Объясните детям, как вести себя в случае провокации: не пускаться в слезы, не начинать заводиться, не опускать глаза (уверенная позиция — это то, что меньше всего ждет от нас обидчик).
Один из самых эффективных способов выходить из конфликтных ситуаций — предварительно их проиграть. Пусть ребенок поочередно выступит в роли обидчика и жертвы и заранее поймет, как правильно поступить, если обозвали, дернули за косу, поставили подножку, ткнули в спину и т. д. Практика скорее, чем разговоры и советы, приведет к нужному результату.
Юмор — нестандартный, но эффективный способ реагировать на конфликты. Научите ребенка нескольким дежурным отговоркам, которые можно использовать: "Я на горке не бывал, в обзывалки не играл", "Спасибо за массаж", "Мне нравится мое новое имя" (при обзывании).
Если ребенок жалуется, что его обижают, то целесообразно сходить пообщаться в школу с учителем, а также с родителями обидчика, а затем пообщаться вместе — родители и дети.
Часто бывает, что родители отстраняются от помощи детям в решении конфликтов. Причем даже в тех случаях, когда их об этом просят. Но принцип "Сами разбирайтесь!" не лучший. Ведь у ребенка не большой арсенал собственных способов решения конфликтов, и помощь ему чаще всего необходима.

В нынешнее время в общественных местах часто можно услышать обсуждения, о том, что дети злые и жестокие, не говоря уже о подростковой жестокости. Кто – то недоволен соседским ребенком или другом сына, а кто – то и вовсе своим.

Очень часто родители задаются вопросом – почему дети злые и жестокие, откуда в них течет такая жилка. Многие думают, что детская жестокость как особенность возраста и от нее никуда не деться, но это не так.

Так только думают родители, которым не хочется вникать в проблему и надеются, что их ребенок перерастет. Только вот во что это все перерастет, они, почему — то не задумываются.

Ну, раз уже пошла речь об особенности возраста, то первым делом это и обсудим.

Детская жестокость как особенность возраста

Родители, которые считают, что детская жестокость как особенность возраста или это самая обычная естественная возрастная особенность, которая со временем устранится сама по себе или по мере взросления, ошибаются и сильно.

Если ребенок безнаказанно совершает жестокие поступки, то такое поведение может смело войти в привычку и закрепиться более старшем возрасте, к которому плавно мы тоже доберемся.

С малых лет необходимо пресекать проявления жестокости, а главное формировать чувство переживания. Одно дело, когда ребенок причинил обиду или зло по неосторожности или незнанию, а другое, когда это происходит систематически.

Детская жестокость это не особенность возраста, это недоработки родителей в первую очередь и упущение в воспитании.

Злой ребенок

Детская жестокость и материнская агрессия

Всем известно, что дети большее время проводят с мамами, и неважно ходит ребенок в детский сад или школу. Мамы контролируют уроки, мамы больше находятся дома, чем папы, вот от мамы как раз многое и зависит в воспитании и поведении.

Ни для кого не секрет, что одной из распространенных причин детской жестокости является семейная агрессия, которую малыш наблюдает с самых ранних лет. Да, дети все впитывают как губка, и с каждым годом они копят в семе этот мешочек жестокости, агрессии и злости.

Чем между собой связана детская жестокость и материнская агрессия? Ниточкой, которая сначала невидима, а потом которую невозможно перерезать. Дети, которые постоянно слышат от матери плохие высказывания в их адрес, далеко этому не рады. Материнская агрессия проявляется не только бранью, но и рукоприкладством, впоследствии детская обида постепенно будет перерастать в детскую жестокость, а затем и в подростковую.

Мне известна семья, где мама постоянно кричит на ребенка что он придурок, идиот и прочее, периодически навешивая подзатыльников. Не скажу, что семья плохая, совсем нет, но неадекватность материнской агрессии толкает ребенка на плохие поступки. Ему ведь тоже надо куда – то девать накопленную злость, вот отсюда и вытекает детская жестокость.

В итоге ребенок в этой семье часто делает какую — то пакость, за которую же опять и получает «чаевые». Уже, в адрес матери проскальзывают злые и жестокие слова, что будет дальше страшно подумать.

Детская жестокость и материнская агрессия связаны между собой очень плотно, и маме как никому нужно контролировать свои действия, поступки и выражения.

Детская жестокость к животным

Если не брать во внимание подростковую жестокость, а остановиться пока на детской, то можно отметить одну особенность, дети чаще всего выплескивают агрессию и злость на животных.

Нет, я не хочу сказать, что как только мама крикнет на ребенка, он тут же бежит обижать кошку или собаку, тут немного другой поворот.

