Сколько проходит адаптация в саду. Адаптация ребенка к детскому саду – консультация, советы психологов педагогам и родителям. Отношения со сверстниками

Малышу пора в детский сад… Какой возраст подходит для посещения дошкольного учреждения? Родителей беспокоит вопрос о том, насколько безболезненно пройдет адаптация ребенка к детскому саду. Консультация психолога по этой проблеме поможет подготовиться к важному нелегкому периоду в жизни всей семьи и успешно его преодолеть.

Родители стремятся защитить малыша от психологической травмы, связанной с ранним расставанием с мамой, желают, чтоб он с радостью и интересом увлекся процессом обучения, легко преодолев трудный этап адаптации.

Процесс адаптации условно можно рассматривать в 2-х аспектах: психологическом и физическом.

Физическая адаптация подразумевает:

  • привыкание к незнакомому режиму дня;
  • расширение уровня контактов со сверстниками;
  • иной режим питания.

Намного сложнее психологическая адаптация, которая предполагает расставание с мамой. В новых условиях степень внимания от взрослых уменьшается. У малыша это может вызвать нервное напряжение.

Сколько длится адаптация?

Часто именно полноценная консультация специалиста по работе с детьми способствует гармонизации адаптации ребенка к детскому саду. Привыкание у малышей происходит по-разному. Пара недель или долгие шесть месяцев — зависит от психотипа ребенка, его воспитания, грамотного и профессионального подхода воспитателей и заботливого отношения родителей.

Степени адаптации

Быстрая адаптация в детском саду

Период быстрой адаптации длится около 1 месяца:

  • ребенок спокойно приходит в садик, без плача и истерик отпускает маму;
  • находит контакт с детьми и воспитателем, легко вовлекается в игру;
  • после детсада с интересом делится впечатлениями с родителями;
  • настроение стабильное, без резких перепадов.

Средняя адаптация

Этап средней адаптации длится около двух месяцев. В течение этого времени дети могут болеть. В эмоциональном плане ребенок спокоен, трудностей в общении не наблюдается.

Как этот этап отображается на поведенческих факторах:

  • при расставании с мамой слезы неизбежны, но ребенок быстро успокаивается;
  • преодолев некоторую настороженность, начинает играть с детьми;
  • проявляет заинтересованность, когда педагог предлагает игрушку;
  • придерживается общего режима, спокойно реагирует на замечания;
  • не всегда готов к общению с воспитателем.

Медленная адаптация

Малышу достаточно трудно стать частью коллектива. Дети с такой степенью адаптации часто болеют, находятся в постоянном унынии. К ним нужны особое внимание и поддержка, возможно даже помощь психолога.

Проявления поведения:

  • придя в детсад, не отпускает маму. Весь день проводит в ожидании, когда за ним придут родители;
  • не хочет общаться;
  • не отвлекается на игру;
  • проявляет замкнутость и агрессию;
  • замечания вызывают плач или испуг.

Важные составляющие, которые влияют на адаптацию ребенка

Какие факторы влияют на адаптацию ребенка к детскому саду. Консультации специалиста способствуют стабилизации характера и длительности адаптационного периода. Возраст, уровень развития психических процессов, состояние здоровья, коммуникативные способности существенно влияют на вовлечение в незнакомый коллектив.

Возраст ребенка

Важной составляющей данного этапа является возраст малыша.
Стремительный темп физического и психического формирования в возрасте от 10 месяцев до двух лет усложняет процесс адаптации. После двухлетнего возраста дети легче приспосабливаются к условиям детсада.

Состояние здоровья

Функциональная незрелость организма дошкольника является причиной сложной приспособляемости к изменениям среды. Частые простудные заболевания, вследствие которых ребенок становится пассивным, слабым, вялым, приводит к возникновению безразличия к окружению. Плохое самочувствие задерживает стремление к движениям, действиям, в результате чего страдает процесс общего развития.

Степень психологического развития

Успешность адаптационного периода тесно связана с индивидуальными особенностями ребенка, развитием психических функций, качеств характера и темперамента.

Дети разных возрастных категорий, придя впервые в дошкольное учреждение, ведут себя по-разному. Некоторые вначале спокойно относятся к требованиям воспитателя, к условиям, но затем, по приходу в садик начинают протестовать, плакать, не спят, отказываются от еды и т.д.

Другие в первые дни при расставании с родителями плачут, возражают против режима дня, но постепенно начинают привыкать, у них восстанавливается аппетит, сон, увлеченность игрой с товарищами.

Уровень социализации

Увеличение контактов с детьми и взрослыми — важный фактор адаптации ребенка к детскому саду. Консультации детского психолога оказывают эффективную помощь тем малышам, общение которых до детсада ограничивалось узким кругом семьи.

Такие дети с трудом социализируются в новом обществе. Отсутствие коммуникативных навыков и неспособность разрешать конфликты повышает детскую тревожность и формирует нежелание посещения детского садика.

Насколько быстро социализируется дошкольник, во многом зависит от воспитателя, его профессионализма и умения найти индивидуальный подход к каждому новичку.

Адаптация через болезни: медицинский аспект

Родителям важно знать о медицинском аспекте процесса адаптации ребенка к детскому саду. Консультация специалиста поможет раскрыть суть этапов адаптации: острого, подострого и периода компенсации. В острый период все системы организма находятся в напряжении. Поведение малыша неустойчивое, он легко возбудим, капризничает.

Повышается частота сокращений сердечной мышцы, колеблется давление, увеличивается содержание микробов и подверженность болезням, меняется кровяной состав, нередко малыши худеют. Период длится от десяти дней до трех месяцев, в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Для подострого периода характерны постепенная нормализация поведения и физиологических показателей. За 2 недели восстанавливается аппетит, нормализуется речь, сон и гармонизируется эмоциональный фон. Период компенсации знаменует возвращение физиологических и психологических показателей на исходный уровень и указывает на адаптированность ребенка.

Рекомендации родителям: как подготовить ребенка к детскому саду

Роль родителей огромна в безболезненной адаптации ребенка к детскому саду. Консультация психолога по подготовке к посещению дошкольного учреждения основана на рекомендациях родителям о том, как решить нелегкую адаптационную задачу.

Каким образом можно помочь малышу, чтобы посещение садика было комфортным:

  • В процесс подготовки к посещению детсада включать постепенный переход от домашней еды к детсадовскому режиму питания.
  • Сформировать навыки коммуникации. Для этого организовывать с малышом прогулки к участку детского учреждения, знакомить с детьми, вовлекать в совместную деятельность. Возможно, поможет также предварительное знакомство с будущим воспитателем.
  • Прививать навыки доступного самообслуживания.
  • Подготовить малыша рассказами о детсаде, пояснить, почему вы хотите, чтоб он посещал садик.
  • Повышать «статус» детсада, рассказывая в присутствии малыша о том, как вы гордитесь тем, что он осенью пойдет в детский сад.
  • Поведать ребенку о режиме в детском учреждении, о том, какие его ожидают занятия и игры. Чем подробнее будет этот рассказ, тем увереннее будет пребывание крохи в садике.
  • Развивать предметно-игровую деятельность. Дети, привыкшие играть с игрушками, быстро вовлекаются в новые условия именно посредством игры, с интересом исследуя игрушки в детском саду.
  • Следует разработать систему «знаков прощания с малышом», чтобы расставание с родителями было безболезненным.
  • Ответьте на вопрос: «Нужен ли детсад вашему ребенку именно сейчас?» Если вы не уверены в этом, и ребенок чувствует, что посещению садика есть альтернатива, он непременно воспротивится.
  • Не следует критически отзываться о детском учреждении и его работниках в присутствии малыша, тем более пугать его посещением детского сада.
  • Предупредите малыша о точной дате посещения детсада за неделю, чтобы он мог психологически спокойно подготовиться к этому событию.

Каких ошибок следует избегать родителям в период адаптации ребенка к детскому саду

  • Недооценка важности этого этапа. Недопустимо приводить ребенка в садик и отлучаться на весь день. Родителям надо быть готовыми в любой момент вернуться в садик, в случае непрекращающегося плача малыша. повышения температуры и т.д;
  • Несоблюдение последовательности и систематичности посещений . Такое непостоянство создает дополнительные сложности при адаптации;
  • Резкий уход при прощании. Правильнее придумать индивидуальный «ритуал» прощания, который облегчит расставание с мамой;
  • Отсутствие социализации. До посещения детсада у ребенка должен быть некоторый опыт общения с другими детьми и привычка иногда разлучаться с родителями с объяснением, что они уходят по делам, но через определенное время непременно вернутся.

Как развить в ребенке самостоятельность

Каждому родителю хочется видеть своего ребенка уверенным в себе и самостоятельным, чтобы в дальнейшем он мог строить свою взрослую жизнь в соответствии со своими решениями и добился бы хороших результатов.

Важная роль в воспитании детей принадлежит педагогам. В сложном многогранном вопросе формирования личности ребенка необходима слаженность действий и общность воспитательных методов воспитателей и родителей.

  • Во-первых, надо быть терпеливыми. Дети всегда стремятся к самостоятельности, но взрослые, проявляя заботу, пытаются брать на себя даже самые элементарные обязанности, лишь бы не утруждать малыша;
  • Необходимо ребенку давать возможность выбора из нескольких вариантов: это касается и еды, и одежды, и выбора игрушек и т.д.;
  • Пусть ребенок сам ищет вопросы на свои ответы. Взрослым надо лишь помогать ему в этом;
  • В отношениях с малышом следует исключить чрезмерную опеку , навязчивые объяснения о том, что вредно и что полезно. По возможности, надо заменить слово «нет», которое порождает агрессию, на альтернативу компромиссного варианта решения проблемы;
  • Важно верить в ребенка, всегда помогать и поддерживать его. И тогда он вырастет самостоятельным и уверенным в себе человеком.

Как сформировать положительное отношение к детскому саду

Задолго до посещения садика малыша необходимо подготовить к этому важному событию, чтобы у него сложилось положительное впечатление.

Рассказы о том, как весело проходят занятия в детсаду, как там много детей, с которыми предстоит играть на интересных занятиях, какие веселые праздники организуются в детском саду — все это находит в душе малыша позитивный отклик. Можно провести экскурсию в детский сад, в который пойдет ребенок. Пусть он познакомится с обстановкой и условиями.

Как облегчить расставание с малышом

Утреннее расставание — самый сложный момент для крохи. Он чувствует переживания мамы, которой также нелегко впервые отпускать от себя своего ребенка на продолжительное время. Поэтому, в первую очередь, не следует переживать маме и необходимо вести себя спокойно и уверенно.

Этот нелегкий момент можно облегчить, придумав какой-нибудь ритуал — объятие или ласковое слово на ушко, повторяя то же самое каждый день.

Обычно даже самые капризные дети без труда включаются в игру и отпускают маму. Если ребенок эмоционально больше привязан к матери, что бывает в большинстве случаев, то пусть его на первых порах приводят в садик другие члены семьи.

Как развивать общительность

Как известно, коммуникабельные малыши легче приспосабливаются к условиям садика. Поэтому необходимо у ребенка развивать навыки общения.


На консультации у психологов, практически каждый специалист для лучшей адаптации ребенка к детскому садику рекомендует уделять большое внимание играм между людьми. Это улучшает способность к быстрой социализации

В этом вопросе родителям поможет:

  • Выработка минимальных навыков коммуникабельности, обучение правилам вежливого обращения: здороваться, прощаться, узнавать имя собеседника, просить, благодарить, делиться игрушками и тд;
  • Игры, основанные на вопросах-ответах. Предлагая малышу игру, полезно задавать вопросы по сюжету, поощрять его к рассказыванию игровой ситуации;
  • Коллективные игры на прогулках. Можно устраивать игры с другими малышами, вовлекая ребенка в общение с другими детьми посредством игры;
  • Важное правило: не принуждать к общению. Некоторые малыши не любят веселые компании и предпочитают быть сторонними наблюдателями. Возможно, пройдет какое-то время, и ребенок сам захочет выстроить отношения с другими детьми.

Что должны делать родители, если ребенок плачет по дороге в садик?

Важно учесть то обстоятельство, что психологически подготовленный ребенок не станет плакать по дороге в детский сад.

Тем не менее, чувствительные и впечатлительные дети могут выразить некоторое беспокойство в виде плача или капризов. Мамы не должны чрезмерно сострадать и сочувствовать малышу, поскольку, почувствовав беспокойство матери, малыш еще больше углубляется в свои переживания, что нередко приводит к заболеваниям в виде простуды, рвоты, слабости, плохого аппетита и т.д.

Но бывают случаи, когда ребенок плачет по дороге в детский сад, потому что ему там неуютно. Родители должны выяснить это, поговорив с воспитателем, чтобы поддержать своего малыша. Причины могут быть разные. Возможно, у него не сложились отношения с кем-нибудь из сверстников, например.

Не стоит бежать в садик и устраивать выяснение отношений. Здесь помогут воспитатель или психолог. Изучив проблему, они постараются в игровой деятельности с помощью психолого-педагогических методик разрешить возникшую ситуацию.

Что должен делать воспитатель, если ребенок плачет в саду?

Плач ребенка в детском саду в период адаптации — нормальное явление. В преодолении малышом проблем адаптации огромную роль играет воспитатель. Очень важно на этом этапе поддерживать тесный контакт с родителями, интересоваться о характере и увлечениях малыша, о том, какие он любит игры и игрушки, какими видами деятельности он занимается с особым интересом.

Воспитателю необходимо проявить терпение и педагогический такт, ни в коем случае не давить на личность ребенка, стать ему другом и помощником.

Возможно, потребуется продолжительное время для адаптации ребенка к детскому саду. Консультации с родителями, собственные наблюдения помогут раскрыть особенности личности ребенка, его способности и увлечения. На этом этапе нужно постепенно вовлекать малыша в игру и общение, давать задания, выполнение которых доставляет малышу радость.

Только грамотное отношение педагога может создать в душе ребенка тот позитивный эмоциональный фон, который поможет ему безболезненно пройти сложный адаптационный период.