Если ребенок видит или испытывает в семье насилие, то такая модель становится для него образцом поведения и, получив от папы или мамы ремня, он как бы в отместку немного тискает животное, ребенок хочет показать над слабым существом, что он сильный как папа. Насилие снимает часть внутренней боли ребенка.

В 85% детской жестокости к животным виноваты родители. И стоит понимать, что детские шалости могут перерасти в преступность. Помните, что животные это наши братья меньшие и обижать их нельзя.

Любите своих детей и не допускайте детской жестокости к животным, контролируйте свое поведение и не забывайте, что не бывает детской жестокости как особенности возраста.

Почему дети злые и жестокие

Основная причина детской и подростковой жестокости берет свое начало в семейных, детско-родительских отношениях. Именно процесс воспитания является основополагающим элементом. Воздействие улицы, телевидения, фильмов, компьютерных игр - значимо в появлении жестокости у детей и подростков, но второстепенно.

Существует несколько причин, почему дети жестокие:

  1. Родительская агрессия по отношению к ребенку;
  2. Жестокость в семье между взрослыми;
  3. Гиперопека ребенка и вседозволенность;
  4. Издевательства над ребенком со стороны других членов семьи.

Как видите, все опять же упирается в семейные отношения, о чем говорилось в пункте «Детская жестокость и материнская агрессия» и «Детская жестокость к животным». Как ни крути, а все идет с семьи и с семейных отношений.

Как привить ребенку доброту

Как привить ребенку доброту? Чтобы не ставить перед собой такой вопрос, не допускайте жестокости.

  • С детства проводите грань между добром и злом. В этом отлично помогают сказки и истории из жизни.
  • Любовь к животным. Именно любовь к братьям нашим меньшим помогает развить доброту. Если малыш будет заботиться о животных, то и к людям он будет относиться по-доброму.
  • Непременно хвалите чадо за все добрые дела. Малыш покормил кошку? Скажите ему о том, как хорошо он сделал. Поощряйте добрые поступки.
  • Личный пример. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок вырос добрым, показывайте ему свой пример. Проявляйте доброту и забудьте о жестокости.
  • Доброта формируется у детей в повседневных делах. Оберегая молодое деревце, развешивая в саду кормушки и гнезда для птиц, воспитывая щенка, ребенок начинает осознавать потребность защищать слабые существа, заботиться о них.
  • Проводите семейный отдых на природе, в местах развлечения, ходите на фильмы. Чем больше свободного времени будет задействовано на благие дела, тем меньше останется на пакости.

Как видите, совсем не сложно привить ребенку доброту.

Любить своих детей не запрещается! Показывайте им свое чувство, как можно чаще. Хвалите за хорошие поступки, не сравнивайте с другими детьми – Ваш ребенок уникален сам по себе.

С Вами была Нина Кузьменко и «Детская жестокость как особенность возраста».

История человечества полна страшных событий. Пытки, войны, насилие над детьми и женщинами, пренебрежение стариками — это только отдельные примеры жестокости, которая сопровождает развитие всякого общества. Люди уделяют огромное внимание преодолению агрессивности, считая ее одной из самых важных социальных проблем. Так, создаются всевозможные психосоциальные технологии, которые направлены на предупреждение у людей агрессивности. В нашей стране также есть проблема подростковой жестокости. Профилактика агрессивности детей - это объективная необходимость.

Как самые слабые и наименее защищенные члены общества, малыши первыми становятся жертвами плохого обращения в различных учреждениях, семье. Спустя короткий промежуток времени обществу за это они платят с лихвой. Из статьи мы узнаем, подростков, а также как ее можно скорректировать.

Культ злобы

Существует огромное количество фактов, которые подтверждают, что и в совершенно нормальных семьях иногда вырастают озлобленные дети. Поэтому семейное благополучие не дает гарантии, что ребенок при необходимости протянет руку помощи нуждающемуся. Жестокость подростков причины имеет в основном более глубокие. Часто она возникает из-за школьного воспитания. Не каждый учитель сегодня пойдет на выяснение истинной причины конфликта между учениками своего класса.

У ребенка характер проявляться начинает в раннем детстве. Классному учителю несложно выявить, кто из учеников лидер, кто - «мальчик для битья», а также кто по отношению к остальным людям часто проявляет агрессию. Не стоит игнорировать возникшую в классе накаленную атмосферу.