Формирование доверия к новым незнакомым взрослым и детям, создание эмоционального контакта, основанного на доброте, проявлении внимания, заботы, поддержка в нелегкий для малыша период, особый индивидуальный подход, основанный на уважении личности маленького человека, общение, сопровождающееся улыбкой и ласковой интонацией.

Вот принципы, на которых основана успешность адаптационного периода, те факторы, соблюдение которых поможет облегчить тяжелое испытание для детской психики и создаст необходимые условия для успешного вовлечения малыша в дружный детский коллектив.

Видео о адаптации ребенка к детскому садику

Комплексное решение проблемы адаптации ребенка к детскому садику:

Консультация с детским психологом на тему адаптации детей в садике:

Елена Перевалова
Адаптация в детском саду. Из опыта работы

Эссе на тему :

«Адаптация в детском саду »

Каждый ребёнок, в определенный период времени, должен становиться способным жить среди других людей, т. е «социализироваться» . В начале малыш растет в условиях семьи и привыкает к определенному распорядку жизни (режиму дня, характеру питания, к определенной обстановке, способам обращения с ним, к требованиям со стороны домашних. У него сложились определенные привычки, выработался стиль поведения , отношений с членами семьи. К 2-3 годам все привычки становятся устойчивыми.

Когда ребенок поступает в дошкольное учреждение, привычные для него условия жизни меняются. И, конечно же, для малыша это трудная задача, требующая перестройки поведения. В это период у ребенка могут появиться проблемы (заболевания, снижение аппетита, нарушение сна, нарушение эмоционального состояния, которые с прохождение адаптационного периода проходят .. Некоторые родители не понимая «временности» этого явления начинают паниковать. Забирают детей из детского сада , не дав ему возможности адаптироваться . Особо испытывают трудности в адаптационный период дети , которые привыкли к общению только с родителями или незнающие отказа ни в чем.

Так ко мне в группу 1.06.2013 года поступил Кирилл К. Мальчик из полной семьи, до поступления в ДОУ общался в основном с мамой, папой, бабушкой. С первых дней неохотно оставался в детском саду , с детьми общался с трудом, стал часто болеть. Родители в свою очередь решили, что всему виной недосмотр, неправильное отношение к мальчику воспитателей и других работников сада и забрали ребенка.

Сколько времени длиться адаптационный период , и каков его характер?

Все зависит от следующих особенностей;

*возраст ребёнка

чем меньше возраст ребенка, тем адаптироваться ему труднее

* состояние здоровья, уровень развития

здоровый, хорошо развитый ребёнок легче переносит трудности адаптации

*индивидуальные особенности

дети при поступлении в садик по-разному ведут себя в первые дни. Одни капризничают, плачут, отказываясь есть, спать, просятся к маме. Но, проходит какое -то время, буквально несколько дней, и поведение ребёнка меняется : аппетит, сон восстанавливаются, ребёнок с интересом следит за игрой товарищей. Другие дети, наоборот, в первые дни охотно входят в группу, спокойны, но через несколько дней отказываться идти в сад, при расставании с родителями плачут, отказываются кушать, спать, не играют. Так может продолжаться довольно длительное время и это нормально.

*опыт общения ребёнка со сверстниками и взрослыми.

В среднем длительность адаптации у детей раннего возраста длится 2-3 недели. Но даже такой относительно короткий срок для ребенка далеко не безобиден. Положительный результат зависит от того, как совместно сработают родители и работники детского сада .

Я работаю в сельском детском саду , где дети начинают в сад приходить в 2 года. Считаю, что у воспитателей и родителей в этот период общая задача – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада .

И вот для менее болезненного прохождения адаптационного периода ребенка провожу следующую работу ;

*перед поступлением ребенка в детский сад долго , основательно беседую с родителями (желательно и папой, и мамой) . Выясняю, как можно больше о жизни ребенка дома (как ребенок пользуется туалетом, как засыпает, просыпается, умеет ли есть сам, о любимых игрушках, тип общения, уровень самостоятельности в самообслуживания и т. д.). Полученную информацию я учитываю в процессе последующей индивидуальной работы с ребенком .

В ходе беседы знакомлю с режимом дня в садика. Совместно обсуждаем, что нужно сделать для согласования домашнего и садиковского режима. Если малыш испытывает трудности в общении со сверстниками или общается только с родителями, советую родителям почаще водить его на детские площадки , приглашать в гости его сверстников. В случае привычки к тому, что за ребенка делают все взрослые, я обращаю внимания родителей на то, чтобы они поощряли любое стремление ребенка сделать что-то самостоятельно (поддерживали его желания; самому есть, одеваться и т. д.) . Дома в семье советую создать спокойный климат для него. В первые дни не оставлять в детском саду на целый день , раньше забирать домой. Внушать ребенку, что он вырос, его даже берут в детский сад .

Приход в детский сад ребенка должен быть постепенный. В начале приводят в группу познакомиться с воспитателями, со сверстниками, посмотреть вместе с ним игрушки, вызвать интерес к новому окружению.

Я дружелюбно, ласково разговариваю с малышом (в обязательном присутствии мамы, помогаю переодеться, показывая шкафчик. Приглашаю малыша со своей игрушкой, и вместе с мамой пройти в группу. Я убеждаю маму немножко поиграть с ребенком и другими детьми в группе, т. к. в присутствии мамы ребенок чувствует себя защищенным. Знакомлю малыша с игрушками, стараюсь вовлечь в игры. Затем прошу маму, предупредив ребенка, отлучиться на некоторое время (побыть в приемной,и непременно вернуться. Этим самым показать ребенку, что его не обманули, и он может доверять.

С каждым днем увеличиваю время пребывания ребенка в детском саду . Каждое утро я приветливо и дружелюбно встречаю малыша. Говорю ему, что его ждут игрушки и другие дети. Стараюсь заинтересовать ребенка разными играми. Если он продолжает следовать за мной, я сажаю его на стульчик, предлагаю рассмотреть его любимую игрушку.

Во время режимных моментов учитываю индивидуальные особенности детей, их привычки и предпочтения. Если ребенок привык дома засыпать с любимой игрушкой, то рядом положи его игрушку. Во время засыпания я ласкаю ребенка, при просьбе посидеть с ним, сажусь рядом. Стараюсь завоевать доверие малыша.

Чем быстрее малыш почувствует доверие ко мне, установит контакт со мной, тем спокойнее он перенесет перемены в своей жизни, разлуку с близкими.

Признаком того, что период адаптации завершился , является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, он увлеченно играет с игрушками, доброжелательно относится ко мне и детям группы, безболезненно расстается утром с родителями, встречая их вечером с улыбкой.

В общем плане под этим процессом понимают приспособление индивида к новой среде и условиям. Такие изменения оказывают влияние на психику любого человека, в том числе и малышей, которые вынуждены приспосабливаться к саду.

Следует подробнее разобраться в том, что представляет собой адаптация к детскому садику. В первую очередь она требуется от ребёнка огромных энергетических затрат, в результате чего детский организм перенапрягается. К тому же нельзя сбрасывать со счетов изменившиеся жизненные условия, а именно:

  • отсутствуют поблизости мамы с папой и прочие родственники;
  • необходимо соблюдать чёткий дневной распорядок;
  • нужно взаимодействовать с другими детьми;
  • уменьшается количество времени, которое уделяется конкретному ребёнку (педагог общается одновременно с 15 — 20 малышами);
  • малыш вынужден подчиняться требованиям чужих взрослых.

Итак, жизнь малыша изменяется коренным образом. К тому же адаптационный процесс нередко чреват нежелательными сдвигами в детском организме, которые выражаются внешне в виде нарушенных поведенческих норм и «плохих» поступков.

Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, выражается следующими состояниями:

  • нарушенный сон – ребёнок просыпается со слёзками и отказывается засыпать;
  • сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает пробовать незнакомые блюда;
  • регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок, «теряет» подобные навыки;
  • снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми игровыми принадлежностями и ровесниками;
  • агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а прежде спокойные малыши выказывают агрессивность;
  • понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка к детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.

Таким образом, адаптационный процесс – сложное явление, во время которого поведение ребёнка может кардинально меняться. По мере привыкания к садику подобные проблемы исчезают или существенно сглаживаются.

Степени адаптации

Процесс адаптации ребёнка в детском саду может протекать по-разному. Одни ребятишки скорее привыкают к изменившейся обстановке, другие же надолго беспокоят родителей негативными поведенческими реакциями. Именно по выраженности и длительности вышеперечисленных проблем и судят об успешности адаптационного процесса.

Психологи выделяют несколько степеней адаптационного процесса, характерных для малышей преддошкольного возраста.

В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели. Подобный вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций. Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям:

  • он без слёз и заходит и остаётся в групповом помещении;
  • при обращении глядит в глаза педагогам;
  • способен озвучить просьбу о помощи;
  • первым идёт на контакт с ровесниками;
  • способен занять себя на короткий промежуток времени;
  • с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;
  • адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики;
  • рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.

Сколько длится адаптационный период в детском саду в данном случае? Не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив.

При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:

  • с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;
  • при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;
  • общается со сверстниками и воспитателем;
  • придерживается озвученных правил и распорядка;
  • адекватно реагирует на замечания;
  • редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.

Тяжёлая адаптация

Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения.

Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации:

  • нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;
  • слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;
  • отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;
  • нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;
  • агрессивность либо замкнутость;
  • неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).

Следует понимать, что абсолютная неприспособленность к садику – явление чрезвычайно редкое, поэтому необходимо обратиться к специалистам (психологу, неврологу, детскому врачу) и сообща выработать план действий. В некоторых случаях медики могут посоветовать повременить с посещением ДОУ.

Что влияет на адаптацию ребёнка?

Итак, период адаптации малышей в детском саду всегда протекает по-разному. Но что же влияет на его успешность? К числу важнейших факторов специалисты относят возрастные характеристики, детское здоровье, степень социализации, уровень познавательного развития и пр.

Нередко родительницы, стремясь пораньше выйти на рабочее место, отдают малыша в детский сад в два года, а то и раньше. Однако чаще всего подобный шаг не приносит особой пользы, поскольку ребёнок раннего возраста ещё не способен взаимодействовать с ровесниками.

Конечно, каждый ребёнок – яркая индивидуальность, однако, по мнению многих психологов, можно выделить оптимальный возрастной промежуток, который более всего подходит для привыкания к детскому саду – и это 3 года.

Всё дело в так называемом кризисном периоде трёх лет. Как только малыш пройдёт данный этап, у него повышается уровень самостоятельности, снижается психологическая зависимость от матери, следовательно, ему гораздо проще с ней расстаться на несколько часов.

Почему не следует спешить с отправкой ребёнка в дошкольное учреждение? В возрасте 1 — 3 лет происходит формирование детско-родительских отношений и привязанности к матери. Именно поэтому продолжительная разлука с последней вызывает у малыша нервный срыв и нарушает базовое доверие к миру.

Кроме того, нельзя не отметить и большую самостоятельность трёхлеток: они, как правило, обладают горшечным этикетом, умеют пить из чашки, отдельные ребятишки уже пытаются одеваться собственными силами. Подобные навыки существенно облегчают привыкание к саду.

Состояние здоровья

Дети с серьёзными хроническими заболеваниями (астма, диабет и пр.) достаточно часто испытывают сложности с привыканием в силу особенностей организма и повышенной психологической связи с родителями.

То же самое относится и к детям, которые часто и подолгу болеют. Таким малышам требуются особые условия, сниженные нагрузки и наблюдение медицинского персонала. Вот почему специалисты рекомендуют отдавать их в садик позже, тем более что из-за болезненности режим посещения ДОУ нарушится.

Основные проблемы адаптации болеющих детей в ясельной группе:

  • ещё большее понижение иммунитета;
  • рост восприимчивости к инфекциям;
  • повышение эмоциональной лабильности (периоды плаксивости, истощённости);
  • возникновение несвойственной агрессивности, повышенной активности или, напротив, медлительности.

Перед поступлением в дошкольное учреждение дети обязаны пройти медосмотр. Не нужно этого пугаться, наоборот, у родителей появится возможность ещё раз посоветоваться с врачами по поводу того, как пережить адаптацию с минимальными потерями.

Степень психологического развития

Ещё один момент, который может воспрепятствовать успешному привыканию к ДОУ – отклонение от усреднённых показателей познавательного развития. Причём привести к дезадаптации может как задержанное психическое развитие, так и одарённость.

В случае задержки умственного становления применяют особые коррекционные программы, помогающие восполнить пробелы в знаниях и повысить познавательную активность малышей. При благоприятных условиях такие дети к школьному возрасту догоняют ровесников.

Одарённый ребёнок, как это ни удивительно, также попадает в группу риска, поскольку его познавательные способности выше, чем у сверстников, к тому же он может испытывать сложности с социализацией и коммуникацией с одногруппниками.

Уровень социализации

Адаптация ребёнка к детскому саду предполагает рост контактов с ровесниками и с незнакомыми взрослыми. При этом существует определённая закономерность – скорее привыкают к новому обществу те малыши, чей социальный круг не ограничивался родителями и бабушками.

Те же ребятишки, кто редко взаимодействовал с другими детьми, наоборот, сложно адаптируются к изменившимся условиям. Слабые коммуникативные навыки, неумение разрешать конфликтные ситуации вызывает рост тревоги и приводит к нежеланию посещать садик.

Безусловно, данный фактор во многом зависит от педагогов. Если воспитатель хорошо ладит с ребёнком, адаптация заметно ускорится. Вот почему, если имеется такая возможность, следует записываться в группу к той воспитательнице, отзывы о которой чаще всего позитивные.

Этапы адаптации маленького ребёнка к детскому саду

Адаптация детей – процесс неоднородный, поэтому специалисты выделяют несколько периодов, характеризующихся выраженностью негативных реакций. Конечно, подобное разделение довольно условно, однако помогает понять, насколько успешным будет привыкание.

Первый этап – он же острый. Основная его особенность – максимальная мобилизация детского организма. Ребёнок постоянно возбуждён и напряжён, неудивительно, что родители и педагоги отмечают плаксивость, нервность, капризность и даже истеричность.