Известны грустные результаты того, как способна завершиться травля ученика его одноклассниками. Нельзя делать вид, что ничего не произошло. Есть возможность своевременным вмешательством даже спасти жизнь ребенка. Многие подростки, ощущая себя изгоями, находятся на краю самоубийства. Жестокие дети начинают травить ребенка, что абсолютно неприемлемо. Это ситуация, выходящая из ряда вон. Необходимо приложить все педагогическое мастерство для того, чтобы данное положение исправить.

Когда ребенок видит, что на жестокое обращение никто внимания не обращает, издевательства становятся еще более страшными. Нужно собирать класс как можно чаще для разъяснительной беседы, а также постараться найти общие точки соприкосновения и интересы. Зачастую такой контроль дает положительные результаты.

Специфика и причины проявления агрессивности

Личность ребёнка формируется в среде, окружающей его, а не самостоятельно. Особенно важна в этом роль небольших групп, где взаимодействует с остальными людьми. Изначально касается это семьи. Различные авторы выделяют типы неблагополучных семей, в которых проявляется жестокость девочек-подростков (да и мальчиков тоже). Данные классификации дополняют, а не противоречат, иногда друг друга повторяя.

Сочетание факторов

Стоит отметить, что сочетание неблагоприятных психологических, биологических, семейных и остальных социальных факторов искажает образ жизни детей. Для них становится характерным нарушение с окружающими людьми эмоциональных отношений. Они попадают под большое влияние группы лидеров, зачастую формирующей асоциальные жизненные ценности. Образ жизни, культура подростков, среда, и стиль способствуют развитию девиантного поведения.

Отрицательный микроклимат в разных семьях обуславливает появление грубости, отчуждённости, неприязни некоторой части подростков, а также стремления всё делать вопреки воле старших, назло. Это создаёт предпосылки для возникновения демонстративного неповиновения, разрушительных действий и агрессивности.

Семья

Детские психологи и специалисты по всему миру пробуют выяснить причины усилившейся агрессии, которой сейчас подвержены девочки и мальчики-подростки. Они приходят к выводу, что в семье именно в первую очередь происходят процессы, которые способствуют формированию озлобленности малыша. Как ни странно, в основном ее причиной становится родительская слепая любовь.

Если, к примеру, родители опекают и оберегают свое дитя, при этом в нем не видя личности и не ценя его индивидуальность, у него в душе зарождается желание доказать и показать, что он способен делать что-то по-своему и сам. И на данном пути девочки и мальчики-подростки зачастую совершают агрессивные поступки по отношению к людям, окружающим их. Для того чтобы избежать этой ситуации, ребенку нужно давать право выбора, предоставить ему личное пространство, при этом не потеряв контроль.

Отсутствие запретов

Вторым опасным порождением родительской слепой любви считается вседозволенность, которую никакие аргументы оправдать не могут. У ребенка возникает чувство безнаказанности. Игнорирование проступков и исполнение любых капризов не помогут построить нормальные отношения, а также установить связь с другими детьми. Чуть позже это станет причиной деструктивного и агрессивного поведения, и ребенка начнут называть «трудным подростком».

Друзья

Практически все дети критику сверстников воспринимают чувствительнее, чем доводы родителей. Всегда острой остается проблема «плохой компании» - агрессивный и наглый ребенок способен задать пример и тон поведения группе детей, при этом стремление соответствовать его стилю и внутренний диссонанс лишь усугубляют жестокость подростков.

Выходом из такой ситуации будет постепенное развитие новых интересов и ценностей: необходимо «прощупать», что именно интересует ребенка - спорт, танцы, творчество и пр. Он сможет уделять больше времени увлечениям, там обзаведется другими друзьями, в чем его необходимо только поощрять.

Школа

Практически каждый школьник сталкивался хотя бы раз с самыми распространенными сложностями - недопониманием учителей или неприятием одноклассниками. Ребенок, а тем более новичок, таким образом, может стать объектом издевательств и изгоем со стороны остальных учеников по различным причинам - он может быть приверженцем другой религии, принадлежать к другой национальности, быть глупым, умным, с особенностями внешности. Жестокость подростков границ не знает, они могут несправедливо обойтись со сверстниками лишь из-за их непохожести на всех остальных.

По тому же поводу они могут подвергнуться нападкам и со стороны части учителей. Скандальный нашумевший фильм «Школа» Валерии Гай Германики как раз повествует о трудностях сегодняшних учреждений среднего образования.

Интернет, телевидение

Жестокость подростков возросла до пугающих размеров в XX-XXI веках. Специалисты видят причину этого в доступности и распространении интернета и телевидения. Самые захватывающие и популярные фильмы обязательно содержат сцены насилия, сильно влияющие на детскую несформированную психику. Различные компьютерные игры предполагают убийства и сражения для выигрыша. Видеоролики, которые показывают разврат, безответственность и грубость, в интернете есть в свободном доступе.