Помимо психологических изменений, можно обнаружить и физиологические перемены. В некоторых случаях отмечается увеличение или уменьшение частоты сердечного ритма, показателей кровяного давления. Повышается восприимчивость к инфекциям.

Вторую фазу называют умеренно острой, поскольку выраженность негативных реакций снижается, а ребёнок приспосабливается к изменившимся условиям. Отмечается снижение возбудимости и нервности малыша, улучшение аппетита, сна, нормализация психоэмоциональной сферы.

Однако говорить о полной стабилизации состояния пока не приходится. На протяжении всего этого периода возможно возвращение негативных эмоций, появление нежелательных реакций в виде истерик, плаксивости или нежелания расставаться с родителями.

Третий этап – компенсированный – стабилизирует детское состояние. В заключительном адаптационном периоде происходит полное восстановление психофизиологических реакций, ребёнок успешно вливается в коллектив. Более того, он может приобрести новые умения – например, пользование горшком или самостоятельное одевание.

Как адаптировать ребёнка к детскому саду? 6 полезных умений для детсадовца

Чтобы процесс привыкания прошел максимально успешно, быстро и безболезненно, специалисты советуют заранее прививать будущему дошколёнку важнейшие навыки. Вот почему родителям следует знать, чему желательно научить ребёнка, отправляющегося в ДОУ.

  1. Самостоятельно одеваться и раздеваться. В идеале трёхлетки уже должны снимать плавки, носочки, колготки, надевать майку и кофточку, куртку. С застёжками могут возникнуть сложности, однако приучать к ним всё же следует. Для этого можно купить игрушки-шнуровки. Кроме того, развесьте в комнате картинки с последовательностью одевания (их можно скачать бесплатно в интернете).
  2. Пользоваться ложкой/вилкой. Облегчению привыкания способствует умение орудовать столовыми приборами. Для этого нужно отказаться от поильничков, бутылок, непроливаек, которые не способствуют скорому взрослению.
  3. Проситься и ходить на горшок. Следует избавляться от подгузников уже в полуторагодовалом возрасте, тем более что умение проситься и ходить в ночную вазу существенно упростит адаптацию, поскольку ребёнок будет увереннее себя ощущать среди умелых ровесников.
  4. Воспринимать разную пищу. Для многих трёхлеток характерна избирательность в пище. В идеале родителям следует приблизить домашнее меню к садиковскому. Тогда завтраки и обеды в ДОУ не станут напоминать войну между детьми и воспитателями.
  5. Общаться со взрослыми. Довольно часто можно услышать своеобразную речь ребёнка, которая понятно только маме. Некоторые малыши вообще общаются жестами, справедливо полагая, что родители всё поймут. Перед садиком следует проследить за снижением лепетных слов и жестов.
  6. Играть с детьми. Чтобы улучшить коммуникативные навыки ребёнка, необходимо почаще вводить его в детский коллектив. Психологи советуют регулярно ходить в гости к семьям с маленькими детьми, гулять на детских площадках, играть в песочнице.

В яслях и садиках имеются специальные адаптационные группы для будущих дошкольников. Обязательно узнайте, имеется ли такая услуга в вашем ДОУ. Посещение подобных групп позволит познакомить малыша с воспитателями, самим зданием и новыми правилами поведения.

Рекомендации родителям по адаптации детей часто включают совет больше разговаривать с ребёнком о дошкольном учреждении. Только как это сделать правильно и о чём нужно говорить с малышом, чтобы облегчить будущее привыкание?

  1. Объясните максимально простым языком, что такое детский сад, зачем туда ходят детки, почему так важно его посещать. Простейший образец: «Садик – большой дом для малышей, которые вместе кушают, играют и гуляют, пока их родители работают».
  2. Расскажите ребёнку, что садик – это своего рода работа для ребятишек. То есть мама трудится учителем, врачом, менеджером, папа – военным, программистом и т.д., а малыш будет «работать» дошкольником, потому что стал совсем взрослым.
  3. Каждый раз, проходя мимо детского сада, не забывайте напоминать, что через некоторое время ребёнок также сможет сюда ходить и играть с другими детьми. В его присутствии также можно рассказывать своим собеседникам о том, как гордитесь новоиспечённым дошколёнком.
  4. Рассказывайте о дневном режиме садика, чтобы снять страхи и неуверенность. Пусть ребёнок не всё запомнит в силу возраста, зато он будет знать, что после завтрака будут игры, затем прогулки и кратковременный сон.
  5. Не забудьте рассказать о том, к кому ребёнок сможет обратиться, если вдруг захочет воды или в туалет. Кроме того, ненавязчиво уточните, что не все просьбы будут выполняться мгновенно, поскольку для воспитателей важно уследить сразу за всеми детьми.
  6. Поделитесь своей историей посещения дошкольного учреждения. Наверняка у вас сохранились фотографии с утренников, где вы рассказываете стихи, играете в куклы, идёте с родителями из садика и т.д. Родительский пример позволяет малышу скорее привыкнуть к садику.

Не нужно перехваливать детский сад, расписывая его уж совсем в радужных красках, иначе малыш разочаруется в воспитателе и одногруппниках. Одновременно нельзя пугать его дошкольным учреждением и педагогом, который «покажет, как следует хорошо себя вести!» Старайтесь выдерживать золотую середину.

Занятия с детьми по подготовке к садику

Сюжетно-ролевая игра и прослушивание сказочных историй – любимые развлечения маленьких детей. Поэтому советы психолога часто включают такие пункты, как занятия и сказки для успешной адаптации в детском саду. Цель подобных игр – в непринуждённой форме ознакомить малыша с режимом и правилами детского сада.

Заручитесь «поддержкой» детских игрушек – кукол, плюшевых медвежат. Пусть любимая пластиковая подружка станет воспитателем, а плюшевый мишка и робот – детсадовцами, которые только посещают дошкольное учреждение.

Причём занятия должны повторять практически весь день будущего дошкольника. То есть плюшевый мишка пришёл в садик, поздоровался с тётей-воспитательницей, поцеловал мамочку на прощание и начал играть с другими ребятишками. Затем он позавтракал и начал заниматься.

Если ребёнок с трудом расстаётся с мамой, особый упор нужно делать именно на данном моменте. Для этого лучше использовать специальные сказки для быстрой адаптации в детском саду, в которых, к примеру, котёнок перестаёт плакать после ухода матери и начинает весело играть с другими зверушками.

Ещё одна возможность облегчить адаптацию к садику – использование подручных средств: презентация, мультфильмы и сборник стихотворений про детский сад. Подобные полезные инновационные материалы адаптируют малышей не хуже, а порой и лучше обычных рассказов.

Обычно к трёхлетнему возрасту малыши достаточно легко отпускают от себя мам и прочих значимых взрослых, поскольку, как мы уж отмечали, на данном этапе возникает естественное желание быть самостоятельным, независимым от родителей.

И всё же встречаются ситуации, когда малыш и мать превращаются практически в единый организм. Из-за этого адаптация ребенка в детском саду может существенно усложниться, также повышается вероятность полной дезадаптации.

В идеале необходимо приучать малыша к родительскому отсутствию последовательно и заблаговременно. И всё же можно в короткий срок понизить психоэмоциональную зависимость детей от мамы. Рассмотрим основные советы родителям от опытных специалистов.

Необходимые действия

  1. Старайтесь привлекать к взаимодействию с ребёнком папу и прочих близких родственников. Чем больше малыш будет контактировать с другими взрослыми (а не только с мамой), тем проще ему будет привыкнуть к воспитателю.
  2. После этого познакомьте ребёнка со своими друзьями. Поначалу они играют с малышом в присутствии с родителями, чтобы он смог спокойно ощущать себя рядом с малознакомыми взрослыми. С адаптировавшимся ребёнком легче будет отлучаться.
  3. Следующий этап – выход на улицу. Нужно объяснить малышу, что мама отлучится в магазин, пока бабушка или знакомая тётя будет рассказывать интересную сказку. При этом не нужно отпрашиваться у ребёнка, просто ставьте его в известность.
  4. Последовательно приучайте малыша к той мысли, что ему нужно находиться одному в комнате. Вы можете готовить обед, пока ребёнок будет играть в детской. Затем данные правила можно применять во время занятия в песочнице или на прогулке.
  5. Не называйте ребёнка застенчивым, букой, рёвой, плаксой, хвостиком и прочими малоприятными словами. Наоборот, как можно чаще рассказывайте ему и другим, какой он у вас коммуникативный, общительный и весёлый.

Ненужные действия

  1. Нельзя сбегать от ребёнка тайком, пусть даже в этот момент он сидит с бабушкой. Обнаружив пропажу матери, он, во-первых, серьёзно испугается, а во-вторых, начнёт плакать и кричать при следующих попытках родителей отлучиться.
  2. Не рекомендовано оставлять ребёнка в квартире одного, особенно если он отличается повышенной тревожностью и беспокойством. Кроме того, маленькие ребятишки даже за несколько минут способны найти «приключения» даже в самом безопасном доме.
  3. Не следует поощрять ребёнка вкусностями и игрушками за то, что он позволяет вам отлучаться. Если подобное будет практиковаться, то малыш и в садике будет требовать материального поощрения буквально каждый день.

Вы можете придумать какие-либо облегчающие расставание ритуалы. Только не следует превращать их в полноценный обряд, больше напоминающий торжество или праздник. Это может быть обычный поцелуй, обоюдная улыбка или пожатие рук.

Посещение дошкольного учреждения – важнейшее условие полноценного развития ребёнка. Как облегчить данный период? Можно выслушать мнение известных специалистов – педагогов, психологов и детских врачей. Об особенностях успешной адаптации к детскому саду Комаровский говорит много и часто. Узнаем основные рекомендации популярного теледоктора:

  • начинайте посещение детского садика в тот момент, когда мать ещё не вышла на работу. Если ребёнок вдруг простудится, родительница сможет его забрать из ДОУ и побыть с ним дома одну-две недели;
  • лучше всего адаптировать детей к детскому саду в определённые сезоны – летнее и зимнее время. А вот межсезонье – не лучший период для начала посещения садика, поскольку повышается вероятность простудиться;
  • не будет лишней информация и о том, как проходит адаптация именно в конкретном детском саду. Возможно, воспитатели практикуют принудительное кормление или чрезмерно укутывают малышей на прогулки.

Чтобы происходила ускоренная адаптация в детском саду, Комаровский советует придерживаться некоторых важных рекомендаций:

  • снизьте требования к ребёнку на начальных этапах привыкания к дошкольному учреждению. Даже если он плохо себя ведёт, нужно проявлять снисходительность;
  • обязательно подготавливайте ребёнка к расширению социальных контактов с помощью более частых и продолжительных прогулок, игр в песочнице.
  • обязательно занимайтесь повышением иммунитета. Если защитная система организма улучшится, ребёнок станет меньше болеть, следовательно, привыкание пройдёт значительно быстрее.

Теледоктор не исключает возникновения определённых проблем в процессе привыкания, однако отказываться от возможности приучить ребёнка к детскому саду в 4 года не следует. Лучше всего ответственно подойти к адаптационному периоду и всячески поддерживать малыша.

Итак, малыш уже начал ходить в дошкольное учреждение, но попросту ждать окончания привыкания не следует. Успешная адаптация ребенка в детском саду, советы по которой дают психологи и медики, заключается в активной позиции родителей. Чем можно помочь своему чаду?

  1. Не следует сразу отдавать ребёнка на целый день. Лучше всего осуществлять постепенный переход от привычного режима к изменённым условиям, то есть отдавать малыша сначала на пару часов, а уже затем увеличивать срок пребывания в садике.
  2. Обязательно проявляйте искренний интерес к тому, чем занимался ребёнок в ДОУ. Если он что-то слепил, нарисовал, поклеил, следует его похвалить и поставить поделку на полочку.
  3. Изучайте любую информацию, которую предоставляет воспитатель или психолог дошкольного учреждения. Обычно в группе устанавливается папка передвижка «Адаптация ребёнка в детском саду».
  4. Также следует чаще общаться с воспитателями, которые заполняют регулярно лист адаптации, специальный бланк посещения садика, также психологом заполняется карта на каждого ребёнка в ясельной группе.
  5. Не переживайте особо, если ребёнок после садика кажется уставшим или осунувшимся. Разумеется, чужие люди, новые знакомства – это серьёзный стресс для детского организма. Пусть малыш отдохнёт и выспится.
  6. Чтобы малыши поскорее адаптировались, необходимо ограничить повышенные эмоциональные нагрузки. Психологи советуют отказаться от посещения массовых развлечений; мультики и просмотр различных изображений, видео также нужно ограничить.
  7. Если у малыша имеются определённые психоэмоциональные или физиологические особенности (гиперактивное поведение, проблемы со здоровьем), об этом необходимо сообщить педагогическому и медицинскому коллективу.
  8. Слёзы и истерики – это «презентация», рассчитанная на маму. Именно поэтому специалисты советуют папам провожать ребёнка в детский сад, поскольку сильный пол обычно строже реагирует на подобное манипулятивное поведение.

Обеспечьте ребёнку спокойную семейную обстановку во время адаптационного процесса. Выражайте всячески своё расположение новоиспечённому дошкольнику: целуйте, обнимайте и т.д.

Памятка для родителей: адаптация ребёнка в детском саду и основные ошибки

Итак, были описаны основные правила по улучшению адаптации малышей к дошкольному учреждению. Однако никто из родителей не застрахован от ошибочных действий. Вот почему необходимо подробнее остановиться на наиболее распространённых заблуждениях:

  • сравнение с другими ребятишками. Адаптируемся мы все по-разному. Вот почему не следует сравнивать малыша с его ровесниками, которые гораздо быстрее привыкают к детскому коллективу и воспитателю;
  • обман. Не нужно обещать ребёнку, что вы заберёте его через часик, если планируете вернуться только в вечернее время. Подобные родительские обещания приведут к тому, что малыш будет ощущать себя преданным;
  • наказание садиком. Не следует наказывать ребёнка более длительным пребыванием в дошкольном учреждении, если он привык находиться в ДОУ всего несколько часов. Это приведёт лишь к усилению нелюбви к садику;
  • «подкуп» сладостями и игрушками. Некоторые мамы и папы подкупают ребятишек, чтобы те хорошо себя вели в дошкольном учреждении. В результате ребёнок будет в дальнейшем шантажировать взрослых, требуя от них гостинцы ежедневно;
  • отправление в садик заболевшего малыша. В адаптационный период любая простуда способна надолго выбить ребёнка из колеи, поэтому не следует при недомогании отводить дошкольника в садик, иначе существует риск усилить симптоматику недуга.