Нашим детям скучно стало «просто» драться - необходимо это обязательно снять на телефон, после чего видео выложить в сеть. Что делать с этим? Внимание ребенка переключать на другие, конструктивные занятия, а также приводить аргументы в защиту того, что жестокость и агрессивность - это совсем не «круто».

Трудный подросток: выявление

Профилактика жестокости в подростковой среде начинается с выявления эмоционального и психического состояния каждого ребенка путем анкетирования учащихся. При помощи такой процедуры можно выяснить, как часто подростку приходится сталкиваться с несправедливым или жестоким отношением к себе, и другие вопросы.

Ребенок - жертва

Для выявления этой проблемы необходимо внимательно следить за поведением подростка, когда он приходит из школы. Следует обращать внимание на незначительные, малейшие перемены в обычном его поведении. Каждая мать увидит, если вдруг у ребенка исчезло желание бывать в школе, что он временами приходит в рваных вещах, пропал аппетит. Это признаки наличия проблемы. Следует с ним поговорить по душам. Конечно, вывести его на такой разговор будет очень сложно. Не в каждой семье есть доверительные отношения. Следует с малых лет своей дочери или сыну показывать, что родители - это самые лучшие и надежные друзья.

При конфликте ребенка со сверстниками найти выход вместе будет значительно легче. Если он делиться не хочет, необходимо постараться проявлять доброжелательность и осторожность. Не следует выпытывать под давлением информацию. Продемонстрируйте ему, что вы на его стороне целиком и полностью. Вероятно, в этом случае он сочтет нужным попросить помощи, раскрыться.

Ребенок в этом случае опасается, что только усугубит свою непростую ситуацию такими откровениями с близкими. Он полагает, что стремление рассказать все родителям - это показатель слабого характера. Следует убедить его, что это не так.

Вы вместе сможете выбрать адекватное решение, отыскать правильный выход из сложившегося конфликта. Над детскими проблемами не насмехайтесь, заявляя, что это все ерунда. Подобным отношением ранимую юную душу можно сильно обидеть.

Новостные сайты в последнее время буквально переполнены различными материалами о случаях повышенной агрессии у подростков. При этом обилие компьютерных игр с различными элементами насилия и расправы отражается не лучшим образом на психике ребенка. Большое количество подростков после избиения одноклассниками пытались покончить с жизнью. Кроме того, такие сцены, как уже говорилось выше, снимаются на камеру и выкладываются на всеобщее обозрение в интернет.

Как избежать агрессии?

Подростковая и уже стала определенным социальным феноменом. В нынешний момент коррекция агрессивного поведения подростков предполагает задействование всех общественных институтов. При этом начать нужно с семьи, продолжить - в садике и школе, затем привлечь секции и кружки, а закончить уже вузами и рабочими коллективами.

Стоит отметить, что насилие с использованием особой жестокости — это широко встречающееся понятие в уголовном праве. Следовательно, подростки, в особенности достигшие возраста уголовной ответственности, за свои проступки могут быть наказаны.

Но основное количество жестоких подростков не являются социопатами и садистами, а значит, они способны исправиться и без лечебных и исправительных учреждений. Им необходимо поддержка и помощь взрослых, родителей и учителей в первую очередь, потом наставников и тренеров, сознательных старших товарищей.

Конечно, серьезно наказывать нужно не всю группу совершивших насилие над другими детьми, а лишь их лидера, в особенности если тот - явный социопат или садист.

С другими же детьми и их родителями нужно провести профилактические серьезные беседы, а также взять на контроль органами власти.

Кроме того, для улучшения эмоционально-психологического семейного климата, для помощи подросткам и детям в преодолении психологических внутренних проблем хорошо было бы пройти у опытного психолога курс семейных консультаций.

И напоследок…

Подросткам требуется руководство взрослого, который должен обладать авторитетом, харизмой, внутренней силой. В архаичных обществах недаром всегда выдвигались на роль наставников самые яркие, интересные люди. Но сейчас педагогическая сфера с этой задачей справляется не всегда. К счастью, есть еще руководители кружков, тренеры, учителя, обладающие качествами наставника, только вот их все меньше.

Стоит отметить, что агрессия - это не обязательно плохо. Она дает возможность защищать свою территорию, потомство, бороться за жизнь, добиваться цели, преодолевать трудности. Когда агрессия функционирует нормально, она работает, словно вода, крутящая жернова жизни.