Ещё одна распространённая родительская ошибка – исчезновение мамы, которая не желает отвлекать ребёнка от игрушек или детей. Подобное поведение, как мы уже говорили, приведёт лишь к тому, что у малыша повысится тревожность и возникнут многочисленные страхи. Не исключено усиление истерик.

В качестве заключения

Детский сад и адаптация – понятия часто неразрывные, поэтому не следует воспринимать привыкание к ДОУ в качестве какого-то абсолютного зла и негатива. Наоборот, подобный процесс достаточно полезен для ребёнка, поскольку готовит его к будущим переменам в жизни – школе, институту, семейным отношениям.

Обычно малыш привыкает к садику за пару-тройку месяцев. Но если детское состояние со временем не стабилизируется и возникают всё новые психологические проблемы (агрессия, тревожность, гиперактивность), следует обязательно пообщаться с психологом по поводу дезадаптации.

Если же проблема никак не решается, возможно, стоит рассмотреть вопрос о более позднем посещении детского сада. Бабушка может посидеть с малышом несколько месяцев? Вероятно, это будет наилучшим выходом из сложившейся ситуации. Удачной адаптации к садику!

Когда Настя, которой недавно исполнилось три года, первый раз пришла в сад, ее мама, Оксана, не могла нарадоваться: дочка потребовала побыстрее ее раздеть и побежала в группу смотреть новые игрушки. Мама сказала Насте: «Пока, дочка!», но девочка даже не услышала, так была занята. Когда через два часа мама пришла за ней, Настя спокойно играла, и казалось, что она даже не хочет уходить.

На следующий день Оксана не ждала никаких проблем, считая, что дочка привыкла сразу. Но не тут-то было! Настя устроила в раздевалке настоящий бой, не давала себя раздевать, плакала и просила маму: «Не уходи!» Она упиралась и не хотела заходить в группу, но тут на помощь подоспела воспитательница. Она взяла девочку на руки и сказала Оксане идти. Уходила Оксана совершенно в другом настроении, чем вчера.

Придя за дочкой, она обнаружила ее с заплаканными глазами. Оказалось, что она все это время просидела в уголке, ничего не ела и даже не подходила к игрушкам. Оксана задумалась, было ли ее решение отдать ребенка в сад правильным и сможет ли Настя привыкнуть к нему?

Эта ситуация очень типичная. Многие мамы, приводя малышей в сад впервые, удивляются тому, как легко они заходят в группу и, казалось бы, совсем не переживают их уход. Но следующие дни показывают, что не все так просто и малыш очень переживает. Конечно, есть дети, которые плачут с первого дня.

Встречаются также дети, которые действительно не плачут и радостно бегут в группу, как в первый, так и в последующие дни. Но таких детей очень мало. У остальных процесс адаптации проходит совсем не просто.

Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения:

  • четкий режим дня;
  • отсутствие родных рядом;
  • постоянный контакт со сверстниками;
  • необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;
  • резкое уменьшение персонального внимания.

Кому легко,а кому трудно

Часть детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1–3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация может длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.

Кому адаптироваться легче?

  • Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее , за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту «тетю» несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом).
  • Детям, физически здоровым , т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт».
  • Детям, имеющим навыки самостоятельности . Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.
  • Детям, чей режим близок к режиму сада . За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду: 7:30 – подъем, умывание, одевание; 8:30 – крайнее время для прихода в сад; 8:40 – завтрак, 10:30 – прогулка, 12:00 – возвращение с прогулки, 12:15 – обед, 13:00 – 15:00 – дневной сон, 15:30 – полдник. Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 20:30.
  • Детям, чей рацион питания приближен к садовскому . Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно, супы.

Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не считали нужным разговаривать об этом. Бывают ситуации, когда посещение садика начинается неожиданно по объективным причинам (например, вследствие тяжелой болезни бабушки, которая до этого ухаживала за ребенком дома). И, как ни странно, часто трудно бывает тем детям, чьи мамы (или другие родственники) работают в саду.

Почему он так себя ведет?

Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к саду пугают родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребенок вообще адаптироваться к саду, закончится ли когда-нибудь этот «ужас»? С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей, находящихся в процессе адаптации. В этот период почти все мамы думают, что именно их ребенок «несадовский», а остальные малыши якобы ведут и чувствуют себя лучше. Но это не так. Вот распространенные изменения в поведении ребенка в период адаптации.

Эмоции ребенка

В первые дни пребывания в саду гораздо сильнее выражены отрицательные эмоции: от хныканья, «плача за компанию» до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (кроха явно боится идти в садик, боится воспитателя или того, что мама за ним не вернется), гнева (когда малыш вырывается, не давая себя раздеть, или даже может ударить взрослого, собирающегося оставить его), депрессивные реакции и «заторможенность», как будто эмоций нет вообще. В первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если малыш и улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул (необычная игрушка, «одушевленная» взрослым, веселая игра). Наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. А вот плакать при расставании кроха может еще долго, и это не говорит о том, что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течение нескольких минут после ухода мамы, то все в порядке.

Контакты со сверстниками и воспитателем

В первые дни у ребенка снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными. Нужно помнить, что малыши 2–3 лет играют не вместе, а рядом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими малышами. О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.

Познавательная активность

Первое время познавательная активность может быть снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками. Многим детям требуется посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке. В процессе успешной адаптации малыш постепенно начинает осваивать пространство группы, его «вылазки» к игрушкам станут более частыми и смелыми, ребенок станет задавать вопросы познавательного плана воспитателю.

Навыки

Под влиянием новых внешних воздействий в первое время малыш может на короткое время «растерять» навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т.д.). Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только «вспоминает» забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он научился в саду.

Особенности речи

У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются «облегченные» слова и предложения. Не волнуйтесь! Речь восстановится и обогатится, когда адаптация будет завершена.

Двигательная активность

Некоторые дети становятся «заторможенными», а некоторые – неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется также и домашняя активность. Хорошим признаком является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.

Сон

Если ребенка оставить на дневной сон, то первые дни он будет засыпать плохо. Малыш может вскакивать или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.

Аппетит

В первое время у ребенка может быть пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со стрессовыми реакциями – малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита. Пусть малыш съедает не все, что есть на тарелке, но он начинает кушать.

Здоровье

В это время снижается сопротивляемость организма инфекциям, и ребенок может заболеть в первый месяц (а то и раньше) посещения садика. Конечно, многие мамы ждут, что негативные моменты поведения и реагирования малыша уйдут в первые же дни. И расстраиваются или даже сердятся, когда этого не происходит. Обычно адаптация проходит за 3–4 недели, но может растянуться на 3–4 месяца. Не торопите время, не все сразу!

Чем может помочь мама

Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.

  • В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде . Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.
  • В выходные дни не меняйте режим дня ребенка . Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.
  • Не отучайте ребенка от «дурных» привычек (например от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему малыша. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.
  • Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера . Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
  • Будьте терпимее к капризам . Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите кроху, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).
  • Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую) . Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке – заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.
  • Призовите на помощь сказку или игру . Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете «проиграть» с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется.

Спокойное утро

Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

  • И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно . Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую кроха берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.
  • Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться . Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода.
  • Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
  • У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

Не делайте ошибок

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае:

  • Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
  • Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
  • Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке . Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
  • Нельзя обманывать ребенка , говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Помощь нужна еще и маме!

Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, очень много говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» остается один очень важный человек – мама, которая находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Она тоже остро нуждается в помощи и почти никогда ее не получает. Часто мамы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад – это момент отделения мамы от ребенка, и это испытание для обоих. У мамы тоже «рвется» сердце, когда она видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад. Чтобы помочь себе, нужно:

  • быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье . Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее.
  • поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание . Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком – с вами! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.
  • воспользоваться помощью . Если в саду есть психолог, то этот специалист может помочь не только (и не столько!) ребенку, сколько его маме, рассказав о том, как проходит адаптация, и уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к детям. Иногда маме очень нужно знать, что ее ребенок быстро успокаивается после ее ухода, и такую информацию может дать психолог, наблюдающий за детьми в процессе адаптации, и воспитатели.
  • заручиться поддержкой . Вокруг вас мамы, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие «ноу-хау» есть у каждой из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.

Теперь, когда вы знаете, что многие негативные проявления в поведении ребенка являются нормальным проявлением процесса адаптации, вам нужно понять: очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе сойдут на «нет». Через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков.

Братья и сестры.

В 5-6 лет обостряются конфликты с братьями и сестрами. Это случается не столько из-за ревности как таковой, сколько из-за неумения ребенка направить свои чувства в позитивное русло - сделать маме подарок и услышать похвалу. Покажите ему, как можно себя вести.


В суматохе перед 1 сентября не многие родители успевают задуматься о таком явлении, как психологическая адаптация ребенка к школе. Между тем, в один день для первоклассника меняется весь уклад жизни. Игры уходят на второй план, а главная деятельность теперь – это учеба в совершенно новом месте и в непривычном коллективе.

Что такое адаптационный период?

Адаптацию можно охарактеризовать как привыкание к новым условиям жизни. Для первоклассника это практически шоковый период, поскольку школа меняет режим дня, обязанности и круг общения ребенка. Он попадает в новую среду, где нужно оперативно выстроить хорошие отношения со сверстниками и с учителями. К тому же, с первого учебного дня детям приходится соблюдать массу незнакомых правил, многие из которых оказываются довольно тяжелыми.

Очень важно, чтобы родители понимали, как нелегко приходится их малышу в этот момент, и всячески его поддерживали. Адаптация - многоплановый процесс, охватывающий несколько сторон жизни, так что члены семьи должны помогать комплексно, а не только в выполнении домашних заданий.

Сколько длится период адаптации?

Адаптационный период к школе может длиться от пары недель до полугода и даже больше. Конкретное время зависит от характера ребенка и условий, в которых он жил последние 2-3 года. Очевидно, что детсадовские малыши осваиваются в школе легче домашних детей просто потому, что не понаслышке знакомы с жестким режимом дня и большим коллективом сверстников. Немаловажным факторам оказывается самооценка ребенка и родительский настрой.

Также не секрет, что коммуникабельные дети-экстраверты быстрее приспосабливаются к школьной действительности, тогда как интроверты зачастую держат все страхи и переживания в себе, что несколько затормаживает адаптацию.

Признаки успешной и затруднительной адаптации

Ребенка можно поздравить с успешной адаптацией к школе, если ему нравится процесс обучения и он не испытывает излишней неуверенности в себе. Показателем служит и тот факт, как он справляется с учебной программой, если она не предполагает повышенной сложности. Но главный признак хорошо пройденной адаптации - это степень самостоятельности ученика. Если он сам понимает, что по приходу домой ему нужно сделать домашнее задание, и зовет вас на помощь лишь тогда, когда у него что-то не получается - значит, ваш малыш прекрасно справляется с этим трудным этапом в жизни. Играют роль и отношения с одноклассниками. Появление приятелей в школе является необходимым условием для комфортного самочувствия ребенка.

О тяжело протекающей адаптации говорит повышенная утомляемость малыша и расстройства сна. Также для нее характерно неверие в свои силы и нежелание учиться: «я боюсь», «у меня не получится», «я не хочу идти завтра в школу» и т. д. Имеет значение и количество дружественных контактов ребенка в классе.

Отсутствие хотя бы двух хороших приятелей за 2-3 месяца в школе - это тревожный звоночек. Возможно, при перечисленных случаях стоит прийти на прием к неврологу, который может назначить курс успокаивающих препаратов с ноотропным действием. К таким средствам относится Тенотен детский - он повышает концентрацию внимания и память ребенка, успокаивая и помогая адаптироваться к школьным условиям.

Прежде всего, важна психологическая установка ребенка, которую во многом формируют родители. Постоянно давайте малышу понять, что учеба - это серьезный процесс, требующий усилий. Все не может получаться идеально, и небольшие неудачи неизбежны. При этом не забывайте подчеркивать плюсы школы: общение с новыми ребятами, всевозможные внеклассные занятия и поездки, радость от учебных побед. В целом, говорите о школе в позитивном ключе, вспоминая любопытные истории из своей школьной жизни.

Если ваш ребенок пока плохо справляется с такими рутинными задачами, как уборка на столе и переодевание после прогулки, посвятите время исправлению этой ситуации. Самостоятельность ребенка в таких мелочах значительно облегчает школьные будни и не дает ребенку почувствовать себя отстающим от остальных.

Обратите особое внимание на выполнение домашних заданий. Вариант, когда родители сами усаживают ребенка за стол в удобное для них время, совершенно не пригоден. В домашнем расписании должно быть определенное время для учебного процесса. Идеальное время - с четырех до шести часов дня, когда малыш успевает отдохнуть после школы, но еще не чувствует вечерней усталости.

Запись в кружки и секции желательно отложить на вторую четверть или хотя бы на октябрь, чтобы нагрузка на ребенка не превысила свой критический максимум. При этом дополнительные занятия должны нравиться ребенку и выполнять функцию переключения на новый вид деятельности. Иными словами, кружку английского языка, если он уже преподается в школе, на первых порах лучше предпочесть спортивную секцию.

Родителям также не стоит строить наполеоновские планы и заранее видеть своего ребенка круглым отличником. Первокласснику больше нужна помощь и понимание, чем суровые требования. Вы можете спрашивать с малыша «по всей строгости» только в тот момент, когда он начнет демонстрировать стабильное эмоциональное состояние и хорошую работоспособность. Пока же, до полного завершения адаптационного периода, относитесь с понимаем к промахам и недочетам.